Дядя Коля и его манты: как за 30 лет превратить домашнюю кухню в семейный бизнес с оборотом в миллионы

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 18.11.2025, 09:04
2025-11-18T09:04:38+05:00

Каждый день в два часа ночи, когда Алматы спит, 59-летний Курванжан Асанов встает, чтобы замесить тесто, нарезать мясо, тыкву и лук. Через несколько часов свежие партии мант отправятся в магазины и офисы по всему городу.

Тридцать лет назад он продал всего 12 штук из первой сотни. Сегодня это семейный бизнес, который производит 2000 мант в сутки, показывая, что простая домашняя кухня может перерасти в серьезное производство.

Digital Business Finance рассказывает, как Курванжан Асанов получил прозвище «Дядя Коля», почему вооруженное ограбление заставило его уйти из родительского дома и как возвращение сына и ролик на 800 тысяч просмотров увеличили продажи.

На домашней кухне

Отец и мама Курванжана Асанова переехали в Казахстан (тогда Казахскую ССР) из Китая в 1962 году. Поселились в Чиликском табаксовхозе. В советские времена это был совхоз-миллионер, созданный для промышленного выращивания табака. Большой вклад в его развитие внесли депортированные народы и местное уйгурское население.

Когда мальчику исполнилось четыре года, семья переехала в поселок Заря Востока. Он находится рядом с известной алматинской барахолкой. Именно здесь в 90-е годы зарождалась челночная торговля. Отец Курванжана был сапожником. Открыл один из первых кооперативов по индивидуальному пошиву обуви. Мать была домохозяйкой и воспитывала шестерых детей.

«Я второй ребенок, после меня четыре сестренки. Старший брат был ближе к отцу, помогал ему. А я постоянно крутился на кухне возле мамы. Она любила и умела вкусно готовить. Родственники и соседи обожали ее еду», — вспоминает Курванжан.

Когда дети немного подросли, мама устроилась работать техничкой в соседнее учреждение, где находились магазин, почта и ателье. Вскоре работники попросили ее готовить им обеды.

«Они сказали: готовь обеды, а мы по рублю будем платить. И мама начала вставать рано утром. Говорила: сегодня мы делаем лагман. Я картошку и лук почищу, мясо нарежу, муку приготовлю. Она полы помоет до 11 часов, и бегом домой. Приготовит, упакует еду и снова бежит на работу. Быстренько их накормит и дальше полы моет. А я собираю и мою посуду. Кухня на мне держалась», — рассказывает предприниматель.

От бригадира до челнока

Окончив восемь классов, Курванжан хотел поступать в строительный техникум, но отец сказал: «Сынок, поработай год, наберись опыта». Юноша устроился на кожгалантерейную фабрику в Алматы, где уже работал его брат. Через месяц стал бригадиром.

«Пришлось идти работать. Там курить научился. И любимую встретил. Нам только восемнадцать лет исполнилось, а мы уже поженились», — рассказывает Курванжан.

Через несколько месяцев фото Курванжана повесили на доску почета. Потом назначили бригадиром и выдвинули кандидатом в компартию. В 1985 году в СССР началась перестройка. Работа фабрики потихоньку встала. Курванжан начал искать варианты.

«Тогда уже кооперативы стали открываться. Я устроился грузчиком в ресторан. Там меня тоже поставили бригадиром. Год проработал. Потом на стройку пошел. Своего жилья у нас не было, а там обещали квартиру. Не дали. Вскоре Союз рухнул», — говорит он.

Прозвище «дядя Коля» появилось в начале 90-х. Полгода Курванжан работал на шашлыке. За полгода поправился на 18 килограммов. Его стали называть дядя Коля. Так прозвище и осталось.

В 1992 году Курванжан с женой занялись челночным бизнесом. Супруга ездила в Китай за товаром, а он продавал его на барахолке. Привозили все, что придется: от спортивных костюмов Adidas до зимних пуховиков. Но к 1994 году конкуренция на рынке выросла в разы. Все начали возить товары из Китая, маржа упала. Решили заняться своим делом. Супруга предложила печь пирожки, но Курванжан возразил.

«Пирожок обычно 1-2 штуки съедят, а манты минимум 5 штук будут покупать. Да, их тяжелее готовить, но выгоднее», — подсчитал он.

У родителей Курванжана было маленькое кафе, расположенное в собственном частном доме. Там семья и начала готовить манты на продажу. Дело пошло.

Ограбление, которое изменило многое

23 февраля 1996 года Курванжан отвел сына Руслана в садик, старшую дочку в школу. Сам пошел в кафе. Дома осталась девятилетняя дочь. В 10 утра в дом ворвались грабители.

«Ко мне сосед Серега подбегает и говорит: тебя ограбили. Я прибежал. Дочь в шоке. Ее ножами пугали, кричали: где деньги? После этого она восемь месяцев не разговаривала. Пришлось бросить кафе, лечить ее. Производство перенесли к себе домой. А жить-то на что-то надо», — вспоминает тот день Курванжан.

Курванжан решил продолжить торговлю мантами, но уже на барахолке. Сделал первую сотню дома, использовал те продукты, что были в холодильнике. Погрузил товар в тележку и пошел на барахолку.

«Надо мной все смеются: что это вдруг? Я отвечаю: ну вот так. Причем я сразу стал продавать не по одному тенге за манту, а по три. Я сам любитель поесть, и приготовил их из чистой баранины, как положено. В первый день продал только 12 штук. Остальные раздал. Что мне их домой нести? Говорю: пробуйте. Это была моя реклама», — вспоминает Курванжан.

На следующий день продал уже 50–60 мант. Постепенно привлек к работе сестренок и племянниц, которые были на каникулах, оплачивал их труд. Обороты выросли до тысячи тысяч мант в день.

«Тогда манты на барахолке продавали на входах. А я по рядам начал ходить и предлагать. Повышал цены только когда мясо дорожало. А оно дорожало вслед за курсом доллара. Вначале поставил цену 3 тенге, потом 5, 7, 10, 15 и так далее. На барахолке у меня самые высокие цены на манты до сих пор», — говорит он.

Возвращение сына в семейный бизнес

У Курванжана трое детей. Младший сын Руслан был шоуменом. Восемь лет подряд считался лучшим MC в Казахстане. Поработав на телевидении в Алматы, уехал в Актобе. В 2023 году Руслан приехал к родителям в гости.

«Я посмотрел на родителей другими глазами. Увидел отца с тележкой. Они всю жизнь пахали ради нас. Я столько времени продвигал других в соцсетях. А тут папа идет уставший. Почему бы не попробовать снять с ним видео?», — рассказывает Руслан Асанов.

Он снял на видео, как папа готовит манты, смонтировал, выложил в Инстаграм.

«На следующий день смотрю — 800 тысяч просмотров за сутки. У меня на канале максимум было 300 тысяч за неделю. Прибегаю к отцу: папа, тебя столько людей знают! Ведь многие уехали из Казахстана, кто в Европу, кто в США. Пишут: дядя Коля до сих пор продает манты», — рассказывает сын.

После видеоролика поток звонков увеличился. Руслан запустил доставку.

«Я хотел, чтобы папа перестал ходить на барахолку. Но после того, как он стал знаменитым в соцсетях, у него еще больше желания стало ходить туда. Люди подбегали: дядя Коля, давайте сфоткаемся!», — говорит Руслан.

За два с половиной года в Инстаграме у Руслана набралось 50 тысяч подписчиков, в ТикТоке 85 тысяч, в Ютубе 137 тысяч. Получили серебряную кнопку Ютуба. В Казахстане только 100 человек ее имеют. У Курванжана отдельный аккаунт, там 30 тысяч подписчиков.

«Продажи идут через соцсети и магазины. Никакой рекламы. Я просто показываю, как готовлю и ем манты. Заказы поступают через WhatsApp. От агрегаторов отказались. Яндекс, Wolt, Glovo берут 35%. Если так продавать, то одна манта будет стоить 690 тенге, чтобы в ноль выйти. Сейчас манта у нас стоит 400 тенге. Средний чек 12 тысяч тенге. Минимальный заказ от 20 штук», — объясняет Руслан.

Сейчас сын полностью в семейном бизнесе. Запустил продажи через магазины — 50% продаж теперь идут через них.

«Папа встает в два часа ночи, делает заготовку. Я на доставке, на заказах. Раньше он ходил по 10-15 километров в день. Я говорю: 30 лет ходил, теперь пусть клиенты сами приезжают. Но папа скучает по барахолке. Говорит: пойду. Не продавать. Просто пообщаться», — говорит сын.

Бизнес сегодня

В 2023 году домашняя кухня переросла в настоящий цех. Семья арендовала помещение в 200 квадратов прямо напротив своего дома за 1000 долларов в месяц. Теперь здесь трудятся шестеро: сам Курванжан, жена, сын Руслан и трое наемных работников. Режим работы не меняется десятилетиями: подъем затемно, замес теста и подготовка мяса. К пяти утра просыпается супруга и встает на лепку. Рабочий день длится 16-17 часов.

В день лепят до 2000 мант. Цены доступные: с мясом 400 тенге, с тыквой 350. Половину продают из дома горячими, остальное развозят по магазинам города. Среди постоянных клиентов не только продуктовые у дома, но и автосалоны, офисы, заводы. На праздники заказы взлетают до 500 штук за раз.

Мясо здесь — основа репутации. Ежедневно уходит 30–35 килограммов чистой мякоти. Курванжан берет только заднюю часть и ездит за ней лично к проверенным поставщикам в поселок Енбекши. Сын уговаривал перебраться в город, поближе к центру, но отец наотрез отказался.

«Руслан говорит: давай в город. А я отвечаю: там пробки, далеко. Я здесь три десятилетия. Вокруг базы, фирмы, дальнобойщики, они все мои клиенты. Уйду и потеряю их. К тому же здесь я задаю тон. Торговцы едой на меня смотрят. Спрашивают: «Дядя Коля, мясо подорожало, цены поднимать будешь?». Если я поднимаю, они все тоже», — объясняет Курванжан.

Сегодня месячный оборот компании «Уйгурский Дом Селенга» доходит до 15 млн тенге, в год около 100 млн. Но эти цифры держатся на работе сына. Стоило Руслану однажды уехать, как выручка рухнула до одного миллиона. В семье четкое разделение: жена ведет финансы, Курванжан отвечает за вкус и продажи, а стратегию обсуждают с сыном. Несмотря на миллионные обороты, богачами они себя не считают.

«За 30 лет купили полдома, в прошлом году ремонт сделали, машина есть. Не скажу, что миллионерами стали. Зато детей выучили, всех переженили. Это главные расходы», — говорит Курванжан.

Заработанное возвращают в дело. Когда-то начинали с одним бытовым холодильником, скалкой и двумя столами. Сейчас уже купили профессиональную технику: камеру шоковой заморозки за 1,8 млн тенге, французскую овощерезку за 940 тысяч. Тратятся на оборудование постоянно и немало.

Успех заметили крупные игроки. Крупная компания предлагала инвестиции и партнерство, но на жестких условиях: сначала забирали бы себе 70% дохода, потом 50%.

«Чуть не согласился, но дочь остановила. Сказала: «Папа, я сама хочу открыть такой же в Астане». Я ответил: ну вперед, доча. Мне дивидендов не надо, себя обеспечивай. Если дети продолжат мое дело, это и есть главная помощь. А нам с матерью много не надо, дом есть, все есть», — говорит основатель.

Секрет старта, по словам Курванжана, прост.

«Каждое утро, когда делаю тесто, я молюсь. Жду, пока сварятся первые манты. Если они нормальные и пышные, я спокоен. И так всю жизнь. Иногда бывает тяжело, устаешь и не можешь настроиться. Бывали дни, когда я просто уходил с рынка, потому что душа не лежала. Супруга отправляла меня домой и вставала на мое место. Надо думать о продукте, который ты делаешь», — говорит Курванжан.

Сейчас дядя Коля планирует постепенно передать управление сыну. После Нового года родители переезжают в новый дом, а производство оставят Руслану. Но полностью уходить от дел основатель не собирается.

«Я все равно буду приезжать. Я просто не могу без работы, это привычка за долгие годы», — говорит Курванжан.

Три совета начинающим предпринимателям

1. Терпение. Еда — тяжелый и неблагодарный труд. Хорошо сделаешь, пять человек будут знать. Плохо сделаешь, 50 человек будут об этом говорить.

2.  Качество. Это мой девиз. Думай о клиенте, деньги сами придут. Я не знаю как, у меня супруга финансы ведет. Я только калькуляцию делаю, ищу хорошую продукцию, делаю манты и продаю. Приход и расход это ее проблема. Я никогда не думаю о деньгах. Я думаю о работе и о продвижении бизнеса.

3. Не бойтесь повышать цены. Большинство на рынке готовят вкусно. Но цены растут, а они боятся поднимать. Делают порцию меньше и кладут меньше мяса. Качество пропадает, бизнес рушится. Надо не бояться. Я никогда не думал, что у меня дорого. Любой продукт имеет свою цену.