«Только ленивый не пытался снять Питера с поста»: Алмас Чукин рассказал о вкладе Фостера в историю Казахстана

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 08.10.2025, 17:15
2025-10-08T17:15:07+05:00

Сегодня Совет директоров Air Astana объявил, что Питер Фостер завершит работу на посту главного исполнительного директора и покинет совет в конце марта 2026 года. После этого он продолжит сотрудничество с группой авиакомпаний в качестве старшего советника Совета директоров.

В преддверии этого важного этапа в истории национального авиаперевозчика Digital Business поговорил с известным экономистом Алмасом Чукиным о вкладе Фостера в развитие гражданской авиации Казахстана, его управленческом стиле и значении для отрасли в целом.

Как Фостер попал в нашу авиацию

Собеседник Digital Business вспоминает, что Air Astana была создана в далеком 2001 году — 29 августа:

«Во-первых, конечно, мне очень жаль, что он уходит. Я Фостера хорошо знаю лично — выдающийся человек, в общем-то, действительно, с нуля создавший нашего перевозчика. Но тут до Фостера есть одна маленькая интересная деталь - как вообще он попал сюда, в Казахстан. Air Astana создавалась в 2001 году, а до нее был «Эйр Казахстан», еще какие-то компании - не важно. Госкомпании было 2-3, не считая «Аэрофлота», который еще остался от Советского Союза. И они все, в общем, были феноменально неудачными - обанкротились. Это одна часть истории.

Другая часть истории, что за пару лет до того, как эта «Эйр Астана» появилась, Казахстан вдруг ни с того ни с сего объявил международный тендер на закупку систем ПВО. Не знаю, кому такая блестящая идея пришла, но что-то народ оживился, и BAE Systems (Великобритания), которая, в общем-то, оборонная компания, они пришли, сказали: «Мы тоже хотим участвовать, тоже хотим радары поставлять». Дошли они в итоге до президента. А он им ответил, что-то вроде «слушайте, вот у меня тут проблема с национальной авиакомпанией. Вы нам помогите с авиакомпанией - сделаем там, в конце концов, 50 на 50. А я там рассмотрю ваше желание ПВО строить». BAE Systems, разумеется, купились на это - создали Air Astana, нашли Питера Фостера - и открыли новую страницу истории», — вспоминает Алмас Чукин.

На Питера постоянно сыпались шишки

Чукин подчеркивает, что Фостер феноменально умеет парировать выпады в его сторону - особенно беспочвенные. А было их несчетное количество:

«И получилось у властей и BAE Systems с Air Astana, я считаю, неплохо, поскольку это было партнерство, хоть и не с авиационной компанией в прямом смысле, но с хорошей английской компанией, с хорошим менеджментом. И укрепил, конечно, все феномен Фостера. Только ленивый не пытался его снять - постоянно на него наезды всякие были все эти годы: что не так, это не так, билеты дорогие, самолет опаздывает - хотя Air Astana одна из наиболее пунктуальных компаний. Те кто его ругали, видимо не путешествовали в Америке - там вообще никто вовремя не летает», — говорит собеседник.

Главное достижение Фостера

Алмас Чукин уверен, что экономика и финансы у Фостера, к большому удивлению, всегда были на втором месте, но и там компания преуспела:

«Наверное, одна из вещей, за которую Питеру нужно отдать должное — это безопасность. Он с самого начала, несмотря на экономику, финансы и все прочее на первое место всегда ставил безопасность. Что бы то ни было, должна быть безопасность полетов. За все эти годы ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами не было у них. Были, конечно, авиационные инциденты какие-то, но так чтобы люди погибали - нет. Из-за этого, в общем-то, можно снять шляпу. У других не такой безупречный послужной список. Я надеюсь, что новый руководитель Ибрахим Жанлыел сохранит эти добрые традиции, которые Питер заложил. Мы летим, чтобы куда-то добраться, но никто на небо не торопится. Вторым достижением Фостера я считаю то, как Air Astana прошла ковид - высший пилотаж», - подчеркивает собеседник Digital Business.

FlyArystan

Алмас Чукин называет национальный лоукостер третьей победой Питера Фостера.

«Он взял и создал еще одну компанию. Потом его под разными предлогами наши любители конкуренции, которые считают, что если раздробить, то будет лучше, заставили выделить в отдельную юрисдикцию. Но пока, слава богу, они работают как в одной семье - эти две компании. То есть он обеспечил еще и огромный потенциал. И, в общем-то, «FlyArystan» за все эти годы, как по мне - стал равным Air Astana по объему перевозок и по всему прочему. Это тоже, безусловно, его заслуга», - выражает мнение известный экономист.

Влияние Питера Фостера на Air Astana в будущем

После ухода с поста Питер Фостер продолжит сотрудничество с группой авиакомпаний в роли старшего советника совета директоров:

«Влиять на политику Air Astana, Фостер, безусловно, будет. Но сама суть Совета директоров в том, что его члены по отдельности ничего не решают. Это коллективный орган. Он может высказывать мнение на 7-9 человек. Если его голос прозвучит, но остальные не поддержат - значит, влияния не будет. Я надеюсь, что его голос будет хорошо слышен - громче других. Но, в отличие от CEO, конечно, который персонально имеет большую власть, члены Совета директоров - это один из семи, один из девяти», - подчеркивает Чукин.

О роли иностранных специалистов в топ-менеджменте Казахстана

Алмас Чукин предпочитает не делить руководителей на своих и чужих.

«Я бы сказал — есть звездные специалисты и не звездные. Мне тут больше нравятся спортивные сравнения — обычно они понятнее, доходчивее. Мы все - патриоты, любим свою страну, свой футбол и так далее. Но мы также признаем, что «Реал» стоит миллиарды и состоит из лучших легионеров - вот и результат. Такая же история в бизнесе. Речь не о том, что иностранцы поголовно лучше, а наши хуже. Если взять историю, когда все создавалось — не было в Казахстане менеджера по авиации мирового уровня. Просто физически не было. И хорошо, что нашли человека с огромным опытом. Он сделал дело. Экономический эффект от Фостера, если посчитать, колоссальный. Если бы поставили кого-нибудь другого… это десятки миллионов долларов -это потенциальный риск человеческим жизням и так далее. Вы хотите экспериментировать на людях и на миллионах долларов? Это себя оправдало», - говорит Чукин.

Патриотизм - это про другое

Экономист добавляет, что в Казахстане есть масса других примеров, когда выходцы из других стран работают во благо Казахстана:

«Разговоры про патриотизм - они не совсем уместны. Патриотизм — не в том, чтобы поставить человека с определенным паспортом. Патриотизм — в том, чтобы в стране было хорошо. Вот это настоящий патриотизм. Возьмите Kaspi - грузин, Турлов - он, безусловно, талантливый человек - и не родился в Казахстане. Далеко ходить не будем - сцена Digital Bridge 2025. Ведет тусовку ваш беларус - Виталий Волянюк (CEO Digital Business), сидит грузин Михаил Ломтадзе (Kaspi.kz), и два выдающихся бывших россиянина - Тимур Турлов и Арсен Томский. И что, от этого стране хуже? Нет, не хуже. Посмотрите на руководство топовых американских компаний — там две трети индусы. А следующий этап у нас АЭС, которых никогда не было. Строят РФ, Китай. А кто будет управлять — не знаю. Наверное, тоже экспат. Вероятность высокая», — заключил Алмас Чукин.

Может быть интересно:

Узнали, кто заменит Питера Фостера на посту главы Air Astana