Лизинг или кредит: эксперт рассказал, кому выгодно арендовать авто
В Казахстане обсуждают запуск программы лизинга автомобилей для физических лиц. Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков рассказал Digital Business, кому на самом деле может подойти такой инструмент и какие риски он несет.
Хватит ли денег?
По словам эксперта, за прошлый год в Казахстане было реализовано 205 тысяч новых автомобилей – это рекордные показатели для рынка.
«Соответственно, если предположить, что 10 процентов от новых автомобилей уйдут в лизинг, пойдут через лизинговые схемы, это 20 тысяч автомобилей. 20 тысяч автомобилей по средней цене около 10 миллионов – это 200 миллиардов тенге, на минуточку. Есть ли у государства 200 миллиардов на вот эти красивые заявления? Очень у меня большие сомнения», – отметил Эдоков.
Он подчеркнул, что без поддержки со стороны государства запуск такой программы окажется затруднительным.
«Если государство никаким образом эту финансовую историю не поддержит, то никакого лизинга у нас не будет. Точнее, он будет на бумаге, но лизинговый платеж будет, наверное, в полтора раза дороже, чем платеж по кредиту – и им будут пользоваться только некоторые мажоры, которые любят менять машины каждые два года», – заключил эксперт.
Проще говоря – для кого этот инструмент
По словам Эдокова, лизинг станет востребованным только в том случае, если будет выгоднее рассрочки.
«Будет лизинг привлекательнее, чем рассрочка – люди будут брать. А если он будет дороже, чем рассрочка, то это будет маленький ручеек – один из множества каких-то финансовых инструментов, которые будут брать не потому, что это выгодно финансово, а потому, что хочется человеку раз в два года менять машину», – объяснил он.
Эксперт добавил, что лизинг больше подходит тем, кто не хочет покупать автомобиль в собственность и готов рассматривать его как арендный вариант.
«Покупать ее не хочется. И следить за ней не хочется, а так это будет арендованная машина. Понятно, что в условиях лизингового договора вы не можете ее уничтожать без особого чувства ответственности. Но и при обычной нормальной эксплуатации два года покататься в хорошей машине, не покупая ее, не затрачивая лишних средств – вполне реально», – сказал Эдоков.
Молодежь выбирает аренду
По мнению специалиста, современное поколение все чаще выбирает аренду, а не владение – как в случае с жильем, так и с автомобилем.
«Сейчас автомобиль не актив, поэтому в некоторых случаях его реально лучше арендовать. И многие, особенно современная молодежь, не хотят привязываться к каким-то пассивам.И квартиру арендуешь, и машину арендуешь. Так что это будет просто один из инструментов, но какого-то серьезного влияния на рынок Казахстана вряд ли это окажет», – считает эксперт.
Эдоков напомнил, что 67% автомобилей в стране старше 10 лет, и обновление автопарка требует серьезных финансовых решений.
«Надо как бы с этим что-то делать, но без финансов ничего не взлетит», – подвел итог Эдоков.
Полное интервью с Эдоковым по теме лизинга доступно по ссылке.