В стране появился новый облачный провайдер от Beeline Казахстан. Подробности

На казахстанском рынке облачных технологий появился новый игрок — Hyper Cloud Solution от Beeline Казахстан. Платформа, развернутая на решении Huawei, делает ставку на локальное хранение данных, развитие вычислительных мощностей для ИИ-решений и доступность.
Чем Hyper Cloud намерен конкурировать с действующими провайдерами и на какую долю рынка рассчитывает, в интервью Digital Business рассказал директор компании Станислав Ким.
«Если выходить, как все – будет “очередной” облачный провайдер»
— Какую цель ставит Beeline Казахстан, запуская новое для себя направление?
— По нашим наблюдениям, все, что связано с облачными услугами и решениями на базе AI, очень активно развивается. В Казахстане уже работает множество Cloud-провайдеров — от небольших компаний до крупных игроков. Если выходить так же, как все, с несколькими серверами – это будет «очередной» облачный провайдер. Мы же хотим отвоевать значимую часть рынка – до 20% в течение 4-5 лет.
В холдинге Beeline Казахстан появилась компания Hyper Cloud Solutions. Это новое для группы направление в сфере облачных сервисов. Мультисервисная облачная платформа развернута на техническом решении компании Huawei в Казахстане. Это обеспечивает локальное хранение данных, а также высокий уровень безопасности и отказоустойчивости.
Кроме того, запущен локальный кластер на базе графических процессоров NVIDIA H200 и L40s. Это дает широкие возможности для разработки и внедрения решений в сфере ИИ и машинного обучения. В этом направлении активно сотрудничаем с нашей родственной компанией QazCode.
Какие сервисы предложит потребителям новый облачный провайдер
— На какие ключевые сервисы вы делаете ставку?
— На начальном этапе предлагаем то, что необходимо для базовой работы инфраструктуры: IaaS (инфраструктура как сервис – прим. Digital Business), Kubernetes (система для автоматизации работы с контейнерами), S3 (Simple Storage Service, сервис объектного хранения данных) и Security (ОЦИБ и Anti DDoS). В ближайшее время запустим сервис баз данных в облаке.

Фото Arman Mustafin
Также добавили решения для кибербезопасности и GPU-вычисления – это актуально на фоне общего интереса к ИИ. Кроме того, есть собственный интернет-провайдер Beeline и поддержка материнской компании «КаР-Тел» – ее инфраструктура дает ощутимое преимущество на старте.
Остальные сервисы будем внедрять постепенно, ориентируясь на потребности клиентов. Продукты уровня AI, IoT и Big Data – это масштабные и дорогостоящие решения, которые нужны далеко не каждому и требуют внимательной, точечной настройки.
Наши решения будут интересны как стартапам, так и крупным корпорациям. При этом потребности схожи, но приоритеты различаются: крупный бизнес делает ставку на надежность, масштабируемость и безопасность. А стартапы в первую очередь ищут оптимальное соотношение цены и качества. До тех пор, пока не масштабируются.

Фото Arman Mustafin
— Кому не подойдет продукт?
— Компаниям, деятельность которых завязана на офлайн-инфраструктуре, – например, мобильным операторам и банкам. Ключевые системы – процессинг, биллинг, решения для безопасности и проведения платежей – как правило, оставляют внутри собственного контура. Но даже таким компаниям облако приносит пользу: менее чувствительные процессы, вроде разработки, тестирования или маркетинговых проектов, можно переносить в облако.
— Какие аргументы в защиту облачных технологий приведете тем, кто предпочитает классические решения?
— Основные преимущества облака – масштабируемость, гибкость, снижение затрат и доступ к ИИ-платформам. Представьте: нужно срочно запустить новый проект, а имеющихся ресурсов не хватает. Значит, придется покупать оборудование. С учетом тендеров, поставки, установки и найма специалистов это займет 6-7 месяцев. В облаке же все можно сделать за несколько дней: выбираете нужный объем ресурсов, запускаете проект, и он сразу начинает работать. Что значительно сокращает T2Market (time to market – период от появления идеи нового продукта или услуги до момента, когда он становится доступным конечным потребителям) запуска новых сервисов.
Если идея «выстрелила», берете дополнительные мощности у провайдера. Если нет – просто закрываете, оплатив только фактически использованный ресурс. Это модель pay-as-you-go – когда пользователь платит только за фактически потребленные услуги.
Кроме того, провайдер самостоятельно поддерживает оборудование в актуальном состоянии, тогда как собственные серверы нужно амортизировать и списывать уже через 5 лет. В среднем, использование облака позволяет сократить расходы примерно на 30% по сравнению с классической инфраструктурой, ведь обеспечение отказоустойчивости и безопасности ваших сервисов провайдер берет на себя.
«Можем предложить клиентам более доступное решение». Hyper Cloud будет дешевле конкурентов?
— Как решаете вопрос устойчивости системы?
— Формируем кластер из нескольких зон доступности в регионах. Сейчас наша облачная платформа размещена в ЦОД «Beeline Казахстан» в Алматы. Осенью 2026 года планируем запуск нового дата-центра мощностью 2 МВт, который будет полностью сертифицирован по стандарту Tier III Uptime Institute (Design & Facility). После ввода в эксплуатацию обеспечим резервирование бизнес-критичных сервисов клиентов между двумя площадками.

Фото Arman Mustafin
Далее в планах запуск сервисов в Астане. Рассматриваем два сценария: строительство собственного дата-центра уровня Tier III либо аренду стоек (co-location) в коммерческих ЦОД города. Это позволит расширить охват клиентов в ключевых регионах страны и предоставить услугу Disaster Recovery, особенно востребованную среди компаний Алматы.
— Как обеспечивается информационная безопасность, есть ли вероятность утечки данных?
— Вероятность утечки сведена к минимуму, а безопасность постоянно усиливается. Сейчас платформа прошла сертификацию PCI DSS 4.0 (международный стандарт безопасности платежей – прим. Digital Business). Есть собственный ОЦИБ – центр кибербезопасности с первой, второй и третьей линией поддержки. А также все необходимые инструменты: системы обнаружения угроз, Anti - DDoS, возможность шифрования данных и резервных копий, если это необходимо клиенту.
— Какие тарифы разработали для клиентов?
— Проанализировали ценовые предложения конкурентов на основе открытых источников и решили, что можем предложить клиентам более доступное решение. Поэтому сделали тарифы универсальными и по модели pay-as-you-go.

Фото Arman Mustafin
Сохранить высокое качество при более низкой цене удалось за счет прямых поставок и эксклюзивных условий от партнеров. У Beeline Казахстан большой пул поставщиков и статус крупного заказчика, что позволяет получать скидки.
— Когда проект должен выйти на самоокупаемость?
— Полагаю, в течение 4-5 лет. Это среднесрочная перспектива для вложенного объема инвестиций. Также в планах к 2027 году выйти на рынки Узбекистана и Кыргызстана. Это возможно, опираясь на инфраструктуру и партнерство с крупными мобильными операторами, которые входят в материнский холдинг VEON Group.