Налоговый эксперт подробно рассказал, как грамотно продать ТОО или долю

Тема продажи ТОО прогнозировано оживилась в преддверии вступления в силу Нового налогового кодекса - и, особенно, после обсуждения в соцсетях. Один из пользователей Threads поделился ситуацией: он начал процедуру ликвидации своей компании, но вскоре получил предложение о покупке - потенциальных покупателей заинтересовал «возраст» ТОО, зарегистрированного еще в 2007 году. Возник закономерный вопрос: насколько безопасно продавать компанию и какие риски может нести бывший владелец?
Чтобы разобраться в деталях, Digital Business обратился к авторитетному налоговому эксперту Айдару Масатбаеву. Наш собеседник подробно объяснил, как юридически правильно оформить такую сделку, какие документы нужно проверить, на что обратить внимание и какие последствия могут наступить для прежнего собственника, если что-то пойдет не так.
Продажа доли
Классический способ - это продажа доли в уставном капитале ТОО. По словам Масатбаева, первым делом нужно проверить устав компании: нет ли в нем ограничений на отчуждение доли и как реализуется преимущественное право других участников.
«Обычно это уведомление с выдержкой сроков и получение отказов от других участников даже если они тоже свою долю продают этому же покупателю и также попадают ТОО. Однако в контексте самого вопроса мы понимаем, что все 100% доли участия ТОО продаются. Далее, сам договор купли-продажи или дарения доли - он должен быть удостоверен нотариально. Нотариус проверит полномочия сторон, соблюдение процедуры преимущественного права и приложит все необходимые согласия. Если доля была приобретена в браке, обязательно нужно нотариальное согласие супруга или супруги продавца. Без этого в будущем сделку могут оспорить. После подписания документов необходимо зарегистрировать изменения через сервис Министерства юстиции или egov - внести новые данные об участниках, директоре или адресе компании, если нужно», - пояснил специалист.
Также важно не забыть обновить данные о бенефициарных собственниках. Масатбаев подчеркивает, что теперь это отдельная государственная база, и информация должна быть актуальной.
Что платим
Что касается расходов при продаже доли, то тут есть несколько типичных статей. Во-первых, это нотариальные тарифы - они включают госпошлину и оплату правовых и технических услуг.
«Размеры привязаны к МРП, а порядок расчета установлен Нотариальной палатой. Кто именно оплачивает: продавец, покупатель или поровну - определяется по соглашению сторон. Второе, это оплата государственной услуги за перерегистрацию юридического лица в связи со сменой участников. Это можно сделать онлайн через egov или сервис Министерства юстиции», - объясняет собеседник.
По налогам
Если продавец - физлицо-резидент, он платит ИПН с прироста стоимости. Обычно ставка - 10%, но возможны льготы, если доля была в собственности более трех лет.
«Если продавец - юрлицо-резидент, то прирост включается в налогооблагаемый доход для расчета КПН. Однако, тоже есть исключения: можно не платить налог при продаже долей или акций, если соблюдены условия - не быть недропользователем, владеть активом более трех лет и другие. У нерезидентов ситуация сложнее: в ряде случаев с прироста удерживается 15% налога у источника в РК. Особенно если больше 50% стоимости ТОО приходится на недвижимость. Здесь нужно смотреть детали сделки и положения соглашений об избежании двойного налогообложения. НДС, кстати, при продаже доли не начисляется», - уточнил Масатбаев.
Избавляемся от «хвостов»
Наш собеседник уточняет, что есть важные моменты, которые нужно закрыть как до, так и после сделки. Это своего рода чек-лист - как для продавца, так и для покупателя.
Продавец должен
- Погасить все задолженности перед бюджетом и фондами, снять приостановки по счетам, свести расчеты в КНП (через e-Salyq), закрыть исполнительные производства и сдать отчетность;
- Передать всю первичную документацию и базы - 1С, ЭСФ, договоры, кадровые и складские документы;
- Отозвать доступы и ЭЦП у прежних ответственных лиц, передать ключи к ЭСФ, Кабинету налогоплательщика, а также к банку;
- Обязательно подписать передаточный акт - документы, печати, штампы.
Покупатель должен
«Покупатель, в свою очередь, должен провести due diligence. Рассказываю, что это такое. Due diligence включает: проверку финансовой и налоговой истории, судебных дел, исполнительных производств, статуса в банках, блокировок, лицензий, долгов по зарплате и соцвзносам, рисковости контрагентов, санкций, ПЭПов, а также имущественных и земельных вопросов. Еще нужно сверить бенефициара компании с данными в реестре, оценить риски KYC и AML. После сделки - пост-клоузинг. Необходимо сменить директора, банковские карточки, подписантов, уведомить ключевых партнеров, обновить лицензии и ЭЦП, при необходимости - изменить юридический адрес», — подытожил Айдар Масатбаев.
Риски для обоих сторон
При продаже доли в ТОО и особенно при покупке, важно понимать, какие есть риски - и как их можно минимизировать.
Для покупателя
«Это, конечно, скрытые долги, налоговые и страховые штрафы, блокировки счетов, участие компании в спорах или в статусе «рискового» поставщика. Все это - «хвосты», которые сами никуда не исчезают. Они остаются за юрлицом, и, по сути, переходят к новому владельцу. Здесь помогает только глубокий due diligence, грамотные оговорки в договоре, отложенная оплата или эскроу-счет», - говорит Айдар Масатбаев.
Еще одна частая ошибка - несоблюдение преимущественного права других участников. Если кого-то не уведомили или нарушили процедуру, сделку могут оспорить.
«Обязательно оформляем все отказы и уведомления протоколами. Также без нотариального согласия супруга продавца (если доля была приобретена в браке) тоже есть риск недействительности сделки. Решается это либо оформлением согласия, либо нотариальным заявлением, что доля - личное имущество. В некоторых случаях может потребоваться согласование с антимонопольным органом - АРРК или АРРКиРК. Особенно если по оборотам и структуре сделка подпадает под признаки экономической концентрации. Проверить это лучше до подписания», - уточнил наш собеседник.
Для продавца
Он тоже не застрахован, но рисков у него меньше:
«В первую очередь - это налоги с прироста: ИПН, КПН или удержания с нерезидента. Поэтому стоит заранее планировать структуру сделки и учитывать срок владения долей. Есть и пост-продажные риски, например, по гарантиям и заявлениям - особенно если что-то было умышленно скрыто. Чтобы себя защитить, нужно четко прописывать пределы ответственности по сумме и сроку, включать такие понятия как basket, de minimis, знание-клаузы. Но стоит помнить: даже после продажи участник не несет ответственности по долгам самого ТОО - это ограниченная ответственность, установленная законом», — уточняет специалист.
Почему «охотятся» за старыми ТОО?
Прямо задали этот вопрос Айдару Масатбаеву - и вот что он ответил:
«Тут все очень просто. В тендерах и при прохождении квалификационных требований часто нужно показать опыт работы, наличие оборота, персонала - и вот здесь «возраст» компании играет на руку. У таких ТОО часто уже есть готовые лицензии, регистрация по НДС, открытые ЭСФ, работающие счета - это экономит кучу времени на постановку, регистрацию, аккредитации. Кроме того, контрагенты и заказчики чаще доверяют компаниям, у которых есть репутация и track-record - с «вчерашними» ТОО работают менее охотно. Но здесь есть и обратная сторона. Чем старше компания, тем выше риск, что у нее остались старые «скелеты в шкафу» - долги, штрафы, проблемы с налогами. Поэтому покупать такую aged company без полноценного due diligence - это очень рискованно», — заключил Айдар Масатбаев.
Об эксперте
Айдар Масатбаев — управляющий партнер юридической фирмы Salyqtez налоговый юрист с более чем 15-летним опытом, включая практику в судебных спорах, международном налоговом планировании и сопровождении трансграничных сделок. Основатель проекта MLI Insight — первой в Казахстане экспертной библиотеки по международному налогообложению. Консультирует крупный и средний бизнес по вопросам применения налоговых конвенций, предотвращения злоупотреблений и структурирования с учётом требований BEPS. Специализируется на налоговых проверках, досудебной защите и судебных процессах с налоговыми органами. Активно участвует в обсуждении налоговой реформы и проекта нового Налогового кодекса, регулярно выступает с аналитикой и обоснованной критикой ключевых положений. В своей колонке делится разбором судебной практики, новациями законодательства и реальными кейсами из налоговой практики.
Может быть интересно:
Налоговый эксперт объяснил, будут ли казахстанцев наказывать за совмещение работ