Инженер-нефтяник потерял работу и вместе с женой запустил производство сумок в Алматы

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 24.11.2025, 09:22
2025-11-24T09:22:17+05:00

Аким Бурбаев по образованию инженер, его жена Татьяна энергетик. Раньше Аким работал инженером в нефтесервисной компании и ездил на Кашаган, пока компания не закрылась. Сегодня они вдвоем шьют сумки в своей квартире. Муж кроит кожу и работает на промышленной швейной машине, супруга отвечает за пошив. Их дочери-двойняшки расписывают шопперы вручную и получают за это зарплату.

Digital Business Finance рассказывает, как из дорогих шопперов с Гарри Поттером родилась идея семейного бизнеса, почему семья рискнула сбережениями и что им мешает конкурировать с Китаем.

Из Украины через Якутию в Казахстан

Аким Бурбаев родился в Украине в 1977 году. Отец казах, мать украинка. Сразу после рождения мальчик с родителями уехал в Якутию, где они работали на строительстве БАМа. Когда Аким еще жил в Якутии, родители разошлись. Отец уехал в Казахстан и обосновался в Алматы.

После школы юноша вернулся в Украину, окончил коммерческий вуз по специальности менеджмент, потом получил инженерное образование. Там же женился на Татьяне.

Через несколько лет студенческий друг позвал на работу в иностранную трейдерскую компанию в Москву. Аким принял предложение, проработал несколько лет и набрался опыта, но все-таки решил уезжать из столицы России.

«Москва меня и в тот момент немного пугала, а сейчас тем более. А в Алматы жил родной человек, и мы решили уезжать», — вспоминает Аким.

В 2006 году семья переехала в южную столицу Казахстана. На новом месте он устроился инженером в компанию отца, которая оказывала сервисные услуги в нефтегазовой отрасли с узкой специализацией. Тогда это была одна из немногих казахстанских частных фирм, работавших на новом месторождении Кашаган.

Потеря работы и путешествие в Украину

Через шесть лет компания закрылась. Начался период, который Аким называет «безвременьем», когда он пытался найти применение своим навыкам, но ничего серьезного не находил. В семье подрастало трое детей: старший сын и дочери-близняшки. Аким подрабатывал где мог, чтобы обеспечить семью, даже таксовал в «Яндекс Такси».

Летом 2018 года семья решила съездить в Украину на автомобиле. Нужно было навестить родственников и показать детям страну. За четыре дня семья проехала четыре тысячи километров.

«Это было путешествие всей нашей жизни, четверо суток за рулем; такого у меня еще не было. До поездки мы не знали в каком направлении нам двигаться, но вернувшись, были настроены ни на кого не надеяться и начать что-то делать. При этом конкретной идеи еще не было», — рассказывает Аким.

Решение пришло от детей.

Шопперы из «Меломана» как идея для бизнеса

На день рождения двойняшек старший брат подарил тканевые шопперы с символикой Гарри Поттера из «Меломана». Девочкам подарок понравился. Но Татьяна посмотрела на шопперы и спросила сына, сколько они стоят. Когда он назвал цену, она удивилась: два куска простой ткани за такую высокую цену.

«Я сказала: мы можем легко делать такие же сами. Мама у меня шила и вязала, и я шила одежду детям, то есть навыки были. Мне вообще тяжело покупать вещи, которые я умею делать сама. Когда мы идем в магазин и спортивные штаны на девчонок стоят 18 тысяч, я хватаюсь за голову. Дочери со мной не любят ходить, потому что я часто  спрашиваю: за что?», — объясняет Татьяна.

Три метра ткани и первые продажи

Начать решили с шопперов.  Финансы семья тогда экономила, большую часть накоплений израсходовали на поездку в Украину. Поэтому поехали на барахолку в поисках недорогой ткани.

«Стартовый капитал у нас был около 15 тысяч тенге. Когда мы попросили отрезать три метра, да еще и со скидкой, на нас посмотрели странно. У них рулонами берут, а мы пришли с тремя метрами. А для нас даже это было много», — вспоминает Татьяна.

Супруги сшили первые три шопера, причем добавили дно, чтобы сумка была объемной, и вшили карман. Старшая из двойняшек, Ксюша, с детства любила рисовать. Татьяна нашла в интернете известную художницу из Кыргызстана, которая расписывала одежду. Купила у нее краски, узнала технологию. Дочка нарисовала на шопперах романтичные рисунки линиями.

Первые изделия продал старший сын в своем университете по три тысячи за штуку. Деньги сразу пошли на закупку ткани для новых шопперов.

«Продали первые шопперы, купили еще три метра ткани, все деньги обратно в материалы. Постепенно развивали Instagram, первый год даже о рекламе не думали», — рассказывает Аким.

В декабре 2018 года их пригласили на первый Almaty Pop-Up Store. Заготовили 50 шопперов по 3500 тенге. Аким так вошел в кураж при продаже, что если человек брал две штуки, уступал почти половину стоимости. В итоге за несколько часов распродали всю партию.

От оверлока за 80 тысяч до Bernina за 2,5 миллиона

Постепенно производство росло, шили у себя в квартире. Для обработки швов нужен был оверлок, машина, которая обрабатывает срезы ткани. Супруги отложили 60 тысяч тенге с оборота, но сразу договорились, что дороже этой суммы не тратят. Приехали к продавцу, посмотрели и купили за 80 тысяч.

«У нас всегда так с оборудованием. Планируем одну цену, приходим на место, смотрим и понимаем, что нужно более дорогое. Всегда выходим из бюджета», — признается Татьяна.

Через год Татьяна решила, что надо делать поясные сумки, тогда они только входили в моду. Два месяца разрабатывала модель. Сделали из экокожи, потому что поясная сумка из ткани быстро теряет форму. Для работы с экокожей пришлось купить мощную бытовую швейную машину. До этого Татьяна шила на машинке, которую ей подарил отец Акима на 8 Марта, когда они переехали в Алматы. Спустя время взяли вторую на случай поломки.

Сегодня оборудование в домашней мастерской оценивается почти в 5 миллионов тенге. Самая дорогая покупка: швейцарская швейно-вышивальная машина Bernina за 2,5 миллиона тенге. Кроме нее есть отдельная вышивальная машина за миллион тенге и промышленная машина шагающего типа для работы с кожей за 250 тысяч. На оверлоки и бытовые машины ушло еще порядка 800 тысяч. Часть пришлось брать в рассрочку.

Как бывший нефтяник стал шить

Изначально Аким занимался раскроем, инженерный склад ума помогал ему кроить миллиметр в миллиметр. Если деталь на пару миллиметров съедет, Татьяна переделывать не будет.

«Он меня настолько этим разбаловал, что если у меня нет накроенных деталей, то я не буду сама кроить. Я буду сидеть и ждать», — смеется Татьяна.

Перелом в семейном бизнесе случился, когда поступил первый оптовый заказ. Одним из первых крупных клиентов стала Казахстанская ассоциация по половому воспитанию. Им требовались партии от 100 до 200 брендированных шопперов несколько раз в год. Шить одна Татьяна физически не успевала.

Акиму пришлось сесть за машинку.

«Мне ничего не оставалось, кроме как научиться шить. Поначалу не получалось так шустро, как у Тани, но потихонечку освоил. Оверлок моя машина, я на ней в основном работаю», — делится Аким.

Сейчас Аким стал универсалом. Он не только шьет, но и осваивает программное обеспечение для вышивальной машины. Когда купили этот агрегат за миллион тенге, думали, что достаточно вставить флешку с картинкой и машина начнет вышивать. Оказалось, нужно покупать лицензионный софт за 700 долларов и учиться создавать дизайны.

«Я не поддерживаю разговоры в духе «мужчина кушать готовить не будет, это женщины должны делать». Я могу делать все», — отмечает Аким.

Благодаря вышивке сделали заказы для Coca-Cola Almaty на 100 поясных сумок, для Schneider Electric на 120 штук и для визит-центра Алматы.

От ярмарок до Kaspi-магазина

В 2020 году на втором Pop-Up Store супруги уже продавали не только шопперы, но и поясные сумки.

«На ярмарке мы были во второй раз, но впервые с нашими поясными сумками. На удивление мы опять продали все», — рассказывает Татьяна.

Вскоре перед парой встал вопрос, как расширять каналы продажи. Обратились в один из первых в Алматы магазинов, торгующих товарами ручной работы. Написали владельцу, он месяц не отвечал, потом согласился. Отвезли партию шопперов и бананок, которая продалась за неделю.

К 2020 году объемы продаж подросли до того, что нужно было оформлять бизнес юридически. Пара зарегистрировала ИП. Вскоре наняли бухгалтера на аутсорсе.

В 2021 году вышли на магазин Sinichki. Через полгода зашли в Kaspi-магазин. Сейчас пробуют продавать на казахстанском маркетплейсе TEEZ. На пике в 2020-2024 годах семья производила 1200-1500 изделий в год с годовым оборотом 15 миллионов тенге.

Китайская конкуренция и падение маржи

В последнее время продажи упали, оборот стал меньше. Причины: конкуренция с китайскими производителями и падение покупательской способности населения.

«У нас рынок заполнен китайскими товарами. Если я продаю сумку за 9500, а рядом китайская, на которой написано «натуральная кожа», стоит 7000, люди покупают ее», — объясняет Татьяна.

Семья не поднимает цены на изделия три года, несмотря на инфляцию. Шоппер из канваса стоит 9000 тенге, поясная сумка из экокожи от 9500 до 12500 тенге в зависимости от конфигурации. Сегодня маржинальность 25-30%, раньше была выше.

«Прибыль сейчас не такая, как на старте. Конкуренция высокая, а клиент стал требовательнее. Люди хотят, чтобы сумка была сложной, с уплотнителями и качественным подкладом. Нам приходится покупать дорогие материалы, чтобы держать планку, и это, естественно, съедает маржу», — объясняет Аким.

Проблем с закупкой молний, замочек, колечек и другой фурнитуры у Акима и Татьяны нет. За семь лет у них уже своя база проверенных поставщиков. Но в Казахстане большая проблема найти специализированные материалы для изготовления кожаных сумок. Поэтому предприниматели заказывают редкие материалы за рубежом.

Дочери на зарплате

В семейном бизнесе участвуют дочери-близняшки Ксюша и Настя, которым сейчас по 21 году. Они помогают с ручной росписью сумок. Недавно Ксюше поступил сложный кастомный заказ: расписать коллекционную модель гоночной машины. Это была точная мини-копия реального болида казахстанского автогонщика, которую ему готовили в подарок. Родители платят дочерям зарплату от оборота.

«Мы как ответственные родители приняли решение, что их труд должен оплачиваться. У них нет ставки, все зависит от оборота. Есть заказ на 9 сумок, они их расписали, получили деньги и поделили пополам. Это для них помощь и опыт», — поясняет Татьяна.

Саквояжи из кожи и новая ярмарка

В последний год, понимая, что конкурировать с китайскими умельцами в нише недорогих сумок бессмысленно, супруги решили сменить стратегию. Начали работать с натуральной кожей. Для этого купили промышленную машину шагающего типа. Сейчас разрабатывают линейку сумок-саквояжей на металлических рамках. Идею нашли в Instagram, затем Татьяна прошла онлайн курсы, чтобы научиться технологии пошива.

«Мы поняли, что такого товара еще нет на нашем рынке. Китайцы такое массово не делают, сложная технология. Сейчас сделали пару штук из кожи, готовимся выставить на продажу. Надеемся, что это будет коммерческий успех, потому что это другая форма, другой материал и другой сегмент», — делится планами Татьяна.

13 и 14 декабря семья Бурбаевых будет участвовать в очередном Almaty Pop-Up Store. В этот раз сделают упор на сумки из натуральной кожи, но также покажут традиционную продукцию: тканевые шопперы с ручной росписью, поясные сумки и предновогоднюю коллекцию.