Финансист раскрыл все секреты банковской оценки заемщиков
                        Банки повышают ставки и ужесточают требования к заемщикам, а личная кредитная история становится важным активом каждого человека. Султан Елемесов, финансист и бывший банкир (instagram), рассказал Digital Business, как макроэкономические изменения, регуляторные требования и управление рисками влияют на стоимость кредитов и финансовую устойчивость заемщиков. В беседе с экспертом мы обсудили, какие факторы напрямую определяют условия кредитования и как правильно оценивать свои финансовые риски.
Банки всегда думают о банкротстве
Елемесов подробно рассказал о том, как регуляторные требования и стресс-тесты заставляют банки столь внимательно следить за кредитными, процентными и ликвидными рисками - и почему выполнение этих правил является обязательным для финансовых организаций.
«У нас есть Агентство развития и регулирования финансового рынка Казахстана, которое опускает требования к банкам по управлению рисками, связанными с кредитными рисками, с процентами, с ликвидностью и так далее. Получается, все эти вещи являются регуляторно требуемыми - они прописаны в регуляторных правилах, и банки эту работу обязательно делают.
Почему это важно? Потому что для регулятора самый основной и главный критерий, за которым постоянно следят, - это системы и риски, связанные с достаточностью капитала, так как банки привлекают очень много заемных средств в виде депозитов. Соответственно, у них всегда существует достаточно большой риск банкротства, связанный с потерей существенного объема депозитов. Под это и созданы все основные регуляторные требования по резервам и так далее, то есть наличие резервов в банках и в Национальном банке для покрытия подобных обязательств», - объяснил Елемесов.
Наш собеседник подчеркивает, что вся эта история связана с управлением капиталом:
«C Asset Quality Review, с тестами по Internal Capital Education Asset Pricing. Поэтому все регуляторные изменения и все изменения макрофакторов, которые есть в экономике (связанные с изменением уровня инфляции, базовой ставки, изменений налогового кодекса), автоматически приводят к необходимости банкам пересчитывать эти показатели и коэффициенты по управлению рисками и, соответственно, требования регулятора по достаточности капитала», - говорит специалист.
Кредит - основной продукт банков
По словам Елемесова, кредит - это сильный инструмент, который подвержен оценочным показателям.
«Получается, сам по себе кредит признается на балансе по справедливой стоимости, и даже само определение справедливой стоимости предполагает определенное количество допущений и оценок. По международным стандартам финансовой отчетности, к кредиту раньше создавался резерв на основе понесенных убытков. Сейчас, все работает по новым стандартам финансовой отчетности - IFRS 9. Согласно ему есть требования по созданию ECL - Expected Credit Losses, то есть ожидаемые кредитные убытки. Здесь важно слово «ожидаемые» - банки (и компании, которые держат финансовый актив) теперь обязаны оценивать риски и делать прогноз о том, какие убытки они понесут ввиду возможных дефолтов заемщиков. Такая модель называется PD–LGD–EAD*. Она оценивает уровень провизии резервов, которые банк должен создать по выданным кредитам», - говорит Елемесов.
Справка
- PD (Probability of Default) — вероятность дефолта, то есть процент вероятности его наступления в определенный период;
 - LGD (Loss Given Default) — ожидаемый убыток с учетом наличия залогов, которые уменьшают долг;
 - EAD (Exposure at Default) — сумма долга, висящая перед банком.
 
«Если это, например, компания с кредитным рейтингом, то PD рассчитывается с его учетом. Но по розничным и МСБ-кредитам таких рейтингов, понятное дело - нет. Поэтому строятся специальные модели, которые включают макропоказатели: базовую ставку, инфляцию, уровень безработицы, ВВП, стабильность валюты и т. д», - говорит финансист.
Шоковые изменения макроданных экономики автоматически влияют на эти оценки.
«Соответственно, есть такое понятие в IFRS 9, как ухудшение кредитной ситуации - он называется CICR (Significant Increase of Credit Risk), то есть существенное увеличение кредитных рисков. И вот когда этот CICR происходит, тогда, соответственно, меняется стадия ожидаемого кредитного убытка по финансовому активу. И, соответственно, это приводит просто к тому, что резервы растут», - говорит наш собеседник.
2 проблемы банков
Когда происходят какие-то макроэкономические ухудшения, у банков страдают сразу две части.
«Во-первых, у него увеличиваются регуляторные требования по достаточности резервов в Национальном банке - это как раз те требования, которые касаются наличия определенной ликвидности в Нацбанке. А также у него ухудшаются финансовые показатели. Почему? Потому что ему необходимо дополнительно создавать резервы под финансовые активы, которые он выдал.
К чему это в итоге приводит? К тому, что банк начинает достаточно жестко следить за рисками. И, соответственно, он перекладывает все эти вещи на заемщиков. То есть он повышает требования к андеррайтингу», - объясняет Елемесов.
Андеррайтинговые расчеты
Проявляется это в том, что начинают расти ставки.
«Потому что чем выше требуемая маржа за риск, тем выше ставка. Когда в экономике все хорошо, маржинальность за риск (ставка за риск) минимальна. Когда все плохо — максимальная. Плюс ужесточаются требования к долговой нагрузке заемщика: КДН, коэффициент долговой нагрузки. Сейчас по закону он должен быть не больше 50%. И, опять же, банк может где-то дополнительно усиливать этот надзор. Плюс вводятся дополнительные требования к персональному кредитному рейтингу, то есть ПКР, так называемому. Опять же, деградации ПКР», - говорит Елемесов.
Проще говоря - к чему это приводит?
«Все это приводит к тому, что кредиты становятся, во-первых, дороже, потому что риски растут под эти кредиты, нужно создавать больше резервов как в Нацбанке, так и резерв под ожидаемые кредитные убытки - это финансовая отчетность. Соответственно, ухудшаются финансовые показатели компании. А доход должен быть больше. И получается, что ужесточаются требования к самим заемщикам - они должны быть максимально качественными. К сожалению, многие люди в Казахстане, спустя рукава относятся к вопросу личного кредитного бренда, то есть деловой репутации. Они идут на банкротство, на просрочки и так далее, не понимая, что твоя кредитная история и твоя деловая репутация - такой же актив, как, например, квартира, которой человек владеет. Поэтому к ней надо относиться с большим уважением и большой ответственностью. Понятное дело, что кредиты стали дороже и должны становиться дороже, потому что ухудшаются показатели расчета ожидаемых кредитных убытков, кредитных рисков в рамках требований надзорных органов, рисков ликвидности и так далее
НО
Также это и должно быть: кредиты становятся дороже, а также ухудшаются требования к самим заемщикам по подтверждению их кредитоспособности, грубо говоря. Те скоринговые показатели, которые банк лично устанавливает для заемщиков, также ухудшаются», - говорит финансист.
Брать ли кредиты сейчас?
Исходя из вышесказанного - очевидно, что сейчас не лучшее время.
«Сейчас, наверное, не самое лучшее время для кредитования. Но в любом случае многие казахстанцы должны понимать, что, живя в рыночной экономике, где основным драйвером самой экономики является кредит, нужно быть максимально ответственным к своей кредитной истории, к своей деловой репутации и пытаться ее максимально защищать. Это такой же актив, как и все остальное, чем человек владеет», - заключил Султан Елемесов.