Интернет стал быстрее, но не для всех. Минцифры объяснило, почему так происходит

Digital Business завершает цикл материалов о мобильном интернете в Казахстане. Ранее мы опубликовали ответы операторов — Beeline, Kcell и Tele2/Altel — на самые частые и острые вопросы абонентов о тарифах и скорости.
Теперь публикуем позицию Комитета телекоммуникаций Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития РК, который выступает регулятором отрасли связи. Именно этот орган контролирует качество услуг, рассматривает обращения граждан и определяет правила развития инфраструктуры. В ведомстве объяснили, почему Казахстан поднимается в мировых рейтингах скорости, но пользователи не всегда это чувствуют, как государство решает проблему «белых пятен» и когда интернет появится во всех селах страны.
«Скорость мобильного интернета в Казахстане выросла почти вдвое»
— Согласно данным Speedtest Global Index, Казахстан поднялся с 57-го на 45-е место в мире по скорости мобильного интернета. Средний показатель вырос примерно с 54 Мбит/с в начале года до 97,4 Мбит/с в августе 2025 года. Насколько вы как регулятор удовлетворены такой динамикой?
МИИЦР: Это серьезный шаг вперед. За короткий период средняя скорость мобильного интернета в стране выросла почти вдвое. Динамика подтверждает правильность стратегии по модернизации сетей и развитию инфраструктуры. В нее активно вкладываются ресурсы, и эти вложения приносят конкретный результат. Улучшаем позиции не только по сравнению с собственными предыдущими показателями, но и относительно других стран.
— В среднем показатели растут, но многие абоненты все равно жалуются: скорость нестабильная, связь часто обрывается. Почему статистика показывает прогресс, а пользователи этого не ощущают?
МИИЦР: Статистические показатели отражают общий прогресс, тогда как восприятие качества связи у отдельных пользователей может различаться в зависимости от места проживания, плотности населения и нагрузки на сеть в часы пик. Для государства важно не только наращивание максимальной скорости, но и обеспечение стабильности соединения и равномерного качества услуг по всей территории страны. В этом направлении ведется постоянная работа совместно с операторами связи.
— Что со своей стороны делает Комитет телекоммуникаций, чтобы качество и скорость мобильного интернета в Казахстане действительно улучшались?
МИИЦР: Комитет – уполномоченный орган, который контролирует качество связи на основании проверочного листа. Когда получаем обращения заявителей из eOtinish, инициируем внеплановую проверку в отношении мобильного оператора.
Измеряются параметры покрытия сотовой связью, стабильность соединения, время установления вызова, задержка сигнала и фактическая скорость доступа в интернет.
При выявлении нарушений оператору выносится предписание об устранении нарушений и составляется протокол об административном правонарушении (согласно п. 14 ст. 637 КоАП штраф составляет 1000 МРП (3,9 млн тенге), при повторном нарушении в течение года – 1500 МРП (5,9 млн тенге)).
«Интернет появится вдоль 40 тысяч километров дорог»
— Нам регулярно пишут читатели и жалуются на рост стоимости тарифов. Почему цены на мобильную связь растут, а качество, по мнению многих абонентов, не улучшается?
МИИЦР: В соответствии с Предпринимательским кодексом с 1 января 2017 года в целях развития конкуренции отменено государственное регулирование цен на услуги связи. Согласно п. 1 ст. 116 Предпринимательского кодекса РК, а также ст. 20 Закона Республики Казахстан «О связи», цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно.
— Если вопрос стоимости касается доступности связи для горожан, то не менее важная проблема — отсутствие интернета в ряде сел и отдаленных регионов. Каковы конкретные сроки их подключения?
МИИЦР: В рамках национального проекта «Доступный интернет» выделены 504 удаленных села, которые планируется подключить к интернету с использованием спутниковых технологий. Из них 176 уже подключены через KazSat. До конца 2025 года обеспечим еще 328 населенных пунктов системой OneWeb.
Дополнительно в 2024 году в рамках пилотного проекта было подключено к спутниковому интернету Starlink 1657 школ — временно, до подключения к волоконно-оптическим линиям связи.
Следующий этап — реализация соглашения с «Казахтелекомом». С 2025 по 2027 годы более 3000 сел получит доступ к высокоскоростному интернету. Скорость вырастет до 100 Мбит/с.
— Эти проекты охватывают только школы и другие учреждения, или интернет появится и в домах жителей?
МИИЦР: Интернет до домов в сельской местности проведут в рамках проекта субсидирования подключения, так называемой «последней мили» (заключительный участок сети от провайдера до дома пользователя — прим. Digital Business). Его инициировало Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития. Проект предусматривает строительство волоконно-оптических линий связи в 1123 селах. Это позволит подключить более 445 тысяч домохозяйств и обеспечить интернетом около 2,3 млн человек.
— Доступ к интернету важен не только для жителей сел, но и для тех, кто ежедневно перемещается между регионами. Премьер-министр поручил ускорить покрытие автодорог мобильной связью еще в середине 2024 года. Когда планируется полностью закрыть все «белые пятна» на трассах?
МИИЦР: До конца 2027 года планируется строительство как минимум 487 антенно-мачтовых сооружений (АМС). На этих сооружениях будут размещены базовые станции, благодаря которым появится стабильный сигнал мобильной связи и интернета на трассах.
Ориентировочная стоимость строительства мачт вдоль дорог составит более 120 млрд тенге.
Чтобы оптимизировать расходы бюджета, Министерство предложило привлечь инвестора, который до конца 2027 года должен будет построить всю необходимую инфраструктуру.
В итоге должны обеспечить мобильным интернетом 4G более 40 тыс. км автомобильных дорог.
«Доступ операторов к инфраструктуре многоквартирных домов – проблема, которую не удается решить много лет»
— Масштабные проекты по подключению сел и автодорог требуют быстрого строительства базовых станций. Однако операторы отмечают, что сталкиваются с длительными согласованиями и подключением к электросетям. Когда удастся сократить эти бюрократические задержки?
МИИЦР: Чтобы упростить строительство сетей связи, были подготовлены поправки в Земельный кодекс и Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Они предусматривали возможность возводить объекты связи без обязательного получения проектно-сметной документации и других согласований.
Однако предложения не получили поддержки со стороны Министерства промышленности и строительства и Министерства сельского хозяйства.
После этого провели рабочие совещания, по итогам которых решили внести в Государственный банк проектов шаблоны типовых решений (это позволит операторам не проходить заново весь цикл согласований — прим. Digital Business).
— Еще одна сложность, с которой сталкиваются операторы, — размещение оборудования в жилых домах. Поправки к закону «О связи» должны упростить этот процесс, убрав необходимость согласия жильцов. Как при этом соблюсти баланс между правами жителей и необходимостью стабильного интернета?
МИИЦР: Еще в 2011 году Совет по правам человека ООН заявил, что доступ к интернету является базовым правом человека. Поэтому для государства важно обеспечить возможность подключения всех граждан — в том числе для экстренной связи и получения информации в чрезвычайных ситуациях.
Однако на практике реализация этого принципа сталкивается с техническими и правовыми барьерами.
Предоставление равного доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов – проблема, которую не удается решить много лет. Причины связаны с ограничением данных прав управляющими компаниями либо жителями.
Зачастую управляющие компании пересматривают условия договоров и повышают арендную плату. Это напрямую влияет на расходы операторов связи и, соответственно, на стоимость их услуг. В итоге повышение арендной платы отражается на абонентской плате — пользователи платят больше за связь.
Чтобы решить эту проблему, подготовили поправки в Закон РК «О жилищных отношениях», предусматривающие возможность размещать сети связи в многоквартирных домах без согласия жильцов. Однако государственные органы и экспертные организации не поддержали эти изменения. Вопрос пока остается открытым.