Сравнили цены с соседями: и вот на сколько может подорожать бензин в Казахстане
Казахстан стоит на пороге резкого подорожания бензина, т.к удерживать цены бесконечно - экономически нецелесообразно. В беседе с Digital Business известный экономист Алмас Чукин отметил, что регулируемые цены на АИ-92 и дизель наносят серьезный ущерб экономике, тогда как соседние Кыргызстан и Узбекистан живут при свободных рыночных ценах - и, несмотря на более низкий уровень жизни, воспринимают это как норму.
Пристегнитесь, мы взлетаем
По словам Чукина, казахстанцам стоит морально готовиться к более дорогому топливу. Эксперт считает, что рынок неизбежно будет стремиться к уровню соседей, где литр АИ-92 сейчас (26 ноября 2025 года) стоит около 450 тенге в Кыргызстане и 460 тенге в Узбекистане.
«Ну вот, допустим, Кыргызстан, Узбекистан живут со свободными ценами, и они у них выше, при том что уровень жизни там ниже, чем у нас. Тем не менее, никто не требует и не возмущается, поскольку понимает, что не на кого повесить эту нагрузку», — сказал Чукин.
Простая математика: сколько может стоить бензин весной 2026 года
Сегодня литр АИ-92 в Казахстане стоит 241 тенге, и до начала апреля 2026 года цены нельзя повышать - действует правительственный мораторий. Но сразу после его завершения цены начнут расти: это уже подтвердили в Минэнерго. И, как это обычно бывает после долгой заморозки - рост может быть не плавным, а резким. Экономисты предупреждают: стране придется «догонять соседей», иначе перетоки топлива неминуемы - об этом ранее говорил и министр нацэкономики Серик Жумангарин.
Считаем
Если ориентироваться на текущие цены в Кыргызстане и Узбекистане, разница с Казахстаном составляет почти 90%. Это значит, что литр АИ-92 теоретически может подорожать примерно на 219 тенге, если рынок выровняется до регионального уровня. И это только по сегодняшним данным. Сколько будет стоить топливо у соседей к апрелю 2026-го - не знает даже Минэнерго.
Почему Россия - не ориентир
Многие сравнивают цены на бензин с российскими, но, по словам Чукина, это ошибочно. Российский рынок искажен субсидиями. Он утверждает, что государство доплачивает нефтепереработчикам, компенсируя разницу после налогового маневра, который привязал цены к мировым котировкам.
«Там государство доплачивает бензинопроизводителям. Они несколько лет назад провели налоговый маневр, переключив на мировое ценообразование. Чтобы внутренний рынок субсидировать, они занимаются этим в скрытом виде. Из-за таких субсидий российские цены не являются объективными и не могут служить ориентиром для Казахстана. К цене, которая на бензоправках в России, надо прибавлять субсидию, которую получают НПЗ. Получается, у нас должна цена должна быть выше, чем в России, если совсем рыночно считать», — объяснил экономист.