Казахстанка начала бизнес на последние деньги, а теперь готовит ивенты для глав государств
Айгуль Мурат окончила юрфак с отличием, вышла замуж, родила двоих сыновей… И после внезапного развода осталась одна с детьми, которых нужно было растить и обеспечивать. Последние деньги пустила на открытие бизнеса – поставила пару компьютеров в помещении, которое за символическую плату сдала подруга.
Сегодня ее компания Turai Service организовывает мероприятия для глав государств и первых лиц, участвует в проведении международных чемпионатов, а сама Айгуль выступает продюсером. В интервью Digital Business она рассказала, как продажа туров переросла в организацию ивентов для президентов, через сколько лет она перестала просыпаться с мыслями о нехватке заказов, и как рождение третьего сына изменило подход к бизнесу.
«Научилась вовремя говорить клиенту “нет”»
— Почему выбрали ивенты? Ведь есть бизнес с меньшим уровнем риска и стресса.
— Если честно, это не я выбрала сферу, а она меня. По образованию юрист, дополнительно отучилась на бухгалтерский учет и аудит. После получения диплома отец посоветовал подать резюме в министерство финансов на позицию юриста. За 3,5 года научилась правильно составлять официальные письма, деловому этикету, участвовала в разработке нормативных актов и разобралась, как в целом устроено мышление госслужащих. А также брала на себя обязанности по организации внутренних мероприятий.
Далее работала юристом в частной компании, где занималась организационными вопросами кинофестиваля Тимура Бекмамбетова. В частности, организовывала встречу голливудских звезд Хилари Суонк и Эдриана Броуди. Тогда еще я не называла это ивентами, но уже занималась ими.
В 2015-2017 годах работала в крупной авиакомпании, где получила бесценный опыт взаимодействия с международными организациями. Заодно подтянула английский.
А потом замужество, переезд в Алматы – и тяжелый развод. 8 лет назад вернулась в Астану с двумя детьми и без денег. На алименты за 2 месяца – только это и сумела взыскать с бывшего мужа – купила детям стол и кровать. И открыла бизнес: помещение почти бесплатно сдала подруга, я поставила там 2 компьютера и посадила людей. Хотела продавать туры, но внезапно предложили организовать ивент. Так все и началось.
— Расскажите подробнее о своем первом кейсе.
— Нужно было организовать ивент для ста сотрудников почтовых компаний из Европы и стран СНГ под эгидой международной ассоциации PostEurop. Шел 2017 год, период ЭКСПО, когда проходило много сопутствующих мероприятий.
На тот момент в штате были я, бухгалтер, авиа-агент – вы ведь помните, что открывала турфирму — и менеджер, которую привлекла под ивент. И вчетвером мы с этой задачей справились.
Сложнее всего было в эмоциональном плане: сроки сжатые, многое казалось невыполнимым. Боялась, что не потяну. Сейчас понимаю – это был важный урок: научилась планировать, контролировать, не бояться задавать вопросы, и при необходимости говорить клиенту «нет».
В этой индустрии нужны смелость, внутренний стержень и стойкая психика, чтобы самостоятельно принимать решения и получать нужный результат. А еще честность и умение договариваться. Прежде всего с самой собой.
Этому меня научил отец – причем не на словах, а собственным примером. Его дисциплина, спокойствие и жизненное кредо – «слово должно весить больше, чем бумага», – стали моим стандартом.
«Ивент, музыка, сцена… и рядом горит лес»
— Какой проект самый масштабный в вашем портфолио?
— 73-я сессия Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения. У ВОЗ очень высокая планка: они уже десятилетиями проводят такие мероприятия по всему миру. 700 человек из 84 стран, четыре дня активностей... Я была довольно молода, и, честно говоря, заказчики боялись, что не потяну. Задача действительно была сложной, но ничего такого, с чем бы мы не справились, не было: к тому моменту уже умела делегировать, а команда научилась работать слаженно.
Еще один пример – большая международная конференция на 60 тысяч человек с участием главы Казахстана, иностранных гостей и инвесторов. В этот период я была в декретном отпуске, и это был своего рода тест на доверие – девочки из команды выполняли многие поставленные задачи сами. Мне нужно было держать все под контролем, не паниковать и не пытаться взваливать на себя дополнительные обязанности.
3,5 года была основным подрядчиком Международной федерации Qazaq kuresi (казакша курес, национальная казахская борьба – здесь и далее примечания Digital Business). Мы проводили чемпионаты Европы, Азии, чемпионаты мира в Казахстане.
— Провалы случались?
— Однажды, заказчик – потрясающий, но очень рисковый человек – выбрал площадку для ивента в Батуми: прямо на площади у скульптуры «Али и Нино». Скоординировались с местной гидрометеослужбой – они сообщили, что в дни проведения чемпионата будет ясно. Но местные жители предупреждали: дождь обязательно пойдет. Заказчик стоял на своем.
В день мероприятия начался ливень. Ферма (металлическая конструкция, на которую подвешивают оборудование) упала – хорошо, что никого не покалечила. Мы быстро все разобрали, частично перенесли программу в закрытую локацию и спасли мероприятие, насколько это было возможно.

Фото с мероприятия в Батуми
А на фестивале в ВКО прямо перед сценой, где шло выступление с участием министра, загорелась изба, а вслед за ней – целый участок леса. Как выяснилось, нетрезвый мужчина в разгар фестиваля решил затопить баню. Представьте: ивент, музыка, сцена… и рядом горит лес. Мы мгновенно остановили стриминг и часть программы, скооперировались, потушили пожар и возобновили работу, но уже в другом формате.
С 2017 года Turai Service провел около 40 крупных мероприятий. Эта работа незаметна, весь тернистый путь и мытарства остаются за кулисами. Мы не блистаем на сцене, как звезды, но вкладываем много сил и энергии в организацию – это колоссальный труд.
Главное, что я вынесла из этого – факапы бывают у всех, ни один ивент не проходит в точности так, как было задумано. Да и от форс-мажоров никто не застрахован – мы же не можем остановить дождь! Поэтому всегда должен быть план В, С и даже D. Выхода нет только из гроба – остальное решается.
«Перестала просыпаться с мыслью: “А будет ли работа?”»
— Что нужно, чтобы заполучить крупных заказчиков?
— Чтобы работать с протокольными проектами, нужно соблюсти 3 негласных условия:
- компания должна существовать не менее 5 лет;
- наличие реализованных проектов за рубежом;
- обязателен опыт сотрудничества с протокольными службами.
Мы быстро поняли, что с большими компаниями работать интереснее, потому изначально не брали мелкие заказы. У крупных игроков хороший, гарантированный бюджет, но при этом, конечно, высокий уровень требований. Если говорить о взаимодействии с госсектором, есть еще один нюанс – они часто платят постфактум. К счастью, спустя годы в индустрии мы имеем возможность самостоятельно финансировать проекты на старте.
— Такая модель требует устойчивости бизнеса. В какой момент вы достигли этого уровня?
— На третий год, когда начали появляться не разовые заказы, а постоянные клиенты. Когда перестала просыпаться с мыслью «А будет ли работа в следующем месяце?», поняла – все, мы встали на ноги.
Сейчас в команде вместе с аутсорсингом и аутстаффингом около 300 человек. С гордостью говорю: с 2017 года все мои девочки – бухгалтеры, финансисты, юристы – до сих пор со мной. Если уходили, то только в декрет, и потом возвращались.
«Мой KPI – чтобы проект прошел спокойно, без авральных ночей»
— Как выстраиваете бизнес-процессы?
— Первый вопрос, который мы задаем: планируется ли участие глав государств? Если да, подключается госохрана и протокольные службы – заказчик там лишь одна сторона процесса, а наша задача усложняется.
Дальше составляем «скелет» сметы и концепцию. Если клиенту все подходит, брифуем 3D-дизайнеров. На основе его проекта формируется общая картина, которая потом тысячи раз корректируется клиентом.
Параллельно собираем команду: есть костяк из 8 «амазонок» – моих менеджеров, которые росли вместе с компанией и способны работать без лишних нервов и эмоций. Для крупных проектов добираем людей под конкретные задачи.
- По запросу берем на себя программную дирекцию, а именно:
- подбор спикеров;
- проработка тематики;
- сценарная часть;
- написание контента;
- управление программой мероприятия.
Если проект на экологическую тематику, привлекаем к разработке концепции эколога. Если спортивный – спортивных консультантов. Если бизнес-форум – аналитиков и отраслевых экспертов.

Команда Turai Service
— Какие KPI вы ставите команде, а какие – для себя?
— Для команды KPI простые, но жесткие:
- сроки;
- умение мгновенно реагировать на запросы;
- качество исполнения;
- удовлетворенность клиента.
Для себя – чтобы проект прошел спокойно, без авральных ночей. При этом по ночам я все равно не сплю – у меня маленький ребенок. Можно было бы нанять круглосуточную няню, но считаю, что ночные дежурства первые 3 года – святой долг матери.
— Как материнство повлияло на ваш подход к бизнесу?
— У меня трое сыновей. Двое старших – погодки, 14 и 13 лет, с ними материнство было неосознанное: пропадала на работе, могла заночевать в офисе. Третьего родила совсем недавно, в 38 лет, и с ним все иначе – стала спокойнее и мудрее, научилась расставлять приоритеты. Теперь на первом месте – семья, работа – на втором.
Правда, иногда кажется, что ничего не успеваю. Но в семье, как и в проектах, важно планирование и делегирование: няня и родители помогают, дома чисто, спокойно, дети сыты. Этот год показал – если держать внутреннюю дисциплину, все возможно. И да, сыновья для меня важнее всех денег мира.
Ивенты, PR… и нефтегазовая отрасль – о диверсификации бизнеса
— Помимо ивентов, у вас еще несколько направлений: PR и коммуникационные услуги, поставки сувенирной продукции и – внезапно – сервис в нефтегазовой отрасли. Чем объясняется столь необычный выбор диверсификации бизнеса?
– Если с PR-сопровождением и коммуникационными услугами все более-менее понятно – это некое продолжение ивентов, то с нефтегазом вышло неожиданно даже для моих знакомых. Просто поступил запрос, и я решила не отказываться. Надо понимать, что нефтегазовая отрасль очень закрытая: компании годами не меняют поставщиков. Тем не менее, мы попробовали – и вошли.
В этом году нефтегазовому направлению Turai Service исполняется 5 лет. Это более стабильный бизнес, чем ивенты. В отличие от мероприятий, где всегда нужно искать следующий проект, здесь есть длительные контракты, планируемая загрузка, предсказуемые платежи. Это «хлеб» для всей моей команды.
Мы ведем зарплатные проекты, занимаемся организацией тимбилдингов и корпоративов, пошивом спецодежды, обучением сотрудников, подбором вспомогательного персонала. В этом году хотим участвовать в конкурсах на полное комплексное обслуживание зданий.
— Что думаете насчет социальной ответственности предпринимателя?
— При масштабировании поняла важную вещь: от дохода должна быть отдача. Искренне верю: где заработал – там и отдай десятину. Поэтому для меня социальные проекты – не галочка в списке обязательных дел. Я волонтер частного фонда Dos Community, где мы не деньги жертвуем, а делимся навыками. Помогаю женщинам, особенно матерям-одиночкам, потому что сама через это прошла. Кого-то брала к себе на работу без опыта – обучала либо помогала открыть свое дело.
Почти в каждый проект «вшиваю» социальный импакт: это и клиенту плюс, и фонду помощь, и от меня садака (добровольное пожертвование в исламе). Добро должно ходить по кругу.