Beeline ответил на острые вопросы казахстанцев

Digital Business продолжает серию материалов о мобильной связи в Казахстане. Мы уже опубликовали ответы Kcell на вопросы абонентов о качестве интернета, стоимости тарифов, развитии 5G в отдаленных регионах и планах оператора по развитию связи в ближайшие 5 лет. Сегодня делимся обратной связью от другого казахстанского оператора – Beeline.
Представители компании рассказали, как пытаются увеличить скорость интернета и для чего все еще поддерживают связь по технологии 3G. Также узнали, почему оператор регулярно поднимает цены на тарифы и какие шаги от государства помогут улучшить качество связи в Казахстане.
«Момент повышения цен неизбежен»
– В июле этого года Beeline поднял цены сразу на 10 тарифов, включая архивные. Почему пошли на такой шаг?
Beeline: Пересмотр тарифов связан с ростом затрат на оборудование, электроэнергию, аренду площадей и техническое обслуживание. Капитальные расходы компании увеличиваются каждый год. В стоимость входит также оплата сотрудников, технические работы и замена резервных батарей и генераторов на базовых станциях, их охрана. Также сказывается инфляция и смена валютного курса. Поэтому цены растут. Подробнее о факторах влияющих на ценообразование можно прочесть здесь.
Абоненты Beeline сейчас используют более 50 тарифных планов. Большая часть из них архивная - это тарифы, которые абоненты подключали несколько лет назад и которые недоступны для подключения сейчас. Разница между стоимостью на них и актуальными расходами оператора растет с каждым годом, поэтому момент повышения цен неизбежен.
– Планирует ли Beeline в этом году еще повышение цен на тарифы, включая архивные?
Beeline: Репрайсы никогда не затрагивают всех пользователей одновременно: повышение цен происходит для самых устаревших тарифов, стоимость которых уже не соответствует затратам оператора. Уведомление о изменениях в цене всегда приходит за месяц, чтобы клиенты могли принять решение: остаться или перейти на другой тарифный план.
– Какие специальные тарифы или льготы Beeline предлагает социально уязвимым группам — студентам, пенсионерам, малообеспеченным семьям?
Beeline: Для социально уязвимых групп действуют специальные тарифы: для пенсионеров, учителей, лиц с инвалидностью, студентов и школьников. Есть тариф «Простой» без абонентской платы и мобильного интернета, где пользователь оплачивает ровно столько, сколько он использовал за месяц.
Также есть возможность подключить семейный пакет «Премиум семья», который позволяет подключать до 6 номеров в рамках одной группы за абонентскую плату. Так связь выходит дешевле, чем оплачивать ее каждому отдельно, а дополнительно к тарифу идет домашний интернет без доплат и смартфон в подарок.
– На ваш взгляд, действительно ли в Казахстане дорогой мобильный интернет?
Beeline: Доступность интернета в Казахстане подтверждается международными исследованиями. Например, недавно юрист Ержан Есимханов писал об исследовании Huawei, которое сравнивает цены на связь в разных странах относительно знаменитого индекса биг-мака. Иными словами, считает, сколько бургеров можно купить за стоимость стандартного месяца мобильного интернета. В США получилось восемь бургеров, у нас два, за самые дорогие тарифы – три. В ноябре прошлого года активно обсуждалась новость о том, что Казахстан вошел в десятку стран-лидеров по доступности интернета. 92% граждан интернетом пользуются постоянно.
«Для оператора «белое пятно» — это невыгодно»
– Несколько наших читателей, абоненты Beeline, которые обратились в редакцию, говорят, что за последний год них ухудшилось качество интернета? Не могли бы вы прокомментировать это?
Beeline: Скорость и качество интернета зависят от множества факторов. Один из ключевых — удаленность абонента от базовой станции: чем дальше, тем слабее сигнал и ниже скорость. Бывает, что жители отказываются от установки БС в их доме или районе, и это ограничивает возможности для улучшения.
Мы постоянно ищем решения для улучшения качества связи по стране, обходящие эти сложности. Например, опоры двойного назначения: это фонарные столбы, на которые также крепится оборудование оператора. В Казахстане уже установлено шесть таких опор. Когда на законодательном уровне будет утвержден такой механизм установки базовых станций, не требующий согласия жителей, сможем быстрее усиливать покрытие.
В прошлом и в этом году Beeline активно внедряет технологию Massive MIMO, которая позволяет базовым станциям обслуживать больше пользователей одновременно. Это особенно важно для густонаселенных районов, особенно в столице, где нагрузка на сеть высока. Кроме того, технология снижает энергопотребление, делая сеть более экологичной.
А в качестве решений для локаций, где нет энергоснабжения, компания начала использовать оборудование, работающее на солнечных батареях.
Скорость тоже не стоит на месте: независимый источник Speedtest показывает, что Казахстан поднялся в глобальном индексе: если в прошлом году мы были на 56-м месте, то сейчас — на 45-м, средняя скорость мобильного интернета увеличилась до примерно 91 Мбит/с. Это подтверждает, что скорость по стране растет. Но важно понимать, что абонент, находящийся в «белом пятне», может не ощутить этого улучшения, пока не будет установлена базовая станция.
– По улице Сатпаева – на участке от Жарокова до Брусиловского – уже много лет огромное белое пятно у многих операторов. Там запрещенная зона?
Beeline: Иногда зоны без связи образуются из-за внешних факторов: снос старых зданий или строительство новых, которые блокируют распространение сигнала, требования местных жителей демонтировать оборудование. Похожий случай коснулся района Сатпаева / Розыбакиева. Там демонтировали базовую станцию из-за строительных работ торгового дома «Дана». На данный момент ведется поиск альтернативы и нового места установки.
Подобные случаи необходимо разбирать детально: не ловит в конкретном дворе или, например, вдоль дороги. Причины могут быть разные – от усилителя у соседей до радиофобии. Для этого у Beeline есть специальная служба, которая занимается установкой новых базовых станций, устранением «белых пятен» и других проблемных зон. Люди, работающие в этой службе, регулярно посещают проблемные зоны, беседуют с жителями, с владельцами зданий, транспорта, бизнеса — автомоек, заправок и т.д.
Для оператора «белое пятно» — это невыгодно: оборудование закуплено, находится на складе, деньги вложены и «заморожены». На складе сейчас около ста комплектов базовых станций, которые не установлены по разным причинам, не зависящим от оператора.
– Для чего сохраняется поддержка 3G?
Beeline: В Beeline проводятся поэтапные работы по сокращению 3G-технологии в пользу усиления LTE. Все пользователи с 3G сим-картами получают уведомление с рекомендацией поменять ее на более современную. Однако важно взвешенно подходить к вопросу отключения, потому что нагрузка с мобильного интернета и голосовой связи распределяется между всеми технологиями и быстрое отключение 3G может создать дисбаланс.
– Верна ли теория, что при переезде с сохранением на другого оператора, качество работы будет хуже? Как устроен алгоритм работы переезда?
Beeline: – Портирование номеров не влияет на качество интернета. Все номера и переведенные, и новые работают на одной сети и оборудовании, которое не делает различий между устройствами. При переносе номера информация о пользователе меняется в единой базе данных идентификационных номеров, человек получает новую сим-карту и становится полноправным абонентом оператора.
– Как мобильные операторы относятся к выходу спутникового интернета на рынок и какие решения готовят в ответ?
Beeline: – Beeline положительно относится к появлению спутниковых операторов на рынке Казахстана. Это решение очень актуально для удаленных населенных пунктов и трасс, где традиционные методы проведения связи (вышки, оптоволокно) экономически сложны или невозможны. Кроме того, конечный потребитель только выигрывает от конкуренции, которая стимулирует игроков становиться лучше и клиентоориентированнее.
«Позиционируем себя как цифровая компания»
– Помимо связи, какую дополнительную ценность Beeline сегодня формирует для абонентов?
Beeline: С 2018 года позиционируем себя не только как телеком-оператор, но и как цифровая компания, формирующая собственную экосистему. Поэтому отдельное направление работы компании связано с развитием цифровых сервисов, которые призваны ежедневно улучшать жизнь пользователей.
В нее входят суперапп Janymda, который является основной точкой доступа к self-service услугам. А также отдельные продукты, такие как финансовый сервис Simply для оплаты услуг и денежных переводов, стриминговый сервис BeeTV с телеканалами и библиотекой фильмов, музыкальное приложение hitter и свой облачный сервис BeeCloud. Недавно в нашем приложении появились новые решения: доставка лекарств, AI-тьютор для изучения казахского языка и покупка авиабилетов.
– Влияет ли как-то на стоимость тарифов предоставление абонентам таких сервисов, как BeeTV, hitter или Simply?
Beeline: Для абонентов Beeline доступ к этим продуктам бесплатный и на ценообразование тарифа не влияет.
«Совместная работа с государством ускоряет развитие связи»
– Если смотреть на 5–10 лет вперед: что для Beeline приоритетнее — скорость и стабильность интернета или построение широкой цифровой экосистемы?
Beeline: Развитие сети и цифровых сервисов — взаимосвязанные процессы: без надежной телекоммуникационной инфраструктуры невозможно развитие цифровой экосистемы. Поэтому продолжаем инвестировать в телеком-инфраструктуру, особенно в «белые пятна» и отдаленные населенные пункты. Однако согласно нашей стратегии цифрового оператора развиваем цифровые продукты, чтобы абонент получал не только связь, но и удобные сервисы.
– Каких шагов вы как мобильный оператор ждете от государства, которые создадут более комфортные условия для вашей работы и улучшения качества мобильной связи и интернета в Казахстане?
Beeline: Для ускорения этих процессов важна поддержка государства: упрощение процедур выделения земельных участков, ускорение согласований на строительство базовых станций, предоставление дополнительных частот. Ключевое значение имеет перераспределение радиочастот для более эффективного использования. Существующие проекты с государством это подтвердили: совместная работа ускоряет развитие связи.