Известный налоговый эксперт сказал, кто останется без работы из-за запрета ГПХ

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 21.11.2025, 16:43
2025-11-21T16:43:06+05:00

Вокруг договоров ГПХ снова вспыхнула дискуссия о необходимости ужесточения правил. Произошло это на фоне того, что мажилис принял поправки в Трудовой кодекс. Последние вводят запрет на заключение гражданско-правовых договоров при наличии признаков трудовой деятельности.

Digital Business обратился к Максиму Барышеву, налоговому эксперту и основателю портала Uchet.kz с предложением - прокомментировать ситуацию и объяснить, какие последствия ждут казахстанцев.

В чем соль

На днях депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов заявил, что в Казахстане работодатели, стремясь сэкономить и избежать социальных гарантий, заключают вместо трудового договора - договоры ГПХ, и чтобы этого избежать - ужесточают нормы трудового и социального кодексов.

Барышев пояснил, что основными признаками трудового договора согласно действующему законодательству, которые отличают его от иных видов договоров, является наличие хотя бы одного из следующих условий:

  1. выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;
  2. выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;
  3. получение работником заработной платы за труд.

«Давайте рассуждать. По договорам ГПХ не такой и простой вопрос с точки зрения бизнеса. Во-первых, согласно Предпринимательскому кодексу, если доход физического лица превысит порог в 360 МРП, то физическое лицо должность стать ИП (справочно: до 15 сентября 2025 года данный порог был 12 МЗП). Однако эта норма не распространяется на тех физических лиц, которые получают заработную плату или работают по договорам ГПХ, с которых удерживается ИПН.

Во-вторых, я бы не сказал, что предприниматель сильно экономит, заключая договоры ГПХ с физическими лицами - или что физическое лицо теряет социальную поддержку, если оно не является штатным сотрудником», - говорит наш собеседник.

О налогах и платежах

Барышев добавляет, что по договору ГПХ в 2025 году уплачиваются следующие налоги и социальные платежи: индивидуальный подоходный налог (ИПН), обязательные пенсионные взносы (ОПВ), взносы на обязательное медицинское страхование (ВОСМС) и социальные отчисления (СО). Ставки аналогичны ставкам для работников в штате.

«За штатных сотрудников дополнительно уплачиваются ОПВР, ООСМС (отчисления на ОСМС) и социальный налог (СН).

Для сравнения возьмем сумму 400 000 тенге «на руки». Если это работник в штате, работодатель уплатит налогов и социальных платежей на сумму 173 712 тенге (около 43%). По договору ГПХ агент перечислит налогов и социальных платежей 132 269 тенге (около 33%). Как видим, «сильной экономии», о которой можно было бы заявлять, нет: и ГПХ, и штатные сотрудники обходятся бизнесу достаточно дорого», - говорит эксперт.

Социальный вопрос

Максим Барышев подсвечивает, что в этом трепетном вопросе есть важный социальный контекст, который сегодня часто упускают из виду, когда говорят об ужесточении правил по ГПХ.

«В Казахстане очень высокий уровень закредитованности населения. Для многих людей официальное трудоустройство означает, что банки и коллекторы сразу получают доступ к информации о доходах, и начинается автоматическое удержание по исполнительным листам. Да, по договорам ГПХ тоже действуют нормы о взыскании и ЧСИ могут накладывать удержания.

Но многие физлица осознанно выбирают ГПХ, а не штат. То есть это их условия при заключении договоров с бизнесом. Иными словами, для бизнеса договор ГПХ стал не только инструментом гибкости, но и способом легально работать с физическими лицами, которые по социальным и психологическим причинам не готовы оформляться по трудовому договору - при этом платить за них ИПН, ОПВ, ОСМС и социальные отчисления», - уточняет собеседник Digital Business.

Психологические причины

Да, есть и такие:

«Это могут быть: график работы (ежедневно ходить на работу с 9 до 18 или по-другому графику, утвержденному на рабочем месте), договор о неконкуренции (работать только на работодателя) - и многие другие. Например, таким профессионалам, как SMM-специалист, видеограф, водитель или грузчик - условия в штате далеко не всегда выгодны. Если полностью запретить ГПХ во всех ситуациях, где есть хоть один признак трудовых отношений, пострадают не только компании, но и именно такие люди - те, кто сегодня получает легальный доход и платит налоги. Завтра они окажутся в тени, потому что штатное оформление для них экономически невыполнимо», - уточняет специалист.

Удар с трех сторон

С 2026 года появляется еще одна сложность - это запрет на вычет по КПН тем, кто применяет общеустановленный режим по сделкам с применяющими СНР «упрощенка».

«И заместитель председателя КГД Минфина Жаныбек Нуржанов на семинаре в Астане рекомендовал наоборот заключать договоры ГПХ, вместо сделок с ИП на упрощенке. Получается, что бизнес загнан в угол:

— против договоров ГПХ выступает Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан,

— против сделок с ИП на упрощенке Министерство финансов Республики Казахстан и Министерство национальной экономики Республики Казахстан,

— Само физическое лицо не хочет обязательств и ограничений, связанных со штатным оформлением.

В сложившейся ситуации, очевидно, что бизнес, работники и государственные органы находятся в трех разных логиках, которые пока не стыкуются между собой», - говорит Максим Барышев.

Поторопились

Эксперт уверен, что полный запрет договоров ГПХ не решит существующие проблемы, а лишь вытолкнет часть граждан в тень и увеличит административную нагрузку на работодателей.

«Мое предложение - ввести единый налог «с заработной платы» со ставкой не более 10–15%, который будет включать в себя все налоги и социальные платежи с физических лиц, независимо от того, работают ли они в штате или по договорам ГПХ. Это позволит уравнять правила игры для всех участников и упростить любые взаимоотношения бизнеса с физическими лицами», - заключил Максим Барышев.