«Нужно развивать бренд, а не сидеть на госзаказах». Поговорили о проблемах с главой Абайской швейной фабрики

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 21.11.2025, 09:44
2025-11-21T09:44:43+05:00
Текст: Назгуль Абжекенова

Нурхан Жумабеков начинал с небольшого швейного цеха 10 лет назад, в 2017-м вместе с супругой выкупил знаменитую в советское время Абайскую швейную фабрику. Сейчас куртки бренда ABAI носят многие известные казахстанцы. В интервью Digital Business руководитель Абайской швейной фабрики рассказал о несправедливых правилах игры на рынке и порассуждал о способах решения проблем в легпроме.

От цеха — к фабрике

«Мы восстановили цеха, поставили оборудование, увеличили штат и продолжили шить спецодежду. Также начали выпускать casual вещи: куртки, спортивные костюмы, жилетки. Куртки бренда ABAI носят президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, певец Димаш Кудайберген и другие известные персоны», — начинает разговор владелец Нурхан Жумабеков.

абай

Практически весь цикл производства одежды — от разработки, раскроя до пошива — ведется на самой фабрике.

«Хлопковые ткани закупаем в «AZALA Textile» (Шымкент) и Узбекистане, у последних также берем трикотаж. Раньше постельные ткани покупали у соседей, сейчас — только в Казахстане. Курточные ткани заказываем в Китае. Фурнитура японская и китайская», — продолжает директор.

Годовой объем выпускаемой продукции в денежном эквиваленте — более $1 млн. Показатели продолжают расти, хотя и медленнее, чем раньше, признается предприниматель.

Инфляция галопирует, ставки высокие

Таков эффект малой базы, отмечает бизнесмен: когда ты маленький, расти проще, чем когда становишься большим.

«Ждали инвесторов, но пока процесс приостановлен. Инфляция галопирует, ставки по кредитам высокие, и нет гарантий, что при таких рисках предприятие, в которое вложится инвестор, завтра не закроется», — подчеркивает Жумабеков.

Чтобы «отбивать» 20% кредита, на производстве нужна рентабельность минимум 20%, а добиться такого показателя крайне сложно. Если только марихуану выращивать, иронизирует собеседник digitalbusiness.kz. Он намерен сфокусироваться на производстве масс-маркет одежды - более рентабельном, чем выпуск спецодежды, на которую сейчас приходится 80% продукции.

абай

«Спецодежда — это низко-маржинальный бизнес плюс большая конкуренция. Некоторые умудряются в масс-маркете худи продать за 40 тысяч тенге, а мы целый комплект спецодежды продаем за 20 тысяч тенге. Поэтому лучше уходить в масс-маркет. Да, здесь процесс сложнее — передел более глубокий, соответственно, нужны другие компетенции, но и маржинальность выше», — говорит предприниматель.

Неконкурентная борьба

Мы спросили владельца фабрики, как он оценивает статус-кво в легкой промышленности страны.

«Как плачевное. Из швейных фабрик, пожалуй, только Glasman отвечает всем требованиям высокотехнологичных производств. Есть один действующий текстильный комбинат AZALA Textile — и тот не загружен на полную мощь. Судя по ситуации, у нас не видят перспектив в легпроме и считают, что будущее отрасли — за Бангладеш, Китаем или за другой страной. За всеми, кроме нас. Хотя все предпосылки для развития отрасли в Казахстане имеются. В первую очередь — сырье (хлопок, шерсть, кожа), которое является одним из ключевых компонентов в себестоимости любого товара. Из той же шерсти можно делать глубокие переделы», — говорит собеседник портала.

абай

Сам он планировал запустить переработку овечьей шерсти, но, изучив тему, понял, что на текущем этапе не справится.

«Это вопрос перспективы, связанный с большими деньгами в том числе. Но заниматься им нужно сейчас. Вообще наличие собственных сырьевых баз и производств, в том числе в легпроме, это часть вопроса национальной безопасности. А сейчас сырье, ткани и готовый текстиль в основном завозится из Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Турции и других стран. Хотя у нас есть текстильный комбинат AZALA, где представлен весь цикл — от производства хлопка до выпуска тканей», — говорит Жумабеков.

Но в стране продолжает превалировать импортная продукция.

«К нам беспошлинно «залетает» одежда от ближних и дальних соседей, вследствие чего мы, местные производители, проигрываем, поскольку стоимость нашего товара после оплаты НДС, ФОТ и других налогов становится менее привлекательной», — констатирует предприниматель.

абай

Начните с границ

По мнению Жумабекова, для решения этой проблемы необходимо навести порядок с контролем.

«И отрасль сама себя поднимет, раскачает. Не нужно огромных капиталовложений — уберите серый импорт, ведь у нас фурами в страну заходят беспошлинно», — говорит Жумабеков.

Как вариант решения проблемы, он предлагает «зеркалить» казахстанскую статистику с данными Китая и других стран-импортеров, делать выводы на их основе и усиливать контроль.

абай

...И продолжите госзакупками

Кроме того, необходимо поменять подходы в госзакупках, полагает бизнесмен. В Абайской швейке на долю гостендеров приходится около 0,6% от общего объема продукции.

«И то — шьем, когда попросят. Вообще я убежден, что госзакупки не должны быть предметом, самоцелью бизнеса. Можно понять, если завод бронемашин — единственный в стране, и участвует в госзакупках. А спецодежду у нас на каждом углу шьют, а потом кричат, что госзаказы не дают. Я против госзакупок в таком виде, это нестабильная деятельность: сегодня ты выиграл контракт, а на следующий год можешь не выиграть. А швеи уже наняты, оборудование стоит. И что ты будешь делать? Пойдешь взятку давать? Это тупик», — говорит бизнесмен.

абай

Он уверен: компании должны развивать собственные бренды, а не сидеть на госзаказах. Это игра в долгую, сложная, но она того стоит.

«Госзакупки должны быть инвестиционными. Почему? Смотрите, бюджет формируется на 3 года, цена комплекта спецодежды известна — 20 тыс. тенге, а у нас начинают торговаться. Ты лучше приди и спроси: «Нурхан, сколько рабочих мест откроешь, какую зарплату работникам поставишь, сколько налогов будешь платить, если дам офтейк-контракт на 5 лет?». Потом заказчик идет в соседний цех и сравнивает ответы. Кто выиграл по трем критериям — тот и получил госзаказ, и тогда не надо будет никаких индустриальных сертификатов, реестров», — говорит глава фабрики.

абай

Несправедливое налоговое бремя

Среди других проблем Нурхан Жумабеков выделил несправедливую, на его взгляд, дифференциацию по налогам.

«Считаю целесообразным убрать соцналог. Меня, как работодателя, убивают налоги из ФОТ и плюс соцналог. Этот налог ввели в 1990-е для содержания здравоохранения. Потом отдельно ввели медвзносы, хотя они уже сидят в соцналоге. Далее добавили социальные отчисления, затем пенсионные. Получается двойное налогообложение. При этом занятые в торговле предприниматели соцналог не платят, а вносят только розничный налог. Почему именно  торговле, где используется масса серых схем, обороты больше, трудоустроенных меньше, дали бонусы, а не нам, производителям? Это несправедливая дифференциация. Сделайте правила игры одинаковыми для всех», — призывает бизнесмен.

абай

В целом, резюмирует Жумабеков, легпром вряд ли станет второй нефтью в Казахстане.

«Но и отдавать целую отрасль на откуп другим странам нельзя. Легкая промышленность в ближайшие десятилетия может дать республике налоги и рабочие места, однако все хотят громких побед. И выбирают выпускать автомобили», — итожит бизнесмен.