«Нужно развивать бренд, а не сидеть на госзаказах». Поговорили о проблемах с главой Абайской швейной фабрики
Нурхан Жумабеков начинал с небольшого швейного цеха 10 лет назад, в 2017-м вместе с супругой выкупил знаменитую в советское время Абайскую швейную фабрику. Сейчас куртки бренда ABAI носят многие известные казахстанцы. В интервью Digital Business руководитель Абайской швейной фабрики рассказал о несправедливых правилах игры на рынке и порассуждал о способах решения проблем в легпроме.
От цеха — к фабрике
Практически весь цикл производства одежды — от разработки, раскроя до пошива — ведется на самой фабрике.
Годовой объем выпускаемой продукции в денежном эквиваленте — более $1 млн. Показатели продолжают расти, хотя и медленнее, чем раньше, признается предприниматель.
Инфляция галопирует, ставки высокие
Таков эффект малой базы, отмечает бизнесмен: когда ты маленький, расти проще, чем когда становишься большим.
Чтобы «отбивать» 20% кредита, на производстве нужна рентабельность минимум 20%, а добиться такого показателя крайне сложно. Если только марихуану выращивать, иронизирует собеседник digitalbusiness.kz. Он намерен сфокусироваться на производстве масс-маркет одежды - более рентабельном, чем выпуск спецодежды, на которую сейчас приходится 80% продукции.
Неконкурентная борьба
Мы спросили владельца фабрики, как он оценивает статус-кво в легкой промышленности страны.
Сам он планировал запустить переработку овечьей шерсти, но, изучив тему, понял, что на текущем этапе не справится.
Но в стране продолжает превалировать импортная продукция.
Начните с границ
По мнению Жумабекова, для решения этой проблемы необходимо навести порядок с контролем.
Как вариант решения проблемы, он предлагает «зеркалить» казахстанскую статистику с данными Китая и других стран-импортеров, делать выводы на их основе и усиливать контроль.
...И продолжите госзакупками
Кроме того, необходимо поменять подходы в госзакупках, полагает бизнесмен. В Абайской швейке на долю гостендеров приходится около 0,6% от общего объема продукции.
Он уверен: компании должны развивать собственные бренды, а не сидеть на госзаказах. Это игра в долгую, сложная, но она того стоит.
Несправедливое налоговое бремя
Среди других проблем Нурхан Жумабеков выделил несправедливую, на его взгляд, дифференциацию по налогам.
В целом, резюмирует Жумабеков, легпром вряд ли станет второй нефтью в Казахстане.