Школьница из Казахстана придумала, как из грязного воздуха делать красители для принтеров

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 12.11.2025, 09:08
2025-11-12T09:08:16+05:00

Нарминахон Имангалиевой из Алматы 16 лет. Бизнес-проектами она начала заниматься еще в начальной школе. Уже в 9 лет продавала слаймы и одежду через онлайн-магазин, а потом серьезно увлеклась танцами и даже работала хореографом. Сегодня девушка развивает экологический стартап AuaLine, который превращает загрязненный воздух в краску и тонеры для принтеров.

В материале для Digital Business Нарминахон рассказала, как несколько месяцев проводила эксперименты, чтобы делать из углеродных частиц краску, в чем польза такого продукта и благодаря чему ее стартап сможет заметно улучшить экологию в Казахстане. Также поговорили о потенциальных продажах, социальной миссии и совмещении учебы с предпринимательством.

«Поставила себе цель создать технологию, которая сделает Казахстан чище»

— Я родилась в Ташкенте, но сейчас живу в Алматы и учусь в школе-лицее №48. Занимаюсь бизнес-проектами с ранних лет. В 2018-2019 годах среди детей и подростков был тренд на слаймы. Начала снимать видео и выкладывать в социальные сети — неожиданно ролики стали собирать много просмотров. Так пришла идея запустить магазин слаймов. Мама помогала закупать материалы, а продукт изготавливала сама и реализовывала онлайн либо на ярмарках. Училась продавать у блогеров, за которыми следила. Со временем тренды сменились, как и интересы, и я перестала этим заниматься.

В 8-м классе запустила онлайн-магазин одежды. Тогда занималась танцами, а для выступлений и съемок постоянно нужны были подходящие вещи. Большинство танцоров закупалось на популярных площадках, где продавали одежду из Китая. Понаблюдала за этим и решила сама запустить магазин. Но в итоге закрыла его, потому что серьезно углубилась в танцы.

Нармина Имангалиева

Сначала просто занималась в танцевальных студиях, но со временем стало интересно ставить хореографии самой. Вскоре заметила интерес со стороны других танцоров, а многие знакомые даже просили открыть группу. Поэтому решила пойти на стажировку, чтобы преподавать. В итоге обучала подростков стилям хип-хоп и urban choreo. Тогда мне было 14, и я стала единственной участницей младше 25 лет, которая вошла в топ-5 The Best Choreographers на World Of Dance — это один из самых крупных танцевальных конкурсов в мире. Для меня танцы стали важным этапом, который помог развить дисциплину и креативность. Правда, сейчас не преподаю, потому что решила сфокусироваться на новом проекте.

В начале этого года увидела новости в СМИ о том, что Алматы занял первое место по уровню загрязнения воздуха среди мегаполисов мира. Сразу обратила внимание на эту проблему. Поставила себе цель создать технологию, которая сделает Алматы и Казахстан в целом чище. Так началось мое увлечение ИТ.

Математика в школе всегда давалась хорошо: участвовала в республиканских олимпиадах и даже брала первые места. Наверное, поэтому, когда задумалась об экологии, стала искать решение проблемы именно через технологии. Кроме того, стартап со временем можно монетизировать.

Нармина Имангалиева

Было несколько идей, проводила кастдевы, писала экологам и профессорам разных университетов. По результатам общения со специалистами остановилась на концепте использования углеродных частиц, получаемых из загрязненного воздуха, как пигмента для красок. Другими словами, утилизации отходов через превращение их в полезный ресурс. Так родился проект AuaLine.

«Наша технология может трансформировать атмосферные загрязнения в любые виды красок и чернил»

– Начала работу над созданием красителей на основе загрязненного воздуха — сажи PM2.5. Это мельчайшие твердые частицы диаметром до 2,5 микрометров, которые входят в состав пыли и дыма. Они долго остаются в воздухе и при вдыхании способны проникать глубоко в легкие и кровь, что делает PM2.5 одним из самых опасных видов загрязнений.

Сначала создавали из этой сажи чернила для каллиграфии, потом текстильные краски. Но самым привлекательным рынком оказались порошкообразные тонеры для картриджей принтеров, так как они используются значительно шире, чем красители для ткани или каллиграфии.

Нармина Имангалиева

Первые эксперименты по превращению сажи PM2.5 в красители проводила дома, потом помещение для лаборатории предоставил EcoHub. Это креативный хаб от некоммерческой организации ECO Network, где любой желающий может сдать сортированные отходы, познакомиться с процессами переработки пластика, принять участие в мастер-классах и получить новые знания в сфере экологии. Далее договорились о совместной работе с химиком Диасом Тастанбековым из Евразийского Технологического Университета.

В технологической части первым ментором стала Айгерим Асубаева — выпускница Назарбаев Университета по химической специальности, эксперт психологии и химической инженерии. Она помогла понять, с чего стоит начинать реализацию проекта.

На старте казалось, что сажа будет непригодна как материал для тонера из-за сложности в измельчении. Однако здесь помогли международные эксперты. Я искала химиков на LinkedIn, писала им, задавала вопросы. Потом созванивалась и прямо во время общения делала пробные версии продукта. Стало ясно, что при определенных условиях измельчить сажу нужным образом возможно.

В общей сложности на исследования состава сажи, поиски подходящего решения по очистке и наиболее удачного состава ушел месяц. Еще столько же понадобилось для создания продукта и тестирования. В поисках нужного метода и идеальной формулы с командой провели более 40 экспериментов.

Нармина Имангалиева

Технология, к которой в итоге пришли, может трансформировать атмосферные загрязнения в любые виды красок и чернил. При этом ни один из продуктов AuaLine не уступает традиционным аналогам, которые использовали в качестве сравнения.

Сажу PM2.5 собираем через партнеров, которые устанавливают фильтры на источники загрязнения, такие как ТЭЦ. Компании-партнеры привозят нам твердые углеродные частицы для утилизации. Далее они проходят обработку, сушку, механическую и магнитную очистку с классификацией и ряд других процессов, которые позволяют получить готовый продукт. Это не требует никаких специальных аппаратов, подходит стандартное лабораторное оборудование.

Самым сложным этапом был контроль размера и формы частиц при переработке. Тонер должен состоять из однородных частиц диаметром 6-9 микрометров. Если вдруг в конечный продукт попадали слишком крупные частицы, то печать становилась зернистой, а при мелких размерах — наоборот, слишком пыльной. Поддержание равномерных частиц требует сложных методов полимеризации, поэтому этот этап потребовал особого внимания к деталям. Контролировать качество частиц помогает ИИ-бот. Создали его для определения точного происхождения и состава частицы сажи и уровня пигментации.

«Сейчас наш продукт готовы закупать как минимум шесть казахстанских компаний»

– Продолжаю искать возможности для развития и продвижения стартапа. Сейчас прохожу международную программу GCIP, уже побывала на акселерации от бизнес-клуба RAPL-Club, где также нашла первого инвестора.

Когда впервые пришла туда и начала рассказывать о проекте, сразу получила отклик — многие предприниматели предложили помощь с разными аспектами проекта, в частности с составлением финансовой модели. Сапаргали Ильясов решил поддержать нас уже на начальной стадии, став нашим первым инвестором. С учетом этих средств, а также спонсорской поддержки и грантов со стартап-баттлов, на данный момент вложили в стартап до 1 млн тенге — эти средства пошли разработку продукта и развитие проекта.

Из того количества сажи, которое получаем от партнеров, можем произвести 2 000 тонн тонера за полгода. Готовый продукт собираемся продавать компаниям, которые используют печать: офисам, типографиям, тем, кто заправляет картриджи и занимается дистрибуцией, и так далее.

Нармина Имангалиева

Сейчас наш продукт готовы закупать как минимум шесть казахстанских компаний. В тестовом режиме запускали продажи онлайн, это дало положительные результаты: уже есть как предварительные договоренности, так и заключенные сделки.

Стараемся заявлять о себе в том числе и в публичном поле. Недавно в Алматы проходил теннисный турнир Almaty Open ATP 250, где наш продукт был представлен в эко-зоне, проводили воркшопы для посетителей турнира.

В будущем планируем развивать продукт как по направлению В2В, так и B2G. Не только заниматься продажами, но и реализовать программу Green printing, в рамках которой компании смогут, покупая наши красители, снижать уровень углеродного следа и получать ESG-сертификации. Начинаем в Казахстане, но хотим расширяться и выходить на рынки других стран Центральной Азии.

«Не вижу себя ни в одной из других сфер, кроме стартапов, инноваций и предпринимательства»

— Могу сказать, что привыкла осваивать новое именно на практике. В школе, как правило, нас учат только теории. Да, это фундамент, но настоящий рост происходит в реальных проектах, на собственных ошибках.

В школе учусь по направлению физико-географических наук, поэтому у меня не было необходимого бэкграунда в химии и биологии, чтобы создать AuaLine. Но это не помешало найти выход и научится придумывать технологии в области химической инженерии. А еще создать собственное изобретение, которые способно трансформировать масштабные проблемы в уникальные возможности.

Сейчас стараюсь грамотно выстраивать свой график, а за счет того, что проект в сфере науки и бизнеса уже дал большую базу знаний, школьная программа ощущается легко.

Нармина Имангалиева

Планирую поступать в один из топ-университетов мира по специальности бизнес- администрирование. После школы планирую взять gap year, чтобы хорошо подготовится к поступлению. Сейчас не вижу себя ни в одной из других сфер, кроме стартапов, инноваций и предпринимательства.

Наблюдения за сверстниками показывают, что самое сложное — начать. Ведь многие не знают, как развивать свою идею, где ее представлять, как воплотить. Главное — не бояться, что «не получится», и просто начать с такой базы, как сбор команды или презентация перед экспертом на оценку. Я сама начинала стартап AuaLine без стратегической команды и большого опыта в научной сфере. Но в итоге это не помешало создать проект, который уже получает отклик в том числе на международном уровне — например, мы вошли в топ greentech-стартапов года по версии Global Startup Awards.