От международного сотрудничества до ИИ: как Freedom Broker укрепляет доверие к компании 

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 18.11.2025, 09:08
2025-11-18T09:08:28+05:00

Доверие и связи – нематериальные, но стратегически важные активы. О том, как и для чего их нужно развивать, поговорили с исполнительным директором по внешним связям и информации Freedom Broker Михаилом Новоселовым в новом выпуске спецпроекта Freedom Broker PRO.  

В интервью Digital Business эксперт рассказал, как компания развивает внешние связи, поддерживает репутацию и внедряет международные стандарты устойчивого развития. А также поделился актуальными трендами на рынке и планами по запуску новых продуктов. 

Когда репутация становится стратегией: чем занимается Public Affairs

— Во Freedom Broker большое количество департаментов. Что в этом разнообразии находится в вашей зоне ответственности?

— Я курирую направление Public Affairs (общественные связи, – прим. Digital Business). У этого термина пока нет устоявшегося эквивалента в русском языке. Оно включает в себя все взаимодействия с внешним миром, которые не подпадают в поле ответственности маркетинга и PR. Другими словами, департамент Public Affairs занимается приращением символического капитала на рынке капитала финансового. 

Во-первых, это международное сотрудничество – взаимодействие и обмен опытом с отраслевыми ассоциациями, зарубежными участниками рынка, международными организациями, аналитическими центрами и другими стейкхолдерами. 

Во-вторых, это связи с государственными органами, участие в обсуждениях и разработках нормативных актов.  

Третье – это кредитные рейтинги и рейтинги устойчивого развития. Система устойчивого развития компании также в зоне ответственности департамента Public Affairs. 

Четвертое – разработка стратегии. Хотя она частично направлена внутрь компании, многие регуляторы и инвесторы требуют наличия у компании прозрачной и грамотно выстроенной стратегии, поэтому этот блок также относится к внешним коммуникациям.

И, наконец, конкурентная разведка. Это аналитическая работа по сбору информации: что происходит в мире и в стране, какие есть инновации и тренды в разрезе продуктов и регулирования, какова рыночная конъюнктура.

Михаил Новоселов, Freedom Broker

— В чем главная задача департамента по развитию внешних связей в брокерском бизнесе?

— Основная задача – это развитие символического капитала. Термин, заимствован из трудов французского социолога Пьера Бурдье. Обычно он определяется как репутация, признание, уважение, влияние – это нематериальные вещи, которые оказывают очень большое воздействие на компанию. 

В брокерском бизнесе, как и в любом другом, важность символического капитала растет с увеличением компании. В какой-то момент вы настолько плотно вплетаетесь во внешний мир и взаимодействуете с ним, что без упорядочивания этого взаимодействия становится очень трудно куда-то двигаться. 

— Можете привести пример такого взаимодействия?

— Например, членство в ICMA (International Capital Market Association). Это крупнейшая международная организация, которая объединяет участников рынка капитала. В мире нет другой такой структуры, собравшей так много инвесткомпаний и банков.

В 2024 году мы стали первым в Казахстане и Центральной Азии членом ICMA. Сам факт вступления туда – уже очень значим, однако это еще и открывает доступ к большому пласту образовательных программ и базам знаний  правовых документов и стандартов. 

К тому же это прекрасная возможность нетворкинга: на их конференциях и конгрессах мы активно развиваем связи с крупнейшими депозитариями, клиринговыми домами и брокерами.

Членство в ICMA повышает и индекс доверия не только к компании, но и к стране в целом. Мы видим огромный интерес профессионального сообщества к Казахстану в целом и нашему рынку в частности.

— Почему для компании важно быть именно в числе первых? Ведь можно вступить в организацию и позже – от этого ее ценность не уменьшится.

— Быть первым – всегда преимущество, независимо от того, идет речь о новой технологии, рынке или профессиональном сообществе. Это дает максимальный опыт, понимание процессов и набитые «шишки», в том числе. 

Это не только про статус, но и про вклад в развитие рынка в целом. Мы приносим на рынок новые знания, продукты и идеи. Внедряя решения, основанные на передовом мировом опыте, даем импульс всему рынку: регуляторы, биржи и другие компании видят, что можно делать что-то иначе, и подхватывают инициативу. Так запускается цепочка позитивных изменений, где одно нововведение стимулирует другое. Мы воспринимаем это как рабочие эксперименты, которые приносят пользу не только клиентам, но и всей отрасли.

Михаил Новоселов, Freedom Broker

— Можете привести пример, когда ваши инициативы, перенятые из международного опыта, повлияли на рынок в целом?

— Один из значимых проектов, в котором мы участвовали как представители рынка, – налоговая реформа. Помимо прочих изменений, в ней появилась ключевая поправка для фондового рынка – механизм сальдирования доходов и расходов. 

Раньше инвестор платил налог со всех прибыльных сделок, не учитывая убытки. Например, если он заработал $200, но потерял $100, налог начислялся без учета убытков – со всей суммы, с $200. Это полностью расходилось с мировой практикой, где прибыль и убытки взаимозачитываются или, говоря профессиональным языком – сальдируются. С принятием нового Налогового кодекса ситуация изменилась: налог будет взиматься только с чистого дохода – в данном примере со $100. 

Это большой шаг к гармонизации налогового кодекса с мировыми стандартами, и большой прорыв для нас, как для участника этого проекта. 

От офисов до HR-процессов: как Freedom Broker реализует ESG-стратегию

— Помимо построения международных связей и коммуникаций с госорганами, вы еще курируете и ESG-направление (устойчивое развитие) в компании. Какие поинты ESG-стратегии компании самые важные?

— Самое главное – это налаживание внутренних процессов. Например, улучшение охраны труда и HR-процессов, а также внутренних политик и подходов к рискам. Это более тонкие вещи, такие как политика против харассмента, охрана психологического здоровья. 

Сотрудники Freedom Broker

Данные компании Freedom Broker

Если говорить об экологической стороне нашей деятельности, то для брокерской компании ключевым фактором здесь являются офисы. Понятно, что деятельность брокера напрямую не связана с вредными выбросами. Поэтому для нас значимый показатель воздействия на окружающую среду – это работа наших офисов, насколько эффективно мы расходуем электричество, воду и т.д. Наши главные офисы в Казахстане имеют сертификацию LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) – международный стандарт оценки экологичности и энергоэффективности зданий. 

Что касается корпоративного управления, здесь многое выстроено на уровне холдинга, который отчитывается американским регуляторам и биржам: система управления прозрачна и функционирует в соответствии с лучшими практиками.

Михаил Новоселов, Freedom Broker

— Если говорить об ESG-принципах во взаимодействии с внешним миром, как брокер может влиять на устойчивое развитие вне компании?

— Самый большой аспект для финансовых компаний – это социальный. Мы достаточно плотно работаем в этом направлении, взаимодействуем с корпоративным фондом «Freedom Шапағат» (благотворительная организация при Freedom Holding Corp. по поддержке ESG-проектов, – прим. Digital Business) и с другими социальными проектами разной направленности. 

В июне 2026 года ожидаем первый отчет об устойчивом развитии компании Freedom Broker – до этого выходили консолидированные отчеты в целом по холдингу Freedom Holding Corp. Мы планируем повысить прозрачность и публичную подотчетность. Более того, мы планируем получить открытый рейтинг S&P Sustainable, чтобы иметь количественную оценку прогресса. 

Такой формат называют нефинансовой отчетностью. Она отражает, насколько корректно и устойчиво компания ведет деятельность вне денежного измерения – в сфере экологии, корпоративного управления, социальной ответственности и других направлений; правильно ли она оценивает риски и готова ли спокойно пережить потрясения. При этом для оценки используются сотни критериев. 

«Не все, что можно автоматизировать, нужно автоматизировать»

— Какова роль вашего департамента в процессе цифровизации и внедрения ИИ в компании?

— Департамент Public Affairs не занимается непосредственно разработкой ИИ – для этого у нас в компании есть очень мощные команды специалистов по данным. Мы отвечаем за AI governance (управление ИИ). Это система правил и принципов, определяющих, как именно технологии ИИ внедряются и используются внутри компании. 

При использовании продвинутых технологий есть очень большой риск исказить работу системы. Например, некоторые компании используют ИИ-инструменты при найме, но не проверяют их на объективность. В итоге алгоритм может отсекать сильных кандидатов, а люди вынуждены подстраивать резюме под запросы робота. Это типичный пример неустойчивого применения AI – того, чего мы стараемся избежать.

Поэтому основная задача департамента Public Affairs – разрабатывать внутренние стандарты и рамки для работы с ИИ, чтобы технологии внедрялись корректно, безопасно и этично интегрировались в процессы компании.

Михаил Новоселов

— Какие изменения в компании в этом направлении ожидаются в ближайшем будущем?

— Два ключевых направления для внедрения ИИ-технологий – это внутренние процессы и клиентские решения.

Внутренние проекты связаны в первую очередь с созданием единой базы знаний. В компании десятки департаментов, и в каждом – большой объем неструктурированных данных: тексты, таблицы, документы. Чтобы упростить взаимодействие между командами, создаем систему, которая будет собирать и структурировать эту информацию.

Отдельное направление – ИИ-база знаний по регуляторным актам. У нас уже есть такая база по законодательству МФЦА. Кроме того, мы используем ИИ не только для анализа законодательства, но и, например, при подготовке к регуляторным проверкам или судебным разбирательствам, где необходим очень большой пласт документов.  

Для клиентов развиваем технологии в сторону ИИ-помощников. Планируем внедрять их в работу сотрудников клиентской поддержки, а также в оценивание удовлетворенности клиентов и качества сервиса.

Совсем недавно внедрили ИИ-поиск в приложении Freedom Broker. До этого можно было найти акции по названию компании, по тикеру. Сейчас достаточно вбить слово iPhone, и приложение выдаст вам акции компании Apple. Или написать в поиск «уран» и получить список компаний из ядерной энергетики. Пока это бета-версия, но она уже работает. 

— Говоря о цифровизации внешних связей и коммуникаций, можно ли вообще такие процессы передать искусственному интеллекту?

— Теоретически можно, но, на мой взгляд, это того не стоит. Потому что при использовании сгенерированных текстов теряется очень большая часть души, неважно будь то посты в социальных сетях, речь для публичного выступления или переписки с партнерами. Мы почти сразу чувствуем, что текст написал ИИ. Это очень сильно снижает уровень доверия. Поэтому я убежден, что не все, что можно автоматизировать, нужно автоматизировать. Взаимодействия с людьми должны оставаться «живыми». 

Какие тренды меняют фондовый рынок Казахстана?

— Анализ рынка является неотъемлемой частью вашей работы. Какие основные тенденции вы сейчас видите и чего стоит ожидать в ближайшее время?

— Если посмотреть на глобальные тенденции, то фокус инвесторов становится многополярным — теперь их внимание привлекают не только традиционные рынки Европы и Америки, но и страны Ближнего Востока и, как следствие, страны Центральной Азии.

Сейчас ключевая тема на рынках – контроль рисков, в первую очередь геополитических. Торговые войны, политические перемены в странах создают сильную волатильность. Например: в США объявили 100-процентные пошлины на товары из Китая – и рынок падает на 5%, отменили это решение – рынок вырос на 7%. Поэтому многие компании стараются привлекать на свою сторону влиятельных советников. Например, бывший премьер-министр Великобритании Риши Сунак стал советником в Goldman Sachs. Это распространенная практика: многие компании сейчас создают собственные центры политического анализа. 

Геополитическая нестабильность способствовала появлению нового инструмента – prediction markets (рынков предсказаний), который появился в широком доступе около года назад. По сути это производные контракты, которые позволяют зарабатывать на прогнозах исходов конкретных событий. Например: будет ли Дональд Трамп переизбран президентом? За короткое время объемы prediction markets выросли в десятки раз. Сейчас они рассматриваются инвесторами не только в качестве спекулятивного инструмента, но и как инструмент хеджирования рисков. 

Михаил Новоселов, Freedom Broker

— Какие ключевые тренды наблюдаются на казахстанском рынке? 

— На казахстанском рынке можно выделить три ключевых тренда. Первый – развитие производных финансовых инструментов. Мы уже начали работать с опционами: сначала запустили возможность их покупки, теперь – и продажи. Возможно в сотрудничестве с KASE или AIX расширим спектр производных финансовых инструментов. 

Второе направление – «зеленые» финансовые продукты. Много говорится о ESG-облигациях. Также формируется рынок углеродных кредитов. Его суть – в компенсации выбросов при помощи торговли на открытом рынке. Одна компания, которая снижает выбросы углекислого газа, получает положительные кредиты и продает их компаниям, которые загрязняют экологию. Это позволяет сбалансировать общий уровень выбросов.

Третий тренд – цифровые активы и криптовалюта. С сентября в Казахстане рассматриваются поправки в законодательство в сфере цифровых финансовых активов, которые расширяют регулирование крипторынка за пределы МФЦА. 

Мы также участвуем в этом процессе: с января 2025 года имеем лицензию оператора цифровых активов от МФЦА и готовим к запуску новые продукты. Например, пополнение и снятие средств в криптовалюте, а также торговля разрешенной в МФЦА криптовалютой (около 120 криптовалют). 

В дальнейшем планируем развивать направление токенизации реальных активов, следуя за глобальными тенденциями и ожидая уточнения законодательных рамок в Казахстане.