Казахстанцы создали корпоративную экосистему ИИ-агентов и уже получили $6 млн

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 24.11.2025, 09:05
2025-11-24T09:05:27+05:00

Алибек Полатов родом из Шымкента. После школы поступил в Казахстанский филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, где изучал системное программирование. Окончив вуз, вернулся в Казахстан и почти сразу нашел себя в предпринимательстве. Сначала основал веб-студию по разработке сайтов, а с 2020 года начал запускать собственные стартапы. В этом году Алибек стал СЕО и кофаундером проекта shai.pro – платформы, которая позволяет создавать ИИ-агентов и цифровых ассистентов. Компания уже привлекла $6 млн инвестиций.

Для совместного проекта Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Центральной Азии» Алибек рассказал, почему «не выстрелили» предыдущие его продукты, как он экстренно вылетел в другой город, чтобы продолжить общение с инвестором и чем shai.pro отличается от конкурентов. Также узнали, какие крупные компании уже используют продукты shai.pro, как команда ускорила цикл заключения сделок и планах стартапа на ближайший год.

«Понял, что можно получить большие деньги на стадии идеи»

– Алибек, как начался ваш путь в ИТ?

– В 2013 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Почти сразу нашел себя в предпринимательстве: основал веб-студию по разработке сайтов и digital-маркетингу. Однако всегда хотел не просто оказывать услуги, а создать продукт, который смогу продавать и зарабатывать на этом.

Алибек Полатов

В стартап-индустрию попал в 2020 году, когда из Сингапура прилетел мой одногруппник Магжан Икрам. Он рассказал, что привлек $1 млн инвестиций для своего ИТ-продукта на стадии идеи. Понял, что в этой сфере можно получить большие деньги и предложил Магжану вместе запустить проект.

Сначала думали о разработке конструктора для создания чат-ботов, но не смогли привлечь инвестиции. Переключились на финансовый инструмент в сфере цифровых валют, однако в течение шести месяцев не смогли получить лицензию от МФЦА и приостановили работу. Вместо этого решили создать собственную аналитическую систему на базе блокчейна, на которой пользователь мог без регистрации получить информацию о кошельках, транзакциях, изучить поведение других юзеров на криптовалютных биржах. Так появился проект Oraclus.

В 2022 году привлекли $400 тысяч инвестиций от крупного провайдера блокчейн-данных, а в 2023-м прошли на программу Hero Training от Тима Дрейпера. Уже тогда в Кремниевой долине активно создавали ИИ-решения. Стали думать, как внедрять ИИ в наш проект, и, например, создать Perplexity (интеллектуальная поисковая система на базе ИИ – прим. Digital Business) в сфере блокчейна.

Алибек Полатов

Но для дальнейшего развития нужны были средства. В 2024-м объявили об открытии раунда на $2 млн. Тогда наши конкуренты в мире получали значительно больше: $30 млн и даже $60 млн. Понимали, что без инвестиций будет сложно, однако закрыть раунд не смогли и приостановили работу над Oraclus.

– Когда появилась идея создавать ИИ-агентов?

– Параллельно с этим еще один университетский друг прилетел в Казахстан из Великобритании. На тот момент он работал в фармацевтической компании GSK в Лондоне, где участвовал в создании GenAI-продуктов и уже использовал мультиагентов.

Он рассказал, что агенты могут общаться между собой, автономно принимать решения, распределять задачи, проверять их выполнение и т.д. Был очень удивлен и предложил ему создать некое ИИ-решение, которое будет давать компаниям инвестиционные рекомендации.

Алибек Полатов

В конце 2024-го рассказал про идею владельцу нескольких крупных компаний в Казахстане, Узбекистане, Гонконге и на Кипре, а также главному бенефициару узбекистанского банка AVO Руслану Адильбаеву. Он увидел в ней потенциал, но позже оказалось, что другие игроки рынка пока не готовы к таким решениям. Вместо этого одна из инвестиционных компаний, с которой удалось пообщаться, попросила нас внедрить ИИ на более базовом уровне: создать чат-бота на основе локальных данных, который будет работать в закрытом контуре. Заключили контракт и начали работу.

«В прошлых проектах были нацелены на создание продукта, а стоило больше продавать»

– Как развивались события дальше?

– В марте этого года вновь встретился с Русланом Адильбаевым в Астане. У него был всего час перед вылетом в Алматы. Начал подробно объяснять ему, как работают мультиагенты, и что они умеют. Рассказал, какое решение создаем сейчас для одной инвестиционной компании. Времени не хватило, поэтому быстро взял билет на тот же рейс и полетел вместе с ним. Общались в полете, в гостинице, а на следующий день составили бизнес-план и заключили соглашение о привлечении инвестиций. Руслан вложил в проект $1 млн, которые ушли на развитие продукта и содержание команды. С этого момента началась история shai.pro.

– С какими проблемами столкнулись на первых порах?

– На тот момент руководство многих компаний до конца не понимало, как именно им может помочь ИИ. К решению проблемы подходили максимально рационально. Сначала изучали бизнес-процессы потенциальных клиентов. Для этого отбирали фокус-группу из сотрудников и проводили воркшопы, где разбирались, как ИИ способен упростить их работу. Затем составляли список задач, выполнение которых реально ускорить с помощью ИИ-агента и получить видимый результат.

После начальство выбирало, каких агентов нужно запустить в первую очередь, и мы приступали к работе. Это помогало создавать действительно нужный продукт и не внедрять ИИ ради галочки.

Алибек Полатов

Например, благодаря одному из запросов у нас появился вертикальный агент SHAI Compliance AI, который проверяет соответствие документа международным и отраслевым стандартам (ISO, ГОСТ, API, ASME). Если человек тратил на проверку несколько часов, то ИИ-агент справляется за пару минут.

Однако опыт, полученный при работе над другими проектами, помог избежать многих популярных ошибок во время создания shai.pro.

– О каких ошибках идет речь?

– Первая – отсутствие рекламы. Мы с партнерами – программисты, достаточно скромные люди. До этого создавали продукты, но не рассказывали о них в публичном пространстве. Даже когда привлекли $400 тысяч инвестиций в 2022 году для Oraclus, не сообщали об этом в медиа и соцсетях. Казалось, сумма незначительная. Возможно, если бы тогда проявили себя, то наши прошлые проекты имели продолжение.

Также важно базироваться в той стране, где находится большинство твоих клиентов. Особенно если продаешь непростой продукт. В случае с Oraclus, наши заказчики в основном были не в Казахстане. Часто ездили в Сингапур, ОАЭ и другие страны, где быстро развивается блокчейн. Но закрыть сделки не смогли: когда заключаешь контракт на большую сумму, необходимо постоянно находиться рядом со второй стороной.

При открытии раунда важно не исходить из логики «мы в Казахстане, здесь все дешевле». Если хочешь конкурировать на мировом уровне, то должен иметь возможность нанимать сильных специалистов по всему миру, чтобы быстрее решать сложные задачи и продвигать свои продукты. А, значит, привлекать нужно немалые суммы.

Алибек Полатов

Еще одной нашей ошибкой стало смещение фокуса. В прошлых проектах были нацелены в первую очередь на создание продукта, а стоило больше продавать. В случае с shai.pro. предложили первому заказчику, инвестиционной компании, идею, получили деньги и на эти средства реализовали продукт.

«У нас работают специалисты, которые создавали GenAI-решения в международных корпорациях»

– Что сейчас предлагает shai.pro?

– Наш главный продукт – платформа, которая позволяет компаниям (банкам, квазигосструктурам и другим крупным корпорациям) самостоятельно создавать ИИ-агентов и цифровых ассистентов.

Также у нас есть несколько готовых ИИ-агентов. Раньше всех появился SHAI Summarization Agent, который составляет краткие резюме по итогам переписок в корпоративных чатов. Позже добавили SHAI Report Generator Agent, куда можно загрузить множество документов, а он генерирует отчет по заданному шаблону. Или SHAI Voice Assistant Agent – голосовой агент, который транскрибирует аудиофайлы. И это только часть продуктов.

Помимо этого для инвестиционных компаний разрабатываем Financial Agent Studio – решение из примерно 10 ИИ-агентов, которые упрощают выполнение самых популярных задач таких клиентов.

Алибек Полатов

– Много ли у вас конкурентов?

– На мой взгляд, полгода назад в Казахстане их практически не было, однако сейчас появляются компании, которые создают подобные решения. Однако для нас это не проблема. Во-первых, мы на несколько шагов впереди в нашей экспертизе. Во-вторых, наличие похожих проектов помогает в продажах: все больше крупных клиентов узнают про ИИ-агентов и нам приходится гораздо реже объяснять потенциальным заказчикам, зачем им эта технология.

– В чем отличие shai.pro от других ИИ-агентов?

– Большинство решений, существующих на рынке, плюс-минус похожи. Поэтому уникальность shai.pro – в команде и экспертизе сотрудников. У нас работают специалисты, которые создавали GenAI-решения в крупных международных корпорациях. Благодаря таким людям можем быстро реагировать на изменения рынка и разрабатывать действительно крутые и полезные продукты.

Кроме того, большинство наших продуктов работают on-prem (модель развертывания, при которой продукт или платформа устанавливаются внутри инфраструктуры компании-клиента, а не в облаке – прим. Digital Business). Такими решениями обычно пользуются корпоративные клиенты, у которых много конфиденциальной и чувствительной информации. Отдельное внимание уделяем безопасности данных, для этого есть отдельная команда.

«С некоторыми клиентами обсуждаем контракты от 100 млн тенге в год»

– Кто клиенты shai.pro?

– В портфолио около 30 клиентов: это государственные организации, квазигосструктуры и финансовые компании. Большая часть находится в Казахстане. Цикл сделки в среднем 3 месяца, но есть заказчики, которые готовы подписать документы за неделю.

При этом продавать саму платформу довольно проблематично, ведь многие клиенты по-прежнему до конца не понимают, какие решения им необходимы. Когда внедрили вертикальных агентов, ускорили процесс заключения сделок.

Алибек Полатов

Кроме того, продукт недешевый, а представители enterprise должны максимально подробно просчитать нематериальные и материальные эффект от использования наших решений. С готовыми ИИ- агентами это сделать проще.

Клиентов, которые покупают платформу и самостоятельно создают агентов, пока немного. Большинство заказчиков хотят, чтобы мы комплексно настроили все – от самой платформы c ИИ-агентами до LLM. Технология относительно новая, и во многих компаниях пока нет специалистов, которые с ней работали.

– По какой бизнес-модели работает стартап?

– В основном продаем годовые лицензии, однако итоговая стоимость индивидуальна и зависит от количества и сложности агентов. Например, до конца декабря приобрести годовую подписку на Salyq.ai (налогового консультанта на основе ИИ) можно всего за 5000 тенге. Потом цена станет выше.

В рамках платформы с ИИ-агентами суммы договоров в большинстве случаев значительно выше. Установка и поддержка одного ИИ-агента стоит примерно 10-20 млн тенге в год. С некоторыми клиентами обсуждаем контракты от 100 млн тенге в год.

Алибек Полатов

– Удалось ли выйти в точку безубыточности?

– Пока нет, но прогресс есть. В нашей сфере сложно посчитать MRR, так как в один месяц можем заключить несколько крупных годовых контрактов, однако выручку нужно будет поделить на 12. По итогам года работы сможем назвать точные суммы.

«Главная задача фаундера — удержать команду»

– Сколько всего было вложено в shai.pro?

– Всего привлекли в проект $6 млн от Руслана Адильбаева, из которых $5 млн получили в сентябре. Большая часть средств уходит на содержание команды и развитие продукта. На данный момент в shai.pro работает около 70 человек. При этом 90% находится в Казахстане. Сейчас активно нанимаем сотрудников, особенно не хватает сильных GenAI-специалистов.

SHAI

– Как будет развиваться проект в ближайший год?

– Делаем ставку на R&D-направление, чтобы быстро адаптироваться к изменениям рынка.

Также находимся в процессе заключения договоренностей с «Казахтелеком», который сможет предлагать наши решения портфельным компаниям «Самрук-Казына». Кроме того, раньше сделки затягивались, так как у многих компаний просто не было GPU и видеокарт, необходимых для работы наших продуктов. Сейчас ситуация изменилась: у «Казахтелекома» есть железо, а у нас – технология.

Еще рассматриваем выход на европейский рынок. Один из кофаундеров, Дильшат Утешев, живет в Англии и встречается с заказчиками. Например, сейчас наше решение активно тестирует Galvani Bioelectronics Limited – совместное предприятие Alphabet (материнская компания Google) и фармацевтического гиганта GSK. Наш продукт за несколько минут закрыл задачу, на которую в корпорации уходило 3 месяца. Если клиентов станет больше, будем открывать офис.

– Вы более 5 лет запускаете продукты в Казахстане. Как оцениваете состояние стартап-экосистемы нашей страны?

– В Казахстане с каждым годом появляется все больше возможностей, чтобы растить прибыльный продукт внутри страны.

Раньше все бегали в поисках инвестиций. Теперь появились венчурные фонды, бизнес-ангелы, скоро заработает фонд фондов. Регулярно запускаются акселераторы и программы поддержки от Astana Hub, других организаций. Результаты тех, кто прошел через них, увидим совсем скоро. Уверен, что в Казахстане появится новое поколение молодых предпринимателей, которые небольшими командами по 3-5 человек смогут создавать серьезные продукты и зарабатывать на них.

Алибек Полатов

– Что можете посоветовать начинающим стартаперам?

– Не проходите акселераторы просто ради галочки. Если в первый раз что-то не получилось, нужно идти дальше, пробовать новые решения. Причина неудачи обычно не в самой программе. Это может быть рынок, команда, неправильные ожидания, слишком ранние или неподходящие инвестиции. Знания и опыт от каждого обучения остаются с вами, надо лишь применять их на деле.

За годы работы понял: в стартапе главное — не дать компании умереть. Задача фаундера — удержать команду, потому что именно эти люди создают культуру, верят в идею и идут за тобой. Им нужно дать чувство, что они делают что-то значимое, что участвуют в большом деле.

Именно благодаря команде проходили сложные периоды. Искали выход, как срочно зарабатывать и закрывать кассовые разрывы. Многие стартапы закрываются в такие моменты, мы же смогли выстоять только потому, что команда оставалась вместе.