10 трендов в финтех-индустрии Казахстана

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 14.11.2025, 13:31
2025-11-14T13:31:35+05:00

В Алматы 13-14 ноября проходит Central Asia Fintech Summit. На панельной дискуссии «Финансовый рынок в эпоху искусственного интеллекта» эксперты обсудили, как новые технологии меняют индустрию, какие барьеры стоят перед внедрением ИИ и что уже сделано регуляторами и банками. Записали самое главное и рассказываем про тренды и факты.

 Kaspi «наконец-то согласен»

Главная интрига года — участие Kaspi.kz в едином QR — разрешилась. Председатель Национального банка Тимур Сулейменов официально развеял слухи об отказе банка.

«Межбанковский QR запущен. Kaspi находится в проработке практически весь этот год. Официальное участие было подтверждено подписанным договором о присоединении вчера», — заявил Тимур Сулейменов.

Фото: Digitalbusiness.kz

Позже регулятор уточнил, что речь шла не о техническом, а о «символическом запуске системы» и «формализации достигнутых соглашений». На данный момент к системе технически подключены только 6 из 23 казахстанских банков (Halyk Bank, Банк ЦентрКредит, Freedom Bank, Altyn Bank, RBK Bank и Home Credit Bank). Полноценный запуск системы запланирован на 2026 год.

Казахстан может стать центром единого QR для Центральной Азии

Freedom Bank видит потенциал Казахстана как регионального хаба для трансграничных QR-платежей. По примеру Сингапура и Таиланда, которые с 2017-2018 годов работают с единым QR в Юго-Восточной Азии, страна может объединить платежные системы региона и интегрироваться с китайскими сервисами.

«У Казахстана есть все возможности быть проводником и центром единого QR всей Центральной Азии. Мы можем взять пример Южно-Восточной Азии, где Сингапур, Таиланд являются лидерами в межбанковском QR. По Центральной Азии мы по ментальности очень похожи. Нельзя забывать и про Китай. Если мы будем работать с единым QR всей Центральной Азии и с Китаем, это будет очень полезно для нас всех», — сказала председатель правления Freedom Bank Гулфайруз Ахметова.

Цифровой тенге стал постоянным инструментом

Два года назад Национальный банк запустил цифровой тенге в пилотном формате. Теперь третья форма национальной валюты превратилась в постоянно функционирующий инструмент для контроля транзакций госсектора.

Фото: Digitalbusiness.kz

«Цифровой тенге работает прекрасно с транзакциями из Национального фонда и из госбюджета. Сейчас будет распространяться и на квазигосударственный сектор. Этот инструмент нацелен на контроль и обеспечение прозрачности транзакций государственного сектора», — сказал Тимур Сулейменов.

Антифродцентр предотвратил хищения на 3 млрд тенге

Национальный антифродцентр, запущенный летом 2024 года, стал единой площадкой, где банки, финансовые организации и органы уголовного преследования координируют действия против мошенников. С момента запуска зафиксировано около 80 тысяч инцидентов, а предотвращенный ущерб превысил 3 миллиарда тенге.

«Из идеи национальный антифродцентр превратился в мощный центр, который значительно скоординировал работу правоохранительных органов. Также упрощена законодательная процедура возврата средств пострадавшим. Да, мы не можем так быстро адаптироваться, как мошенники, но стараемся практически с такой же скоростью двигаться вперед», — сказал Тимур Сулейменов.

Искусственный интеллект банков становится центром прибыли

Три года назад Halyk банк начал изучать технологии ИИ, затем создал центр искусственного интеллекта. Теперь банк активно использует эти инструменты в департаменте рисков, back-office и кибербезопасности. На этот год поставлены конкретные KPI по измерению эффективности.

Фото: Digitalbusiness.kz

«Я бы сказала, что это уже центр прибыли. Если говорим о маркетинге и персонализированных предложениях, у нас четкие KPI: повышение продаж, отклика и сервиса. Задача с помощью ИИ — повысить эффективность, чтобы при тех же затратах зарабатывать больше. Эти же сервисы мы внедряем в департаменте рисков, скоринг и аналитику. Также в back-office, HR, юридические департаменты, колл-центр и чат-боты», — заявила председатель правления Halyk банка Умут Шаяхметова.

Агентская коммерция с ИИ стала реальностью

Персональные ИИ-ассистенты уже управляют финансами пользователей, ищут лучшие цены на маркетплейсах, оплачивают покупки, управляют инвестициями и депозитами. Банки либо встраиваются в эти сервисы через модель bank-as-a-service, либо развивают собственные решения.

«Сегодня можно попросить своего ИИ-агента: найди мне лучшую цену на маркетплейсах и сразу оплати. Ваш агент может найти, оплатить и доставить. Агентская коммерция развивается, ассистент выполняет ваши поручения. То же самое в инвестициях: найди мне лучший инструмент в тенге или в долларах. Мы где-то встраиваемся в эти сервисы, обеспечиваем сервис и защиту платежей. А где-то будем развивать сервисы самостоятельно. Сегодня это уже абсолютная реальность», — сказала Умут Шаяхметова.

Большинство банков уже используют ИИ, но есть барьеры

Председатель АРРФР Мадина Абылкасымова заявила, что три четверти банков Казахстана уже применяют технологии ИИ, но есть барьеры.

«75% банков применяют искусственный интеллект. Главные трудности связаны с отсутствием единых стандартов, качеством данных и нехваткой специалистов. Внедрение потребует серьезных вложений в серверные мощности, облачные платформы и программное обеспечение. Встает вопрос о равенстве доступа для небольших и средних банков. Здесь будет важна роль Национального банка и министерства цифрового развития», — заявила Мадина Абылкасымова.

Фото: Digitalbusiness.kz

У финансового сектора появится свое регулирование ИИ

Парламент Казахстана одобрил рамочный законопроект об искусственном интеллекте. Сейчас документ рассматривается в Сенате. Параллельно АРРФР готовит отдельный регуляторный документ для финансового сектора, который появится в следующем году.

«В финансовой сфере пока не было отдельного стратегического документа по искусственному интеллекту. Мы изучали международный опыт, рекомендации регуляторов. По итогам исследования соответствующий документ обязательно будет разработан в 2026 году», — сказала Мадина Абылкасымова.

Регулирование будет строиться на принципах IOSCO, обновленных в 2024 году, и стандартах Базельского комитета по банковскому надзору.

МФЦА выпустил руководство по защите данных при использовании ИИ

Международный финансовый центр Астана опубликовал документ, который рекомендует финансовым организациям, как работать с вендорами ИИ-услуг и защищать персональные данные. Руководство носит рекомендательный характер, но уже влияет на индустрию.

Фото: Digitalbusiness.kz

«Изначально в МФЦА защита персональных данных строилась по аналогии с GDPR. Когда начал развиваться рынок цифровых активов и применение ИИ, мы выпустили данный документ, который носит рекомендательный характер. Мы усилили работу по скринингу авторизованных участников МФЦА, в том числе криптобирж и провайдеров услуг цифровыми активами», — сказал управляющий МФЦА Ренат Бектуров.

Компании начали пересматривать подходы по работе с вендорами и усилили защиту данных клиентов.

Регулятор создает единую надзорную цифровую платформу

АРРФР объединяет все надзорные инструменты в одну платформу с использованием искусственного интеллекта и обработки больших данных. ИИ будет применяться в системах кибербезопасности и обработке обращений граждан.

«Практически все надзорные инструменты мы объединяем в одну единую надзорную цифровую платформу. У нас уже активно используется искусственный интеллект. Она позволит перейти к новому этапу регулирования, когда у нас будет меньше регуляторного бремени. Будет комплексный подход к оценке рисков», — заявила Мадина Абылкасымова.

Искусственный интеллект поможет классифицировать тысячи обращений граждан ежемесячно, выявлять критические ситуации и формировать шаблоны ответов.