От трех комплектов украшений до собственного цеха: как ремесленница из Павлодара создала бренд с миллионными оборотами
Еще несколько лет назад жительница Павлодара Гүлназ Қадыр ходила по разным организациям с сумкой и небольшим каталогом, предлагая на продажу серебряные украшения в национальном стиле. Сегодня у нее есть собственный цех, команда из 14 человек и десятки заказов на настенный этно-декор ежедневно.
Digital Business продолжает серию материалов о победительницах четвертой волны инициативы She's Next, запущенной компанией Visa в партнерстве с Halyk Bank. Героиня этой статьи заняла третье место в категории «Действующий бизнес».
Команда Digital Business отправилась в Павлодар, чтобы увидеть мастерскую Гүлназ своими глазами и узнать, как ремесленница превратила хобби в бизнес и построила компанию с миллионными оборотами.
Видео с историей Гүлназ уже на нашем YouTube-канале. Подписывайтесь!
«Почему вы можете носить люксовые бренды ежедневно, а этно-украшения – нет?»
Из Астаны в Павлодар мы добирались на ночном поезде. Уже к 8 часам утра Гүлназ ждала нас на вокзале. После завтрака пошли на набережную. В это время года над Иртышом часто стоит густой туман. И пока мы шли вдоль реки, предпринимательница начала рассказ о себе.
Гүлназ 38 лет. Она родилась в Майском районе Павлодарской области. После школы пошла учиться на журналиста в Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова, который окончила с отличием. Получив диплом, она вышла замуж за военного, и вместе с ним уехала в Талдыкорган.
«Мы переехали по месту службы мужа. Так, я оказалась в очень интересной среде – среди айтыскеров, поэтов и писателей. Известный айтыскер Айтакын Булгаков был главным редактором газеты, где я работала. Он показал мне, насколько глубока казахская культура. Это окружение сильно повлияло на мое дальнейшее профессиональное развитие. Я стала еще сильнее уважать и ценить национальное наследие», – рассказывает Гүлназ.
В 2014 году контракт мужа закончился, и семья вернулась в Павлодар. Гүлназ ушла в декрет, но сидеть дома ей не хотелось.
«Во время декрета часто задавалась вопросом “Чем бы полезным заняться?”. Пока искала ответ, на глаза случайно попалась визитка ювелира. Посмотрела на нее, и вдруг мелькнула мысль: “А что, если попробовать поработать с ним?”. К тому же у меня всегда была любовь к этому ремеслу», – вспоминает предпринимательница. Так она начала продавать серебряные украшения в национальном стиле.
Для Гүлназ это было не просто способом заработать. Ей было интересно изучать историю своего народа. Ведь у каждого орнамента и украшения есть смысл, и чем больше она изучала, тем сильнее увлекалась этой темой.
Гүлназ собрала альбом с фотографиями изделий, который показывала потенциальным клиентам. В ассортименте тогда было всего 3 комплекта украшений. Денег на аренду магазина у женщины не было, поэтому каждое утро она выходила на улицу с сумкой и каталогом, заходила в разные организации и предлагала людям купить ее товар. В те годы ее доход составлял 100–150 тысяч тенге в месяц – для семьи это была существенная поддержка.
«Когда я начала предлагать изделия в этно-стиле, многие говорили: “Такое можно носить только на Наурыз, для обычной жизни это не подходит”. Но я с этим не соглашалась. “Почему вы ежедневно носите знаменитые бренды, а свое считаете чем-то второстепенным?” – этот внутренний протест всегда жил во мне», – вспоминает собеседница.
Она рассказывала потенциальным клиентам о смысле орнаментов, их истории и тем самым популяризировала этно-украшения. Постепенно число заказов росло.
В 2018 году Гүлназ удалось найти партнеров и со временем даже открыть два небольших магазина в городе, где были представлены несколько национальных брендов. Однако в 2022 году обе точки пришлось закрыть – рынок менялся. Люди стали отдавать предпочтение онлайн-заказам.
«За год оборот там вырос на 841%, и этот показатель продолжает расти»
После закрытия магазинов Гүлназ решила сосредоточиться на собственном производстве и основала компанию Qazoner Group. Сначала вместе с командой шила кожаные изделия, но масштабироваться оказалось сложно из-за нехватки специалистов. Затем она решила делать мебель в национальном стиле, но появились трудности с транспортировкой. В итоге стала производить настенный этно-декор.
Для этого в малой индустриальной зоне ISKER предпринимательница получила бесплатное помещение под цех. Позже она начала расширять цех и набирать команду.
Сейчас ее команда создает ключницы, медальницы, часы и панно с национальными орнаментами.
Самый популярный товар – настенная родословная (шежіре). На него ежедневно поступает более десяти заказов из разных регионов Казахстана.
«Наши изделия легко транспортировать по всему Казахстану. Мы доставляем их через “Казпочту” и другие службы доставки. Сейчас продукция широко представлена на маркетплейсах. За год наш оборот в онлайне вырос на 841%, и этот показатель продолжает расти», – рассказывает Гульназ.
Сейчас оборот компании Qazoner Group составляет около 7–8 млн тенге в месяц, маржа – примерно 30%. В компании работают 14 человек. Цех работает посменно с 8:00 до 22:00 без выходных.
«У нас есть так называемый “операционный день”. Раз в месяц я или мой муж сами становимся на место менеджера: принимаем заказы, общаемся с клиентами, занимаемся продажами. Это помогает увидеть недочеты, и после такого опыта всегда появляются идеи, как улучшить рабочие процессы», – рассказывает владелица бизнеса.
Почему Гүлназ решила возродить искусство Ортеке?
Рост заказов и стабильная работа цеха стали для Гүлназ важным этапом, но параллельно в ее жизни появилась еще одна идея, которая позже стала личной миссией.
«Когда я отдала сына на занятия домброй, поняла, что в современном мире при обилии всевозможных гаджетов удержать внимание ребенка непросто. Тогда мне пришла идея использовать ортеке – традиционную казахскую игрушку-марионетку. Это деревянный козлик, привязанный леской к руке домбриста, который двигается в такт музыке. Ортеке входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО», – рассказывает предпринимательница.
Она захотела купить ортеке для сына, чтобы ему было интереснее играть на домбре. Но так и не нашла в интернете информацию о производстве таких игрушек-марионеток в Казахстане.
Тогда Гүлназ решила возродить это искусство. Для этого разработала финансовую модель и убедилась, что проект рентабелен. Пока размышляла над идеей, в интернете несколько раз увидела анонс четвертой волны инициативы She’s Next, Empowered by Visa. В итоге она подала заявку с проектом по производству ортеке. Из более чем 16 тысяч претенденток сначала вошла в топ-30, а затем – в тройку лучших в своей категории.
За третье место в категории «Действующий бизнес» Гүлназ получила безвозвратный грант в размере 2 млн тенге. На эти деньги она планирует закупить оборудование и запустить производство ортеке.
Прототип уже готов. «Мы тестируем его вместе с домбристами. Пока главная проблема в весе: кукла должна легко прыгать. Сейчас подбираем подходящий материал, например клен или другую легкую древесину. Себестоимость сейчас составляет около 12–13 тысяч тенге», – говорит Гүлназ.
У Гүлназ пока нет планов искать дополнительное финансирование на это направление бизнеса. «Однако, если производственных мощностей станет недостаточно, можно будет воспользоваться льготным кредитом от Halyk Bank», – отмечает она. В этом году Halyk Bank выделил 600 млн тенге на кредитование участниц конкурса She’s Next. Лимит на одного заемщика – 30 млн тенге со ставкой 9%.
Когда ортеке выйдет в продажу и начнет приносить прибыль, Гүлназ планирует запустить обучающий YouTube-канал с видеоуроками игры на домбре на трех языках.
В этом году команда Qazoner Group также победила на региональном этапе конкурса «Лучший товар Казахстана». На вопрос, представляла ли Гүлназ такой результат, когда только собирала первые заказы с каталогом, она уверенно отвечает: за успехом стоит ежедневный труд.
«Если работать упорно, успех приходит рано или поздно. Я не сразу начала с производства – сначала была торговля. Также я считаю, человек никогда не должен переставать учиться. До сих пор каждый год прохожу хотя бы одно серьезное обучение. На свое образование вложила как минимум 4–5 млн тенге. Это непрерывный процесс», – говорит она.
Теперь ее цель – сделать Qazoner Group одним из 100 лучших брендов Казахстана.