Казахский ученый уехал в США и запустил там стартап. Его разработка помогает бороться с раком

Манат Мауленбай – этнический казах, который родился в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Карьеру ученого он начинал в Китайской академии наук. Именно там его заметил лауреат Нобелевской премии и профессор Массачусетского технологического университета Сэмюел Тинг, который предложил Манату присоединиться к его команде для исследований в области квантовой физики. Так молодой ученый оказался в Швейцарии, где успел поработать в Европейской организации по ядерным исследованиям (знаменитый ЦЕРН). А вскоре Манат перебрался в США. Там он запустил MedTech-стартап Aixscan, который помогает диагностировать рак легких на ранней стадии.
В подкасте &t=1s" target="_blank" rel="noopener">«Цукербергтің көршілері» Манат рассказал, почему его предки в свое время перебрались в Китай, как развивалась его карьера ученого и зачем он решил стать CTO стартапа в Кремниевой долине. Digital Business собрал самые интересные моменты большого разговора.
«Бабушка бежала в Китай, чтобы не умереть от голода»
– Бабушка по маминой стороне родом из Восточного Казахстана. Ее семья была вполне обеспеченной, однако в 1930-е годы у них конфисковали все имущество. Возникла угроза голода, пришлось бежать из страны в сторону китайской границы. Она часто вспоминала, как с родителями и другими людьми ехали ночью, а днем прятались в лесах.
Когда достигли казахского аула уже на китайской стороне, старшие оставили бабушку там. Сказали: «Этот аул, кажется, иманды». То есть местные жители показались им верующими и порядочными людьми, поэтому решили оставить ее здесь, а сами поехали дальше. Так молодая женщина из богатой семьи, которая раньше ни дня не работала, вышла замуж за местного бедняка Ережепа.
Прошло несколько десятилетий. У пары родилось пять дочерей. Одна из них вышла замуж за местного доктора Жади, у которого лечилась вся округа. Однажды в больницу, где работал Жади, приехала делегация из Семея. В разговоре он упомянул тещу (мою бабушку), которая бежала из Казахстана в свое время. Назвал ее имя – Рабига. Один из собеседников встрепенулся и сказал: «У моего отца была старшая сестра Рабига, которая бежала в Китай и пропала. Отведи меня к ней».
Жади всех повез домой к Рабига апа, и тот человек из Казахстана подбежал к ней с криком: «У нее лицо моего отца!». Так Рабига апа нашла своих родных спустя столько лет.
После закрытия границ из-за Жаланашкольского конфликта (пограничный конфликт у озера Жаланашколь между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР 13 августа 1969 года – прим. Digital Business) отношения между китайскими казахами и Казахстаном свелись к нулю. Поддерживать связь с родными стало невозможным. Даже слушать казахское радио считалось преступлением. То, что Казахстан перешел на кириллицу, а китайские казахи использовали арабскую вязь, делу не помогало.
«Благодаря нашей разработке можно быстро, дешево и качественно проводить скрининг тысяч людей»
– Я родился и вырос в Китае. Там закончил университет, после которого попал в Китайскую академию наук. Затем профессор Сэмюел Тинг пригласил меня заниматься исследованиями в области квантовой физики. Так переехал в Швейцарию, где провел 7 лет. Сперва работал в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (ETH Zurich), а затем попал в ЦЕРН, где получил PhD в области квантовой электродинамики.
После защиты докторской диссертации переехал в США. Сначала занимался исключительно наукой, однако позже перешел в индустрию медицинской визуализации и сканирования. А в 2025 году вместе с двумя коллегами запустили стартап Aixscan. Наш главный продукт – специальный аппарат, который позволяет быстро и легко просканировать тело пациента. Примерно также, как рентген или сканер в аэропорту, но с точностью, приближенной к компьютерной томографии.
Аппарат состоит из двух частей. Кроме самой машины, разрабатываем софт на основе AI. Программа будет натренирована на миллионах снимков легких, что позволит ей без особых проблем определять самый мелкий злокачественный узел в легких.
По рекомендации государственных органов США, люди в возрасте от 50 до 80 лет, со стажем курения не менее 20 лет, должны проходить ежегодный медицинский контроль. Но организовать тотальный скрининг всех людей в этой категории сейчас очень дорого, трудоемко и долго. Однако благодаря аппарату Aixscan можно быстро, дешево и качественно проводить скрининг тысяч людей. Это позволяет обнаруживать рак легких на самой ранней стадии.
«Казахстану надо концентрироваться на своих сильных сторонах»
– Если говорить о моем видении развития науки в Казахстане, то могу оценивать это только исходя из собственного опыта работы в разных странах. И Швейцария, и США вкладывают огромные средства на развитие сферы. То есть без поддержки государства или бизнеса сделать какой-то весомый вклад в науку трудно.
На мой взгляд, Казахстану надо концентрироваться на своих сильных сторонах. Я как-то посещал в Алматы инновационный хаб, где занимаются выпуском PCP board для компьютеров. Но зачем тратить силы и средства на тот продукт, где мы находимся в гораздо более зависимом положении? Тот же Китай, Тайвань или Вьетнам предложат аналогичное решение в огромных масштабах и гораздо дешевле. Надо пользоваться нашим богатством – возможностями сельского хозяйства и полезными ископаемыми. Не продавать тонну пшеницы, а продавать пряники из этой пшеницы за цену гораздо выше. Не продавать тонну металла, а продавать редкоземельную составляющую этого металла, несколько десятков граммов которого будет дороже тонны сырья.
Посмотреть подкаст полностью можно здесь: