Шынар Галиева: «ЭДО перестает быть просто технологией – это новая инфраструктура доверия»

Электронный документооборот (ЭДО) уже вышел за рамки оптимизации офисных процессов. Сегодня он связывает страны, компании и госорганы в единую цифровую экосистему. Казахстан участвует в международных пилотных проектах по юридически значимому обмену документами.
О том, почему цифровая трансформация невозможна без доверия между системами и как трансграничный ЭДО меняет правила для бизнеса, рассказывает СЕО idocs Шынар Галиева.
«В ближайшие 2-3 года Казахстан станет региональным лидером по трансграничному ЭДО»
— Как вы оцениваете глобальные тренды в развитии электронного документооборота? Есть ли страны или регионы, на которые стоит равняться?
— Во всем мире электронный документооборот перестал быть просто инструментом внутренней оптимизации. Сегодня он становится инфраструктурой доверия в цифровой экономике, через которую компании, госорганы и страны обмениваются данными и юридически значимыми документами в реальном времени.
Главным трендом становится трансграничный ЭДО. Речь о создании систем, где документы, подписанные в одной стране, признаются в другой без дополнительных бумажных процедур.
И в этом вопросе стандарт задает Европейский союз. Благодаря eIDAS электронные подписи признаются во всех странах-участницах. В Азии показателен пример Сингапура, где государственные цифровые платформы охватывают не только ЭДО, но и весь обмен документами и данными между бизнесом и государственными структурами.
Казахстан также активно движется в этом направлении: развивает доверенные третьи стороны (ДТС), интегрирует госуслуги и участвует в международных инициативах вроде «Недели безбумажной торговли» ООН ЭСКАТО. В idocs мы поддерживаем эту повестку, продвигая идею, что ЭДО – это не просто подпись на PDF, а цифровая инфраструктура, ускоряющая международную торговлю и делающая экономику прозрачнее.
В целом мир идет к тому, что ЭДО становится частью цифрового суверенитета и конкурентоспособности стран.
— Как бы вы охарактеризовали текущее состояние развития ЭДО в Казахстане: это формирование, масштабное внедрение или готовность к внешним интеграциям?
— Я бы сказала, что Казахстан сегодня находится на переходном этапе между масштабным внедрением и готовностью к внешним интеграциям. Внутренний рынок уже сложился: компании используют ЭДО для бухгалтерии, закупок, кадровых процессов. Государственные органы и крупные компании давно перешли в «цифру».
Следующий этап – трансграничный и экосистемный ЭДО. И здесь мы как страна стоим у порога новой фазы. Речь идет не только о том, чтобы обмениваться документами внутри Казахстана, но и о возможности юридически значимого обмена между странами. Мы в idocs как раз занимаемся этим направлением. Наш проект МЭДО (международный ЭДО) уже позволяет обмениваться документами между Казахстаном и Россией.
Так что можно сказать, мы уже прошли стадию становления и уверенно выходим на международный уровень. Думаю, в ближайшие 2-3 года Казахстан станет региональным лидером по трансграничному ЭДО.
— Какие особенности казахстанского подхода отличают его от других стран Центральной Азии?
— Главное отличие – системность и партнерство государства с бизнесом. У нас этот процесс строится не спонтанно, а на основе четкой нормативной и технологической архитектуры, заложенной еще с начала 2000-х годов, когда была принята первая версия закона «Об электронной цифровой подписи». Это создало правовую базу, которую сейчас активно используют и совершенствуют в новых условиях цифровой экономики.
Сегодня ЭДО охватывает весь рынок – от госсектора до малого бизнеса. Государство не только создало базу, но и стимулирует переход в «цифру». Это позволяет бизнесу обмениваться документами в едином правовом поле и использовать единую инфраструктуру доверия.
Еще одна важная черта – ориентация на международные стандарты. Казахстан участвует в инициативах ООН ЭСКАТО и ЕАЭС по Paperless Trade и трансграничному ЭДО. Мы не просто автоматизируем внутренние процессы, а выстраиваем мосты для международной торговли.
Наш опыт в idocs подтверждает это: интеграция МЭДО с Россией доказала, что юридически значимый электронный обмен между странами уже возможен. Следующим шагом будет подключение других партнеров региона.
«Помогаем бизнесу "говорить на одном цифровом языке"»
— Какую роль играет государство в развитии электронного документооборота в Казахстане?
— Государство сыграло ключевую роль на старте и создало базу: закон «Об ЭЦП», eGov, удостоверяющие центры. Без этого ЭДО просто не состоялся бы.
Сейчас рынок развивается не сверху вниз, а за счет диалога и совместных решений государства и бизнеса. Государство создает регламенты и инфраструктуру, а частный сектор двигает рынок вперед, предлагая сервисы, интеграции и упрощая процессы. Переход ведомств на электронный формат стал не столько госинициативой, сколько естественным шагом в сторону эффективности.
Важно, что сегодня курс смещается в сторону партнерства и практичности - меньше регулирования ради регулирования, больше совместных решений. И именно это создаёт здоровую динамику на рынке.
— Как idocs помогает бизнесам интегрироваться в разные цифровые экосистемы — особенно между Россией и Казахстаном?
— Наша миссия – сделать так, чтобы бизнес мог обмениваться юридически значимыми документами без границ и бюрократии. Казахстанская компания подписывает документ своей ЭЦП в idocs. Российский партнер получает его в своей привычной системе (Контур.Диадок или SimpSign), подписывает своей ЭП – и обе подписи проходят верификацию через доверенные центры: АО «НИТ» в Казахстане и «Газинформсервис» в России. Документ становится юридически действительным в обеих странах, а весь процесс занимает не недели, а 10 минут.
Проще говоря, idocs стал мостом между двумя цифровыми системами, сохранив юридическую силу и прослеживаемость документов. Мы помогаем бизнесу «говорить на одном цифровом языке», даже если компании работают в разных правовых средах.
Наша цель – превратить idocs в центральный узел цифрового взаимодействия Евразии, соединяющий бизнесы и государства в единую экосистему международного ЭДО.
— Может ли Казахстан стать цифровым мостом между разными экосистемами — Россией, Китаем и другими странами Центральной Азии?
— Безусловно, все предпосылки для этого есть. Казахстан уже играет роль связующего звена между ЕАЭС, Китаем и Центральной Азией. Чтобы закрепить эту позицию, нужно развивать три направления: инфраструктуру, регулирование и политику.
Во-первых, инфраструктура доверия. Речь идет не только о телеком-сетях и ЦОДах, но и об экосистемных решениях, которые обеспечивают доверие при трансграничных цифровых операциях — таких как электронные подписи, удостоверяющие центры, межгосударственные шлюзы обмена данными. Наглядный пример – пилот с Россией, который показал, что механизм доверенной третьей стороны (ДТС) работает. Если его масштабировать и синхронизировать с системами Китая и стран ШОС, появится технологический фундамент «цифрового шелкового пути».
Во-вторых, гармонизация законодательства – признание подписей и документов, общие стандарты кибербезопасности и защиты данных.
И, наконец, готовность стран сотрудничать. Россия, Кыргызстан и Узбекистан уже проявляют интерес к пилотам по обмену электронными документами. Казахстан может стать нейтральным технологическим посредником между разными моделями.
По сути, «цифровой мост» – это уже не метафора, а реальный архитектурный проект доверия, где Казахстан способен стать ключевым узлом между Востоком и Западом.
— Как вы видите будущее ЭДО в Евразийском пространстве через 5-10 лет?
— Будущее ЭДО в регионе будет гибридным. С одной стороны, мы увидим движение к унификации и формированию единых стандартов в рамках ЕАЭС и инициатив ООН ESCAP. С другой, различия в правовых системах, уровне цифровой зрелости и политических приоритетах стран региона сохранят необходимость адаптивных платформ, способных работать в нескольких регуляторных режимах одновременно.
Через несколько лет появится единый «цифровой язык» взаимодействия: общие форматы документов, взаимное признание электронных подписей и удостоверяющих центров, стандарты доверенных сторон. Это упростит интеграции и в разы ускорит сделки.
Но различия в цифровой зрелости и правовых режимах сохранятся, поэтому бизнесу придется оставаться адаптивным. Успех будет зависеть от уровня координации и доверия между странами и именно это определит, как быстро регион перейдет от отдельных пилотов к единой системе цифрового взаимодействия.