США могут отменить поправку Джексона-Вэника. Что это даст Казахстану?

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 29.10.2025, 09:04
2025-10-29T09:04:35+05:00

Конгресс США готов поддержать отмену поправки Джексона-Вэника в отношении Казахстана. Об этом американские конгресмены заявили вице-премьеру Серику Жумангарину. Норма действует со времен СССР, а первая официальная попытка отмены со стороны казахстанского МИДа была еще в 2013 году. При этом режим нормальных торговых отношений между Казахстаном и США в сфере энергоресурсов работает давно, но отмена снимет символический барьер и сместит фокус на новые направления: редкоземельные металлы и искусственный интеллект.

Digital Business Finance поговорил с экспертом Института мировой экономики и политики Жумабеком Сарабековым о том, что даст Казахстану отмена, как не повторить нефтяной сценарий с редкоземами и почему Транскаспийский коридор меняет геополитическую роль страны.

О поправке

Поправка Джексона-Вэника, принятая в 1974 году к закону о торговле США, ограничивает торговлю с государствами, нарушающими права человека. Ее авторы — конгрессмены Генри Джексон и Чарльз Вэник. Казахстан неоднократно призывал США отменить эту норму, однако вопрос до сих пор не сдвинулся с мертвой точки: отмена требует одобрения Конгресса.

Сегодня Поправка Джексона-Вэника отменена для шести стран СНГ: Кыргызстан (2000 год), Грузия (2000), Армения (2004), Украина (2005), Молдова (2012) и Россия (2012).

Имидж и экономика

— В Акорде возможную отмену поправки Джексона-Вэника называют «историческим шагом». Однако фактически Казахстан много лет пользуется режимом нормальных торговых отношений с США. В чем тогда будет реальный экономический и политический эффект?

— Эффект будут носить скорее имиджевый характер. Сама норма была принята еще в 1970-х годах, и ее суть была в ограничении торговли со странами, которые нарушают права человека. Но уже в позднем СССР норма утратила свое первоначальное значение. А с начала 1990-х США вводили ежегодный мораторий на ее действие, в том числе по отношению к странам СНГ, поэтому на практике существенных ограничений давно нет, хотя юридически норма оставалась.

Показательный пример — Россия. В ее отношении ограничение сняли еще в 2012 году, но это не изменило динамику торговли. Более того, сейчас против России действует большой пакет американских санкций.

С Казахстаном похожая ситуация, эта норма создает скорее символический барьер. Товарооборот между США и Казахстаном всего около четырех миллиардов долларов, даже для Казахстана это маленькая цифра, не говоря об Америке. Для сравнения: с Россией у нас торговля порядка 25 миллиардов, с Китаем более 30 миллиардов долларов.

Доллары

— Некоторые эксперты предполагают, что отмена поправки может привлечь больше капитала из США. Известно, что американские инвесторы смотрят на верховенство права, предсказуемость регуляторики и риски. Насколько отмена является значимым фактором для привлечения инвестиций?

— Основной поток американских инвестиций начал привлекаться с конца 1990-х, когда Казахстан как страна с переходной экономикой еще не получил признания. Инвестиции в большом объеме пошли в нефтяную сферу.

Что касается сегодняшнего дня, мы видим, что при Трампе вопросы прав человека или стандартов демократии в западном понимании уходят на второй план, риторика Белого дома смещается в сторону реальной политики и экономических интересов.

Поэтому, если Конгресс наконец-то отменит поправку, ключевое значение для Казахстана будет иметь инвестиционный климат в стране и какие уникальные ресурсы или активы мы можем предложить американскому бизнесу. Здесь, конечно, очень много работы для правительства.

Президент Касым-Жомарт Токаев регулярно говорит, что надо упрощать процессы для внешних инвесторов и решать долгосрочные проблемы: сокращение госучастия в экономике и передача крупных активов частным инвесторам, в том числе иностранным. Сферы, где нужны изменения, уже озвучены: энергетика, где планируется новое IPO, ЖКХ и  инфраструктурные проекты.

Фото: digitalbusiness.kz

Редкоземы, транзит и ИИ

— На каких направлениях Казахстану стоит сосредоточиться для углубления сотрудничества с США?

— На мой взгляд, очень большой потенциал сегодня имеет тема редкоземельных металлов. Мы видим, что торговое противостояние между Китаем и США фокусируется именно на этом направлении. Недавно Трамп объявил, что будут введены стопроцентные пошлины, объяснив это тем, что Китай ужесточил контроль над экспортом сырья.

Казахстану важно войти в эту гонку. Рынок редкозема все еще в стадии становления, мы можем зайти на него, обозначить себя как нового игрока и привлечь больше иностранных инвестиций. Но важно помнить уроки нефтяной истории: быть не только поставщиками сырья, но и развивать переработку внутри страны.

Тем более, что с нашими запасами редкоземельных металлов в Центральной Азии мы можем выступать не только как отдельный рынок, но и как региональный хаб, который будет координировать большинство проектов в этой перспективной сфере.

— Почему именно сейчас, во время острого геополитического кризиса, Вашингтон пошел на этот шаг?

— Вопрос отмены в отношении Казахстана поднимается на протяжении последних десятилетий. И то, что сейчас это на повестке дня, связано скорее не с конспирологией, а с прагматикой. Кроме редкозема для западных игроков становится интересна новая роль Казахстана как транзитного моста между Европой и Китаем. После введения санкций в отношении России наиболее оптимальным маршрутом становится Транскаспийский коридор, который соединяет по суше крупнейшего экспортера, Китай, и крупнейшего импортера, Европейский союз.

Инвесторы

И здесь Казахстан может соединить китайский капитал с западным. В отличие от темы редкоземельных металлов, где острая конкуренция, здесь интересы Запада и Китая совпадают. Нам важно диверсифицировать инвестиционные потоки, важно удерживать внимание западных партнеров через экономические проекты.

А что скажут в России?

— Можно ли считать отмену «вознаграждением» за прагматичную позицию Казахстана? И как это повлияет в первую очередь на отношения с Россией?

— В казахстанской многовекторности один из столпов это партнерство одновременно с Россией, Китаем и Западом. Нам важно усиливать контакты по всем направлениям, чтобы укреплять суверенитет и удержать позиции. При этом мы понимаем, что времена меняются, а многовекторная политика усложняется. Но это не значит, что Казахстан будет от нее отказываться.

Позиция Астаны понятна для Москвы. Она не должна вызывать раздражение. Мы всегда развивали контакты, никогда не ограничивались одной страной. Поэтому такая многовекторность не вызывает дискомфорта для России.

Для нее это также хорошая возможность. Позиция Казахстана несет для России стратегические дивиденды. Ближайший партнер по евразийской интеграции сохраняет все каналы диалога с Западом.

— Каким вы видите следующий этап в американо-казахстанских экономических отношениях?

— Привлечение инвестиций — забег на длинную дистанцию. Нельзя быстро представить, что будет после отмены. Если мы хотим, чтобы американский капитал вкладывался не только в нефтянку, надо планомерно продолжать работу по улучшению институционального климата и развивать несырьевые отрасли.

ИИ-бухгалтерия

Интересна амбициозная задача, озвученная в этом году в Казахстане: развитие и внедрение искусственного интеллекта. В ближайшие три года эта сфера будет приоритетным направлением для казахстанского госаппарата. Здесь напрашивается сотрудничество и с Китаем, и с США, которые имеют комплекс современных технологических решений по развитию искусственного интеллекта. И переговорщикам с казахстанской стороны важно правильно донести до нужной аудитории все новые возможности, которые у нас открываются.

Все должно идти в связке: торговля и инвестиции. Потому что, как я уже сказал, объем торговли у нас маленький. На то есть объективные причины. Географию не обмануть. Но нереализованные торговые возможности между двумя странами есть и нашему правительству предстоит потрудиться.