Казахстанец вложил $100 тысяч в стартап, чтобы помогать бизнесу. Его проект уже оценили в $4 млн

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 17.10.2025, 08:59
2025-10-17T08:59:36+05:00

Асхат Адхамов запустил свой первый проект еще в 2020-м, когда ему было 20 лет. Это была онлайн-школа Terenoi с курсами по математике и английскому языку для детей и подростков. Первое время проект развивался успешно, но спустя 2 года его пришлось закрыть. После этого Асхат занялся традиционным бизнесом и консультированием компаний, а в прошлом году решил запустить новый продукт. Так появился MoonAI – стартап по созданию ИИ-агентов, которые автоматизируют продажи и клиентскую поддержку для малого и среднего бизнеса.

Для совместного проекта Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Центральной Азии» Асхат рассказал, почему решил вновь запустить технологический проект, в чем отличие ИИ-агентов MoonAI от других предложений на рынке и как проект смог зарабатывать с самого начала работы. Также узнали, сколько личных средств герой вложил в продукт и почему подарил долю в компании одному из инвесторов.

«Был период, когда зарабатывал примерно в 10 раз больше, чем во времена стартапа»

– Асхат, в 2022 году вы закрыли EdTech-проект Terenoi. Чем занимались после этого?

– У меня накопился большой опыт в продажах, поэтому в течение двух лет я работал в консалтинге, помогал компаниям выстраивать и систематизировать отделы продаж. В одних проектах участвовал как консультант, в других — полностью создавал процессы с нуля. В моем портфолио около 150 компаний.

Еще одним из направлений была организация бизнес-туров вместе с известными казахстанскими и зарубежными предпринимателями.

– Почему решили вновь рискнуть и запустить новый проект?

– Был период, когда зарабатывал в 10 раз больше, чем во времена своего первого стартапа. Но при этом именно в венчурной сфере ощущал себя гораздо счастливее. Понял, что для меня важнее не деньги, а возможность создавать что-то значимое, двигаться к большим целям и влиять на окружающий мир.

После Terenoi находился в поиске дела, которое по-настоящему зажжет. Хотелось не просто открыть бизнес для заработка, а создать идею, которая сможет экспоненциально расти и развиваться по правилам технологического рынка.

– В какой момент появился MoonAI?

– В 2024 году OpenAI выпустила очередную модель GPT-4o. Попробовал ее в реальной работе и окончательно убедился, что искусственный интеллект – это технология, которая действительно меняет мир.

Для начала захотел попробовать решить свою боль с помощью ИИ. Во время организации туров, мы получали огромное количество заявок, которые сложно быстро обработать вручную. Кроме того, средний чек за поездку – 15 тысяч фунтов стерлингов, поэтому нужно было квалифицировать клиентов и сразу выбрать тех, кто действительно заинтересован и платежеспособен.

Асхат Адхамов

Для этого создал ИИ-агента, который отвечал на запросы 24/7 и отбирал подходящие заявки. Затем предложил подобного бота компаниям, которые консультировал. Получил положительные отзывы и в середине 2024 года полностью сфокусировался на MoonAI.

«Некоторые клиенты получают много лидов в 3-4 часа ночи»

– Какие проблемы МСБ сейчас могут решить ваши агенты?

– Изначально решали одну из главных болей всех бизнесов – пропущенные заявки, и как следствие отток клиентов. Например, один из наших заказчиков занимался организацией паломничеств в Мекку. Оказалось, что огромное количество лидов они получают в 3-4 часа ночи во время утренней молитвы. Именно в этот момент у них возникает желание совершить Умру (малое паломничество, связанное с посещением Мекки, которое можно совершить в любое время – прим. Digital Business). Если сразу не обработать заявку и не перевести ее в реального клиента, то днем человек может передумать или в потоке дел вовсе забыть об оставленном запросе.

Асхат Адхамов

Кроме того, за счет быстрых ответов отбиваем желание оставить заявку у конкурентов. А еще скорость часто ассоциируется с качеством. Многие люди считают, что если им отвечают быстро, значит, компании можно доверять.

Помимо этого наши агенты умеют определять наиболее «теплых» клиентов и в первую очередь передавать сотрудникам заявки от заинтересованных людей. Этот факт побочным эффектом помогает бизнесам избавиться от текучки кадров. Агент забирает рутинную работу, и менеджеры перестают работать с нецелевыми запросами. Это увеличивает их мотивацию, и как следствие растет лояльность к компании.

– Однако такой набор опций есть у большинства существующих ботов. В чем уникальность агентов MoonAI?

– Около 30% наших клиентов до этого обращались в другие компании и внедряли ИИ-ботов, однако получили негативный опыт.

На тестах все шло идеально — агент отвечал почти как человек. Но реальность оказалась куда сложнее. Люди писали на диалектах, смешивали языки, присылали аудио и файлы, делали ошибки и вели себя совершенно непредсказуемо. Без контекста ИИ-агент терялся и не мог помочь даже в довольно очевидных запросах. В итоге он «сливал» клиентов, а бизнес оставался недоволен.

Та же проблема возникала, когда один WhatsApp-номер использовался и для новых, и для постоянных клиентов. Многие хотят, чтобы AI-агент общался только с новыми пользователями, а уже существующих сразу обслуживали люди. Однако стандартные решения этого не учитывают. В результате человек может получить формальный ответ вроде: «Куда вы хотите полететь?» — хотя он уже оплатил тур.

С нашими ботами такого не происходит, ведь преимущество MoonAI – глубокая двусторонняя интеграция с системами клиента, которые позволяют умным ИИ-агентам получать больше контекста о бизнесе.

Асхат Адхамов

– Что это значит?

– При односторонней интеграции бот получает от клиента информацию, например, номер телефона, и вносит ее в базу. В нашем случае агенты могут не только заполнять CRM, но и получать данные оттуда. Объясню на примере туризма.

Допустим, полгода назад вы брали тур в Турцию на семью из 4 человек. Наш AI-агент видит всю информацию об этом, поэтому вместо вопроса: «Сколько вас человек, и будут ли дети», он может сразу уточнить: «Вы едете тем же составом?». Это повышает лояльность клиентов.

MoonAI может создавать мультиагентную систему, где на каждом этапе работает отдельный ИИ-агент: с новыми лидами – один, с поддержкой существующих – другой и т.д. В итоге когда стандартные боты в среднем обеспечивают точность 85-90%, то наши агенты – 98-99%.

– За счет чего удалось добиться таких показателей?

– Сначала наши агенты работали примерно на том же уровне, как и у большинства на рынке. Но по мере использования видели, где система дает сбои, и стали активно ее улучшать. Со второго квартала 2024 года проводим огромное количество кастдевов и тестов, благодаря чему уже доработали глубину интеграций. Теперь модель не только имеет доступ к контексту, но и постоянно учится на реальных примерах – удачных, и неудачных.

«После смены бизнес-модели за 2 месяца MRR вырос почти в 2,5 раза»

– Как искали первых заказчиков?

– Начал рассказывать в личном блоге, чем занимаюсь, и получил первый поток заявок, в основном от образовательных и туристических компаний, где у меня был существенный опыт. Продавали интеграцию за $500-$5000 в зависимости от сложности задачи, а затем сопровождали клиентов в процессе работы за подписку. Эти проекты позволяли покрывать текущие расходы и подтвердили, что продукт действительно приносит бизнесу ценность.

Асхат Адхамов

Чтобы наращивать экспертизу в других индустриях, стали привлекать специалистов с твердым опытом и глубокой экспертизой в различных сферах. Эти люди могут ничего не знать про ИИ-агентов, но понимают, как грамотно выстроить бизнес-процессы в той или иной компании. Потому что клиент не всегда осознает, что именно ему нужно и как это лучше реализовать. Как говорил Генри Форд: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Конечно, мы прислушиваемся к заказчикам, однако за счет своего опыта предлагаем им еще более полезное решение, чем они могли себе представить.

– Сколько клиентов у стартапа сейчас?

– Всего с момента открытия к нам зашло около 160 компаний. При этом если раньше мы брали в работу все заявки, то сейчас осознанно отказываем некоторым желающим.

Это компании, у которых нет ни ERP, ни CRM, а в бизнесе – хаос. Таким клиентам автоматизация особо не поможет, ведь ИИ-агент – это система, которая накладывается на уже созданные процессы и совершенствует их. Так как ИИ-агент работает хорошо там, где есть данные и доступ к ним.

– Каким образом монетизируетесь?

– Работаем по подписке, итоговая стоимость которой зависит от количества диалогов. Минимум – $100 за 500 бесед.

Ранее брали integration fee – оплату за внедрение агента и настройку бизнес-процессов. Это помогало подтвердить ценность продукта и показывало, что компании готовы инвестировать в технологию, которая реально решает их задачи. Однако со временем мы отказались от этой модели: высокий порог входа сдерживал рост и ограничивал количество новых клиентов.

– Как это повлияло на прибыль?

– За 2 месяца MRR вырос на 248%: с $2500 до $8700.

– Кто, помимо вас, работает над MoonAI?

– Сейчас в команде 19 человек. Если раньше в моих проектах работали «универсальные солдаты», которые могли выполнять разноплановые задачи, то в этот раз сразу стали развиваться системно.

Асхат Адхамов

У нас выстроены отделы продаж и клиентской поддержки — там работают эксперты с хорошим опытом. За техническую часть отвечает команда из шести инженеров, почти все из них синьоры. Решили сразу брать сильных разработчиков, чтобы быстро двигаться и не тратить время на обучение.

– Насколько сложно было найти таких сотрудников?

– Сложнее всего было не найти людей, у которых горят глаза. Многие инженеры из корпораций привыкли к размеренному темпу — две фичи в неделю, длинные созвоны, согласования. В стартапе все движется быстро: сегодня идея — завтра уже релиз. Поэтому искали и ищем тех, кто кайфует от скорости, берет ответственность и не боится предлагать крутые решения.

– С какими еще трудностями столкнулись в этом проекте?

– В первую очередь, с большим количеством предложений на рынке. Аналоги появляются и умирают, порой по несколько раз в месяц. Многим кажется, что достаточно просто подключить LLM, слегка ее кастомизировать — и AI-агент готов. Но на практике не все так просто: приходится объяснять клиентам, в чем важность глубокой интеграции и постоянно повышать точность наших ботов.

Асхат Адхамов

Кроме того, возникают трудности с масштабированием. Многие клиенты отваливаются на этапе онбординга, когда надо вместе создать AI-агента: долго предоставляют информацию и т.д. Во многом это происходит потому, что мы отказались от integration fee. Человек платит всего 50 тысяч тенге, а значит, ничем не рискует, не вкладывает свои ресурсы, поэтому не вовлекается в процесс. Это проблема, которую сейчас активно решаем — повышаем порог вхождения, но тщательно отбираем проекты, чтобы работать с теми, кто действительно нацелен на результат.

«За все время вложил в MoonAI $100 тысяч личных средств»

– На какие средства развивали проект на первых порах?

– Изначально финансировал проект из личных средств: вложил все, что было, включая деньги, заработанные на других проектах. Пришлось даже продать квартиру, за которую уже внес значительный первоначальный взнос.

Однако мы постоянно реинвестировали прибыль и работали по принципу sales first, стараясь зарабатывать с первых клиентов и даже генерировать прибыль. В итоге до полноценного pre-seed раунда в MoonAI было вложено свыше $100 тысяч.

Асхат Адхамов

– Обращались ли к инвесторам?

– На раннем этапе к проекту присоединился мой друг и трекер Александр, который поверил в идею и проинвестировал $15 тысяч.

Одним из ранних инвесторов также стал Талгат Исмаил, поддержавший мой предыдущий стартап Terenoi. Когда тот проект закрылся, у него не было ко мне претензий. Я очень благодарен ему за доверие и за то, что позволил мне учиться на ошибках. В знак признательности решил передать ему пропорциональную долю в MoonAI. Кроме того, он также вложил в проект еще $10 тысяч.

– Летом этого года вы стали победили в Startup Battle, прошли в MOST Accelerator Fund и получили $200 тысяч инвестиций. Планируете ли еще привлекать средства?

– От MOST Accelerator Fund привлекли $200 тысяч  договором SAFE по оценке $4 млн. Также взяли номинацию Ticket to the Future на Astana Hub Battle и заняли первое место на Clash of Startups – баттле стартапов в Ташкенте. В обоих случаях получили по $25 тысяч призовых.

Однако этого не достаточно для достижения целей на ближайший год. Сейчас готовим бридж-раунд по более высокой оценке и уже ведем финальные переговоры с 8 фондами из Казахстана, Узбекистана, Турции и США. Точные суммы сможем озвучить после подписания сделок.

– Какие еще планы по развитию стартапа ставите перед собой?

– Сейчас работаем над тем, чтобы сделать нашу технологию максимально доступной для бизнеса — не только с точки зрения стоимости, но и простоты использования. Хотим, чтобы в будущем предпринимателю не нужно было разбираться в технических деталях или привлекать специалистов. Достаточно будет просто поговорить с нашим ИИ-агентом, описать задачу, а дальше он все сделает сам: настроит нужные интеграции, обучится на данных компании, найдет дополнительную информацию в интернете и представит готовое решение.

У нас уже есть AI-агент, который проводит брифинг. Используем его, когда кейс понятен и клиент знаком с продуктом. Однако в сложных сценариях, требующих глубокого понимания контекста, пока еще работают эксперты-люди. Со временем мы планируем, чтобы и эти процессы могли полностью брать на себя ИИ-агенты.

Кроме того, намерены постепенно развиваться в смежные вертикали — расширять функционал так, чтобы он органично дополнял основной продукт и создавал целостную экосистему инструментов.

Асхат Адхамов

– В каких процессах, на ваш взгляд, ИИ-агент не заменит человека?

– Думаю, человек останется незаменим там, где важны эмоции, интуиция и ощущение момента. Например, когда вы выбираете машину, квартиру или даже курс обучения, решение принимается не только разумом. Большую роль играет эмоциональный контакт, доверие, умение почувствовать того, с кем ведется диалог. Пока искусственный интеллект не способен воспроизвести это в полной мере.

– В прошлом интервью вы говорили, что поставили себе цель к 2030 году создать «единорога». Как оцениваете свои шансы по прошествии трех лет?

– Ни в коем случае не отказываюсь от этой цели, наоборот, сегодня верю в нее сильнее, чем раньше. С MoonAI вижу понятную траекторию роста, которая реально может привести нас к статусу «единорога». Так что шансы только увеличились.

Асхат Адхамов

Однако сейчас не сильно зацикливаюсь на том, чтобы успеть до 2030 года. Для меня важнее не гонка за цифрой, а сам путь — развитие продукта, команды, технологий. Хочу идти к цели осознанно, получать удовольствие от процесса и строить компанию, которая действительно меняет рынок, а не просто достигает оценки на бумаге.