Светлана Романовская: нужно штрафовать продавцов маркетплейсов за накрутку в рассрочке
Председатель правления «Национальной Лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская в беседе с DigitalBusiness прокомментировала инициативу регулятора приравнять рассрочки к кредитам. Она предупреждает, что при этом рискует пострадать сама рассрочка, поскольку многие предприниматели на маркетплейсах недобросовестно закладывают проценты в цену. Вместо полного запрета рассрочек Романовская предлагает следовать букве закона и привлекать таких продавцов к жесточайшей административной ответственности.
Проблема недобросовестной торговли
Романовская начала с того, как некоторые предприниматели маскируют проценты под рассрочку.
«Знаете, давно с этим разбираемся, и есть, конечно, недобросовестные предприниматели. Я хочу сказать, что есть предприниматели, которые выдают рассрочку как беспроцентную. То есть они просто закладывают проценты в стоимость. Например, этим грешат строительные компании очень сильно. Они говорят: рассрочка - там одно, второе, пятое, двадцатое. Потом предлагают, например, тем, кто платит наличными или сразу деньгами, одну цену, а тем, кто берет в рассрочку - другую. Это недобросовестные предприниматели - есть факт сокрытия информации», - говорит председатель правления Лиги.
Кто пострадает, если рассрочка исчезнет
Наша собеседница обеими руками поддерживает честных предпринимателей, которые соблюдают правила игры:
«Поверьте, есть добросовестные предприниматели, которые на самом деле торгуют в рассрочку: цена для всех одинаковая, например, на холодильник или другие товары - она не завышена изначально. Те, кто покупает в рассрочку, платят такую же цену. Это добросовестные предприниматели. И сейчас речь заходит о том, что пострадают простые люди, если рассрочки как таковой не будет - и она перейдет в банковскую сферу с кредитным регулированием. Тогда этим будут заниматься только банки, а это уже монополисты. Три-четыре банка всего будут предлагать рассрочку. И то, опять же, банки должны будут на этом зарабатывать. Так нельзя.
А как же простые люди? Вы представляете, какое количество людей попадут просто в тупиковую ситуацию. Настоящая рассрочка дает возможность приобрести не только то, что они хотят, а то, что для них это необходимо. Убрать это, как перекрыть кислород. Много говорят о закредитованности, но это не решит проблему», - говорит Романовская.
Решение есть - и это административная ответственность
Романовская предлагает все же сохранять рассрочку, но тщательнее выявлять и наказывать наказывать тех, кто вводит покупателей в заблуждение.
«Нужно все зарегулировать. Если вводят потребителя в заблуждение по поводу стоимости товара или услуги - у нас предусмотрена предусмотрена ответственность. Рассрочку убирать ни в коем случае нельзя, но нужно отслеживать, если продавцы на маркетплейсах завышают цены и не сообщают о процентах. Это весь смысл. Нельзя потребителям давать неправильную информацию - это запрещено законом. Открываем и читаем 190 статью административного кодекса РК - это Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение.
Защита прав потребителей - это институт смешанного права, частного и публичного. Почему публичного? Потому что это взаимоотношения с государством. Государство обязано гарантировать безопасность товара и услуги, следить за качеством и ценой, а также наказывать нарушителей. На любом маркетплейсе позвоните продавцу напрямую и вы узнаете реальную цену за нал. Это не повод для проверки, это уже административная ответственность за обман и введение в заблуждение - это штрафы, а для крупного бизнеса - огромные штрафы. Вот здесь нужно усилиться», - заключила Светлана Романовская.