Экономист озвучил темную сторону антикризисных мер

Экономист и автор телеграм-канала Finmentor.kz Арман Батаев предупредил, что антикризисные меры в виде субсидий и «заморозки» тарифов несут скрытые риски. Он выделил как социальные, так и финансовые издержки для государства и экономики в целом, пишет digitalbusiness.kz
Субсидии не спасают бедных
Батаев подчеркивает, что данный инструмент ошибочно принимают за проявление социальной справедливости - и вот почему:
«Субсидии - это инструмент, который на первый взгляд выглядит как проявление социальной справедливости. Государство удерживает цены, помогает «всем», обещает стабильность. Но если присмотреться, видно, что выгоду получают вовсе не те, ради кого все это затевается», - говорит экономист.
Так за кем следуют деньги?
Батаев подчеркивает, что многие поддержанные программы приносят выгоду лишь тем, кто и так в состоянии позволить себе услуги и товары, а не тем, кому помощь действительно нужна.
«Дешевый бензин кажется поддержкой для всех, но у бедного человека нет машины, а владелец Toyota Camry или семья с тремя авто в гараже экономят тысячи тенге ежемесячно. Получается, что тот, кто ездит на автобусе, через налоги оплачивает топливо для тех, кто ездит на внедорожнике. Тарифы на свет и отопление тоже «замораживаются» ради населения, но чем больше площадь жилья - тем больше выгода. В итоге государство субсидирует счета не только пенсионеров в хрущевках, но и владельцев коттеджей с бассейнами. Аграрные субсидии, которые должны поддерживать село, чаще всего достаются крупным холдингам. Мелкий фермер, у которого 20 гектаров земли и два трактора, стоит в очереди на дотацию, тогда как агроконгломерат получает миллиарды», - говорит Батаев.
Экономист подчеркивает, что даже льготная ипотека, которая яляется символом доступного жилья - на деле помогает не тем, кто остро нуждается, а тем, у кого уже есть стабильная зарплата, белый доход и накопленный первоначальный взнос.
Последствия заморозок
Батаев отмечает, что у субсидий есть и другая сторона - финансовая. Это прямые бюджетные расходы, которые увеличивают дефицит бюджета.
«Чтобы покрыть все эти обязательства, государству приходится занимать все больше. А после того как Нацбанк поднял базовую ставку до 18%, Минфин будет занимать еще дороже. То есть за замороженные тарифы и дешевый бензин мы заплатим позже - через рост долга, инфляцию и налоги», - пояснил Батаев.
Есть и долгосрочная цена - уменьшение инвестиций
«Это когда государство искусственно удерживает цены, инвесторы уходят из отраслей, где невозможно планировать доходность. Нефтепереработка, энергетика, коммунальные услуги перестают развиваться, потому что никто не хочет вкладывать в сектор, где прибыль можно заморозить решением правительства. И чтобы возместить упущенные инвестиции, государство снова само будет выступать инвестором. Субсидии не решают проблемы - они их откладывают. И чем дольше тянуть, тем больше этот клубок. Когда он развернется, ударит сильнее и больнее, чем если бы проблему решили сегодня», - утверждает экономист.