«Врачи запрещали стоять у плиты». Казахстанка вложила 2 млн тенге в сырный бизнес, нашла свое призвание и победила рак

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 07.10.2025, 09:13
2025-10-07T09:13:23+05:00
Текст: Данияр Садвакасов

Никогда не угадаешь, когда именно жизнь пойдет не по плану. Будь то болезнь, увольнение или что-то еще. Для Светланы Секеновой поворотный момент случился во время декретного отпуска. Она полюбила сыроварение, запустила бизнес и победила рак, вдохновляя своей историей тех, кому пришлось столкнуться с онкологией. В рубрике «Мой бизнес» поговорили с основательницей Elit cheeses KZ о том, как найти первых клиентов, преодолевать трудности и продвигать сырную продукцию на рынке.

Из офиса к первому успеху в бизнесе

Светлана Секенова родом из села Кенкияк Темирского района Актюбинской области. В 2000 году окончила Западно-Казахстанский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». После более 12 лет работала бухгалтером сектора учета активно-пассивных операций корпоративного и малого среднего бизнеса в банковской сфере. А выйдя в декрет, начала мечтать о чем-то своем.

«В декретном отпуске я все чаще задумывалась о собственном деле. Постепенно начала строить планы. Случайно наткнулась на курсы по приготовлению сыра из цельного молока. Меня это очень заинтересовало. Пройдя их, начала практиковать сыроварение», — вспоминает Светлана.

Домашнюю сыроварню организовала в квартире. Вкладывала личные средства. Постепенно закупала различные кастрюли, плошки, ферменты. Появилось множество форм для разных видов сыров, столы, стеллажи.

сыр

«Около двух лет я наращивала практику. Вскоре охватывала полностью рынок города Актобе, где все и началось. Начала вести социальные сети, устраивала конкурсы и вела стримы, где показывала процесс варки сыра, упаковку продукции. Я даже сшила свои именные фартуки и создала наклейки для узнаваемости. Люди интересовались. Рос спрос на товар. Потом мне уже было сложно одной, так как клиентов становилось больше. Но со временем у меня появилась команда из четырех человек, которые помогали в производстве», — рассказывает Светлана.

сыр

По словам предпринимательницы, в бизнес она вложила более 2 миллионов тенге. Таким образом, перерабатывая 200 литров молока в день, оборот производственного предприятия составлял 4 миллиона тенге в месяц.

«Все строго под заказ»

«Каждый вид продукции я обсуждаю с клиентом индивидуально. Сначала поступает заказ, а только после этого начинается работа. Я заранее продумываю, какой именно сыр буду делать. И за два-три дня заказываю нужное количество молока. После доставки начинается процесс пастеризации. Все строго под заказ. Это связано с тем, что мои сыры не хранятся дольше четырех, максимум семь дней, в зависимости от вида. Также уникальность моей продукции в том, что в ней нет никаких химических добавок, консервантов или усилителей вкуса. Только молоко, закваска, фермент и соль. Поэтому сыр натуральный и свежий», — рассказывает о варке сыра Светлана.

сыр

По словам основательницы Elit cheeses KZ, сыроварение является безотходным производством, потому что клиенты покупали даже сыворотку [жидкость, которая формируется после процеживания молока — доп. редакции]. Однако дело это довольно трудоемкое.

«Предпочтения у всех разные. Взрослые люди чаще всего покупают брынзу с прованскими травами или с паприкой. Молодежь любит сыр «косичка». Еще спросом пользуется сыр «cтрачателла». Заказы шли за две недели вперед», — отмечает она.

Онкология и переосмысление

Однако на пике популярности сырной продукции в Актобе Светлане пришлось приостановить деятельность. Дело в диагнозе, который изменил ее жизнь.

«В один момент у меня все поменялось. Мне диагностировали рак. Это было неожиданно и страшно. Заказы уже стояли впереди, а я срочно улетела в Южную Корею на обследование. Помощницы пытались закончить начатое без меня. Я никому не говорила, ни клиентам, ни знакомым. Только когда начали приходить сообщения, что сыр недосоленный и тому подобное, рассказала о своей ситуации», — вспоминает Светлана.

сыр

По словам сыровара, в 2020- 2021 годах производство пришлось приостановить. Диагноз и длительное лечение не оставили иного выбора. Работа встала, заказы были отменены, а все силы ушли на борьбу за жизнь.

«Я думала, что никогда не увижу, как сын пойдет в школу. И как дочь выйдет замуж. Несмотря на все это, я не сдалась. Летала на лечение в Южную Корею, шесть раз проходила курсы терапии, восстанавливалась. Когда стало возможно, я вернулась к своему любимому делу. Купила еще один курс у профессионального сыровара. Прошла обучение по более сложным видам сыров. Позже освоила и «сырные конфеты». Это сочетание бельгийского шоколада и натуральных сыров. Хотя врачи говорили, что мне уже нельзя стоять у плиты. Но я продолжаю варить сыр. Потому что это часть моей жизни», — говорит Светлана.

сыр

О волонтерстве

Когда Светлане понадобилось пройти дорогостоящее лечение, особенно на этапе операции в Южной Корее, встал вопрос о необходимых средствах. Она уже продала машину, начала распродавать имущество, но все равно не хватало. Тогда одна из подруг предложила организовать благотворительный сбор.

«Я долго отказывалась и не хотела просить помощи. Но она все же сделала ролик с веселыми моментами из моей жизни и с теплым, искренним текстом. На следующий день мне стали приходить переводы по 250 тенге, 500 тенге. Я плакала от каждой такой суммы. Потом люди в городе начали организовывать ярмарки, концерты, в том числе с участием мамы Димаша Кудайбергена. Все выступали бесплатно, а собранные средства отправили мне на лечение. Благодаря этой поддержке я выстояла. Я создала отдельную страницу «Я выживу», где благодарила всех. Люди меня буквально вымолили», — вспоминает она.

После этого, когда лечение уже шло в Южной Корее, Светлана начала заниматься волонтерством для людей с онкологическим диагнозом.

«Мы с командой добровольцев переодевались в костюмы, устраивали праздники, собирали подарки. На праздник 8 марта раздавали цветы всем женщинам в отделении, приглашали скрипача, ходили по этажам, где лежали тяжелые пациенты. Помню один момент, когда я была в образе Деда Мороза. Зашла в палату, где все веселились, кроме одной женщины. Она сказала: «Вам хорошо, вы здоровы». Я молча сняла шапку, а там ни одного волоса после химии. Она расплакалась и начала тоже танцевать. Таких моментов было много. Все они — часть моей истории», — рассказывает Светлана.

Новая глава и поиск инвестора

«Вылечившись, я мечтала начать свою жизнь с нового листа. Так я оказалась в Астане. Тут нашла поставщика из Целиноградского района и теперь продолжаю делать сыр для новых клиентов»,— говорит предпринимательница.

сыр

Однако нынешнее производство Светланы в разы меньше, чем раньше. Это связано с тем, что у нее пока нет помещения для варки сыра.

По словам предпринимательницы, сейчас она производит только 8-9 видов продукции: брынзу сливочную, брынзу с прованскими травами, брынзу с паприкой, фету в оливковом масле, фету в свекольном соке, моцареллу, халлуми, страчателлу, сыр «косичка». Выручка за месяц составляет более 600 тыс тенге, а чистая прибыль 300-400 тыс тенге, так как расходы в основном уходят на электричество и молоко.

«Я продолжаю заниматься любимым делом. Но все же сейчас масштабы очень маленькие. Здесь у меня нет возможности иметь отдельное помещение, купить новое оборудование и т. д. Хочется расширяться. Поэтому на данный момент я ищу инвестора. Уже есть четкое понимание того, на чем делать акцент. Сыр пока делаю для соседей по дому. И так как я предлагаю людям качественный, натуральный продукт, сделанный с душой, мне важно найти партнера, который разделяет эти ценности и готов поддержать развитие моего бизнеса на новом уровне», — объясняет Светлана.

Вам будет интересно:

Одолжила у мамы 22 тысячи тенге и построила бизнес на юфке. История казахстанки