Узнали, есть ли у казахстанцев «право на забвение» в интернете
В Казахстане впервые закрепят «право на забвение» в проекте Цифрового кодекса. Как это право будет работать на практике и можно ли действительно «удалить себя» из интернета, обсудили депутаты мажилиса, пишет Digital Business.
Что спросила Наталья Дементьева
Депутат Мажилиса Наталья Дементьева обратилась к разработчику проекта Цифрового кодекса, депутату Екатерине Смышляевой, с вопросом о механизмах реализации права на забвение.
«Екатерина Васильевна, в проекте цифрового кодекса впервые вводится понятие цифровых прав человека. Среди них особое значение имеет право на забвение. Это важное право, ведь речь идет о защите личного достоинства и цифровой репутации гражданина. Однако мы знаем, что в реальной цифровой экосистеме реализовать это право сложно, порой даже невозможно. Каким образом предлагается обеспечить действенный механизм, особенно в отношении государственных баз данных и частных сервисов, когда цифровой след может сохраняться годами?» – спросила Дементьева.
Как ответила Екатерина Смышляева
По словам Екатерины Смышляевой, полное удаление цифрового следа невозможно, но кодекс предусматривает реальные способы частичной реализации этого права.
«Права человека в цифровой среде – не новая категория, но сегодня они приобретают особое значение. Мы не испытываем иллюзий, что право на забвение выполнимо полностью. Цифровой след удалить полностью – это иллюзия», – подчеркнула депутат.
Смышляева пояснила, что механизм «забвения» может включать:
- полное удаление данных (технически сложный процесс);
- анонимизацию – удаление данных, по которым можно идентифицировать человека;
- прекращение оборота или доступа к данным – наиболее частый и реализуемый вариант.
«Что касается государственных баз данных, где информация должна храниться по закону, – предусмотрены исключения. Например, для расследования правонарушений или если данные затрагивают публичный интерес», – отметила Смышляева.
Проще говоря
Полностью стереть цифровой след невозможно, но казахстанцам могут дать законное право требовать удаления или ограничения доступа к их данным – за исключением случаев, когда это противоречит публичным интересам или закону.