Роботы-курьеры и ИИ-помощник в каждый дом: когда это станет реальностью для казахстанцев

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 14.11.2025, 09:43
2025-11-14T09:43:47+05:00

Искусственный интеллект и накопление критической массы новых технологий продолжат менять повседневную жизнь казахстанцев, их привычки и рынок труда. Как это будет происходить и в каком временном горизонте, спрогнозировали топ-менеджеры проектов экосистемы Freedom.

Когда в Казахстане появятся курьеры в виде роботов-собак

Если в последние годы новая технологическая революция происходила под эгидой развития ИИ, то следующая декада ознаменуется его внедрением в физические носители — роботы, считает Алексей Ли, IT-предприниматель и генеральный директор Freedom Lifestyle. И Казахстан, по его мнению, имеет все шансы преуспеть на этом поприще.

«У республики лучший в регионе доступ к технологиям, особенно с учетом геополитических реалий Евразии. Казахстан может получать инновации с Запада и при этом закупать „железо“ в Китае. Тем более, что цены на „железо“ будут закономерно снижаться», — отметил Ли на встрече с журналистами Freedom Lifestyle Talk.

Алексей Ли, генеральный директор Freedom Lifestyle

Алексей Ли, генеральный директор Freedom Lifestyle

Холдинг активно работает над роботизацией своих проектов — в первую очередь это касается онлайн-супермаркета Arbuz.kz, для которого разрабатываются роботы-курьеры типа «собака». Собственно, вполне «живые» прототипы, способные переносить небольшие грузы, уже функционируют — правда, работают они пока под управлением операторов с пультами.

Робот-курьер Freedom

«Наша цель на 2026 год — научить собак автономно выполнять рейсы и доставлять, например, продукты до двери клиента. Это будет и быстрее, и выгоднее с точки зрения затрат. Кажется чем-то фантастическим, но по факту в соседнем Китае это уже давно используется. Потому к середине следующего года наши роботы точно смогут автономно работать в закрытых помещениях — например, больших ТРЦ. Когда они выйдут на улицы — пока вопрос», — пояснил Ерлан Есимсеитов, исполнительный директор Freedom Lifestyle.

А что с безопасностью роботов?

Вопросом, на который Есимсеитов не смог дать однозначный ответ, остается безопасность роботов-курьеров: журналисты напомнили о незавидной участи арендных велосипедов и издевательствах, которым подвергаются самокаты кикшеринга.

Ерлан Есимсеитов, исполнительный директор Freedom Lifestyle (в центре)

Ерлан Есимсеитов, исполнительный директор Freedom Lifestyle (в центре)

«Здесь уже аспект культуры населения, а также такого инструмента, как отслеживание собак с помощью GPS. Также искусственный интеллект роботов получит защитные функции: конечно, током обидчиков бить не будет, но сможет, к примеру, попытаться вернуться на базу при возникновении нештатной ситуации. При этом на первом этапе мы обучим роботов, чтобы они сами были безопасны для людей — не сбили человека на дороге, например», — сказал Есимсеитов.

Другая грань развития сферы доставки — запуск воздушных дронов-курьеров. Очевидно, такой способ станет максимально быстрым, но тут имеется ряд трудностей, связанных с юридической стороной дела — законодательно каждый полет требует разрешения.

«Мы уже обучили несколько пилотов грузовых дронов, они получили официальные сертификаты операторов третьей, высшей категории. Кроме того, получено одобрение на создание полигона для испытаний новых технологий. Так что сделать „последнюю милю“ роботизированной вполне реально, главное — продолжить совместную работу бизнеса и государства», — считает Есимсеитов.

Миллион роботов в Казахстане. Когда?

Перспективы широкого внедрения роботов порождают закономерный вопрос — оставят ли собаки и дроны без работы курьеров? Ведь это, без иронии, огромный сегмент рынка — по данным Минтруда и соцзащиты, в РК курьерами работает около полумиллиона человек.

«Тут сложно делать определенные прогнозы. Но точно можно сказать, что каждая технологическая революция убивает множество профессий — и порождает не меньше новых. Поэтому, думаю, когда роботы потеснят курьеров, этим людям найдутся новые занятия — более интересные», — сказал Алексей Ли.

С другой стороны, роботизация почти наверняка затронет не только курьеров, но и множество других профессий.

«По приблизительным оценкам, уже к 2030 году в казахстанских домохозяйствах появится один миллион роботов, которые возьмут на себя бытовые задачи. В еще большей степени роботы будут захватывать производственную сферу: чем доступнее они будут, тем чаще бизнес будет использовать их для выполнения рутинных операций», — делится прогнозом Ли.

ИИ-помощники по хозяйству

По словам Руслана Погорелова, генерального директора Arbuz.kz, еще одним трендом ближайших пяти лет станет повсеместное внедрении ИИ-агентов. В том числе и тех, что будут помогать с покупками.

Руслан Погорелов, генеральный директор Arbuz.kz

Руслан Погорелов, генеральный директор Arbuz.kz

«Выглядит это так: например, пришли вы на кухню и решили приготовить бешбармак, о чем рассказали ИИ-помощнику. Именно рассказали — в форме обыденного разговора. Он тут же проанализирует рецепт и соберет корзину необходимых продуктов. Вам останется лишь подтвердить выбор и оплату заказа», — говорит Погорелов.

Комментируя дальнейшие шаги Arbuz.kz, Погорелов рассказал о планах по роботизации складов компании, а также о создании собственного производства продуктов. Притом, как отметил спикер, это будут компактные и технологичные предприятия — например, полностью автоматизированные фермы по выращиванию зелени.

«Это нужно в том числе для сохранения конкурентности цен. Свои фермы и цеха позволят устранять посредников в цепи поставок. Тем более, что мы сменили позиционирование: от верхнего среднего и нижнего премиума к всеохватному», — подчеркнул генеральный директор Arbuz.kz.

Что будет меняться в потребительских сервисах? И что ждет Тикетон

В целом спикеры сходятся во мнении, что технологические тренды в краткосрочной перспективе выглядят так:

  • Сервисов будет больше, и они активнее начнут объединяться в экосистемы;
  • Все севрисы станут работать быстрее и стабильнее;
  • Поменяется поведение и культура потребителей — онлайн-покупки почти вытеснят традиционные походы на рынки и в магазины;
  • ИИ-агенты для помощи пользователям станут максимально умными и доступными в каждом сервисе;
  • Роботизированная доставка займет весомую часть ниши «последней мили».

При этом Алексей Ли отметил, что одной из самых нецифровизированных сфер в Казахстане остается здравоохранение. Здесь холдинг готовит проект, который ставит амбициозные цели: упростить получение консультаций врачей, запись на приемы и так далее. Впрочем, более подробную информацию Ли пообещал раскрыть позже.

То же самое касается новой платформы Freedom Events: ее планируют представить в ближайшее время, потому пока никакой конкретики.

Наконец, перемены ждут сервис Ticketon, также входящий в структуру Freedom Lifestyle. По отдельным категориям он уже захватил до 80% казахстанского рынка продажи билетов (до полумиллиона ежемесячно). Хотя 2025-й год стал крайне успешным с точки зрения мероприятий международного уровня, в компании Ticketon признали ряд своих ошибок и недоработок.

«В случае с концертом Дженнифер Лопес или матчем „Кайрат“ — „Реал“ сервис оказался не готов к такому штурму со стороны посетителей. Так, в отдельные моменты наплыв составлял до одного миллиона устройств. Еще в прошлом году мы начали делать переписанную платформу Ticketon 2.0, и до конца этого года работа будет закончена», — сказал исполнительный директор Freedom Lifestyle Ерлан Есимсеитов.

Новая платформа позволит справляться с практически любой нагрузкой, заверил Есимсеитов. И это, по его словам, как нельзя актуально, ведь Казахстан в нынешнем году зарекомендовал себя как привлекательное место для звезд мирового уровня, а, значит, новые масштабные шоу в Алматы, Астане или других городах не заставят себя долго ждать.