Казахстанского стартапера обвинили в мошенничестве. Что решил суд

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 16.10.2025, 08:59
2025-10-16T08:59:53+05:00

В 2019-м году Арман Баев основал краудфандинговую платформу Proportunity. Сервис коллективных инвестиций предлагал получать доход от вложений в коммерческую недвижимость. По задумке, клиенты могли выбирать объект, вкладывать небольшие суммы вместе с другими участниками и затем получать часть прибыли от аренды или продажи. Однако в 2024-м году инвесторы начали жаловаться, что не получают обещанные выплаты и не могут вернуть вложенные деньги. В результате дело дошло до суда, а 29 сентября 2025 Армана Баева признали виновным по пункту 4 части 3 статьи 190 Уголовного кодекса РК «Мошенничество в особо крупном размере». Приговор пока не вступил в силу, а у подсудимого есть право подать апелляцию.

Digital Business разобрался, в чем обвинили предпринимателя, какое наказание назначил суд и сколько денег он должен выплатить пострадавшим. Мы собрали ключевые факты — как развивался проект, в чем заключались претензии вкладчиков и чем завершилось расследование.

Как все начиналось

Платформа Proportunity появилась в 2019 году. Идея заключалась в том, чтобы сделать рынок коммерческой недвижимости доступным для частных инвесторов. Сервис позволял любому человеку купить даже один квадратный метр квартиры, дома или офисного помещения и получать доход от аренды или последующей продажи объекта.

Стартап быстро привлек клиентов. В интервью Digital Business в сентябре 2023 года Арман Баев рассказывал, что через платформу уже инвестировали тысячи человек, а оборот достиг 6 млрд тенге в год. Компания заявляла о планах развить исламские финансовые продукты и трансформироваться в Islamic Bank of Real Estate.

Арман Баев

«Я бы не сказал, что у нас дефолт». История вкладчиков по проекту Lake Villa в Алматы

Первые тревожные сигналы появились в августе 2024 года. Тогда в нашу редакцию обратились инвесторы Proportunity, которые рассказали, что не получили выплаты по проекту Lake Villa — комплексу одноэтажных вилл в Алматы. По условиям офферов минимальная инвестиция составляла 361 550 тенге, доходность — 31% годовых, срок — до 12 месяцев. Вложенную сумму и проценты обещали вернуть после сдачи объекта.

Один из инвесторов Proportunity Алишер (имя изменено) вложил минимальную сумму — 361 550 тенге в апреле 2023-го. По договору он должен был получить 473 630,5 тенге в мае 2024-го. Весной, по его словам, менеджеры несколько раз переносили сроки, обещали «перевести в ближайшее время», но средств мужчина так и не получил. «Если бы наши средства вложили, но, например, проект заморозили, я бы дождался завершения строительства. В случае объявления дефолта – принял ситуацию, так как изначально осознавал риск и инвестировал минимальную сумму. Однако здесь ситуация иная: деньги собрали, дом не купили, а людей кормили “завтраками”», — рассказал Алишер.

Скриншоты переписок Алишера с менеджерами Proportunity

Арман Баев отрицал проблему: «Я бы не сказал, что у нас дефолт. Дефолт — это когда теряют средства. В нашем случае никто их не потерял, так как возврат осуществляется с дополнительной компенсацией». Баев объяснял задержки «техническими трудностями» и «переходом на полную лицензию МФЦА», а внутри компании — появлением очереди выплат.

На вопросы редакции ответил и инвестор Lake Villa Бахт Ниязов. «Когда начал проект Lake Villa, хотел дать возможность инвесторам с небольшим чеком вложиться на раннем этапе застройки, чтобы заработать. Поэтому заинтересовался Proportunity — у них была лицензия МФЦА и готовая платформа с пулом микроинвесторов», — говорил Ниязов.

Бахт Ниязов

Бахт Ниязов. Фото из личного архива

По его словам, стороны подписали договор о привлечении инвестиций 15 февраля 2023 года, после чего вся коммуникация с вкладчиками велась командой Баева.

«Когда установленный срок сбора инвестиций в один месяц истек, нас попросили продлить его. В конце апреля сообщили, что деньги на покупку одного коттеджа собраны, и мы подписали договор купли-продажи. Но оплату так и не получили», — говорит предприниматель.

После нескольких безрезультатных попыток выяснить, когда поступят средства, Ниязов уведомил Proportunity о расторжении договора в одностороннем порядке.

«Половину долга обещали вернуть через несколько дней». История с «Клубным домом» в Астане

В декабре 2024 года история вокруг Proportunity получила продолжение. Тогда в нашу редакцию пришло письмо от четырех вкладчиков проекта «Клубный дом» в Астане. Они сообщили, что в 2023 году инвестировали через платформу 50 млн тенге сроком на 12 месяцев под 30% годовых, однако ни дивидендов, ни самих средств по окончании срока не получили.

«На тот момент у нас не возникало опасений по поводу вклада — у Proportunity была действующая лицензия МФЦА. Гарантией служил земельный участок по адресу Депутатский городок, пересечение улиц Панфилова и Нурмагамбетова в Астане. Однако по истечении срока договора Арман Баев не вернул деньги и не выплатил проценты», — говорилось в письме инвесторов.

«30 июля 2024 года комитет МФЦА выпустил обращение, что у компании Proportunity с 1 июля истек срок действия лицензии FinTech Lab. После этого в Instagram Арман Баев организовал прямой эфир, где обещал, что возврат средств будет произведен в порядке очереди. Однако с тех пор и до сего дня он не выходит с нами на связь. На прошлой неделе менеджер данной компании писала нам в WhatsApp, что половину долга перечислят через несколько дней, а другую половину — на этой неделе. Тем не менее, никаких выплат так и не произошло. Когда мы обратились к ней снова, она ответила, что компания ожидает поступлений для осуществления платежей», — рассказал один из вкладчиков Клубного дома.

Тогда Digital Business снова направил вопросы Арману Баеву. В своих ответах тот настаивал, что выплаты задерживаются из-за «трудностей с узаконением проектной документации» и «необходимости переоформления лицензии».

Астана город

Виды Астаны. Фотограф: Катерина Малама

«Выплаты должны были поступать по мере реализации строительства и продажи квартир, но возникли трудности, поэтому сроки сдвинулись. Несмотря на риски инвесторов, мы проявим предпринимательскую ответственность и выполним обязательства по возврату тела инвестиций (основной суммы вложенных средств — прим. Digital Business) из собственных средств», — заявил он.

Баев также подчеркивал, что компания «все еще проходит стадию переоформления лицензии в МФЦА» и что часть продуктов Proportunity соответствует «исламским нормам торговли, а не кредитования».

Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) вскоре подтвердил, что у Proportunity нет действующей лицензии и платформа «должна прекратить нелицензированную деятельность». Регулятор сообщил, что получил 19 жалоб на сумму более 104 млн тенге.

Позже стало известно, что вкладчики Proportunity обратились в правоохранительные органы, и в отношении основателя платформы Армана Баева было возбуждено уголовное дело по статье 190 часть 3 пункт 4 УК РК — «Мошенничество в особо крупном размере».

Решение суда: чем завершилось дело Proportunity

Как указано в приговоре суда Межрайонного суда по уголовным делам города Астаны от 29 сентября 2025 года (копия документа есть в редакции), Арман Баев «совершил умышленные тяжкие преступления против собственности». Речь шла о проектах Lake Villa, Клубный дом, Asylym Park, Qazaq Eli Kulan, Сердце столицы, Inteh Plus.

Согласно заключению специалиста № 197 от 18 июня 2025 года, на счета компаний Баева поступило 361,2 млн тенге от физических и юридических лиц по договорам инвестиций, вкладов и займов. Однако, как установил суд, Баев «заключал с инвесторами договора с указанием длительных сроков возврата средств, без намерения возврата денежных средств инвесторам».

В результате, гласит приговор, пострадали 68 человек, которым не вернули вложенные деньги и обещанные проценты. Вот что решил суд:

— Признать Армана Баева виновным в совершении преступления по пункту 4 части 3 статьи 190 УК РК (Мошенничество в особо крупном размере)

— Назначить ему наказание — 6 лет 8 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества, приобретенного на средства, добытые преступным путем.

— Лишить его права заниматься финансово-хозяйственной деятельностью сроком на 5 лет.

— Обязать отбывать наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности.

— По данным приговора, суд удовлетворил 47 исков на общую сумму более 200 млн тенге. По другим 21 искам суд отказал — часть ущерба была возмещена, а истцы отозвали свои требования.

— Лишить Баева государственной награды «Ерен еңбегі үшін».

Напомним еще раз: приговор пока не вступил в законную силу, а у подсудимого есть право подать апелляцию.

Что дальше?

После вынесения приговора Арман Баев остается под стражей до вступления решения суда в законную силу. В течение 15 суток с момента получения копии приговора он имеет право подать апелляцию в суд города Астаны.

Суд предоставил Арману Баеву месяц после вступления приговора в законную силу, чтобы он добровольно возместил материальный ущерб потерпевшим.