В Алматы научились экономить сотни тысяч литров питьевой воды на обслуживании рекламных баннеров. Фоторепортаж

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 30.09.2025, 11:00
2025-09-30T11:00:27+05:00

В Алматы один из крупнейших операторов наружной рекламы RTS Decaux научился экономить сотни тысяч литров питьевой воды на рутинном процессе. В компании установили специальные баки для сбора дождевых осадков и используют их для мойки 2 тыс. остановок со своей рекламой. С помощью простой, но эффективной идеи удается сохранить до 200 кубометров воды в год.

Digital Business посмотрел, как работает решение, и выяснил, как быстро оно окупится и где может быть использовано еще.

«Это же не полет в космос, а обычная организационная деятельность»

Идея внедрить ESG-подход в рутину RTS Decaux появилась у руководства давно. Их офис на 30% построен из переработанных материалов: стекло – из разбитых рекламных конструкций, а панели – бывшие остановки.

RTS Decaux Дождевая вода

Сортируют мусор, собирают батарейки. Даже старые постеры идут в дело: из них подростки с ограниченными возможностями шьют сумки на заказ.

RTS Decaux

Фото предоставлено RTS Decaux

– Все 17 целей устойчивого развития не можем охватить – как минимум, на состояние океана повлиять сложно. А вот в других направлениях двигаемся. И одно из них – экономия воды, – рассказывает директор по развитию RTS Decaux Михаил Копылов.

RTS Decaux Михаил Копылов

Директор по развитию RTS Decaux Михаил Копылов

Бригады компании, которые занимаются помывкой остановок, ситибордов и выносных панелей, уже несколько лет используют для этого дождевую воду, чтобы экономить питьевую. Запустить проект было несложно.

– Это же не полет в космос, а обычная организационная деятельность. На территории базы установлена система сбора воды практически на всех зданиях, где это возможно. Когда идет дождь, вся вода скапливается в емкостях, отстаивается там. Затем сотрудники сервисно-производственной группы, когда им нужно поехать на помывку остановок, наполняют емкость в машине. В Алматы можем собирать воду 9 месяцев в году – зимой перемерзают трубы, – добавляет операционный директор компании Олег Саурамбаев.

RTS Decaux Олег Саурамбаев

Операционный директор RTS Decaux Олег Саурамбаев

Как это работает

В 2021 году начинали с двух баков, к которым подсоединили трубы, фильтр грубой очистки для листьев и веток, а также счетчик и индикатор для отслеживания уровня воды.

RTS Decaux

Емкость для сбора воды

Сейчас на территории базы 6 точек сбора общим объемом 30 кубометров. Проливной дождь наполняет их за ночь. На сколько этого хватает?

RTS Decaux остановка

Фото предоставлено RTS Decaux

– В Алматы у RTS Decaux порядка 2 000 конструкций. Ежедневно 10 бригад уезжают в город. За 8 часов бригада отмывает, в среднем, 20 точек, к каждой возвращаются 2-3 раза в месяц. На рабочий день хватает вот такого бака – в нем 500 литров, то есть полкубометра, – показывает руководитель отдела продаж Диас Мурзалин.

RTS Decaux

Заранее берем в расчет, что из-за отсутствия в дождевой воде примесей вроде соединений хлора расход уменьшается: после помывки на поверхности не остается налета.

RTS Decaux Диас Мурзалин

Руководитель отдела продаж RTS Decaux Диас Мурзалин

По словам технического директора Андрея Промзелева, проект относительно бюджетный в плане реализации:

– Сам бак стоит около 250 тысяч тенге. Полноценная точка сбора воды, где этих баков будет несколько, вместе с дополнительными тратами на трубы, счетчики, краны и монтаж обходится в 2-3 млн тенге в зависимости от количества емкостей. Общая стоимость нашей инфраструктуры – 8-10 млн тенге. Надо понимать, что делали это не в один момент, а на протяжении нескольких лет. Поэтому цены у поставщиков менялись.

RTS Decaux Андрей Промзелев

Технический директор RTS Decaux Андрей Промзелев

По прогнозам Андрея, при нынешней стоимости водопроводной воды проект полностью окупится через 4 года. Однако тарифы растут, потому этот срок может уменьшиться.

– В планах перевести на дождевую воду и офисные санузлы. А если найдем хорошую систему фильтрации, то почему бы не использовать ее и для приготовления пищи, – говорит Андрей Промзелев.

«Крутишь бегунок по минутам и становится видно, как движется дождевое облако»

В реализации инициативы помогает Yandex Qazaqstan. Прежде компании уже сотрудничали: прогноз погоды в режиме реального времени на рекламных экранах города – их совместный проект.

– Яндексу понравился результат, и мы пошли дальше. Уже реализован проект по пробкам: благодаря данным Яндекс Карт сегодня водитель на наших конструкциях может увидеть уровень загруженности в своей точке и прогноз на ближайший квартал или до нужного объекта, – объясняет Михаил Копылов.

RTS Decaux Михаил Копылов

Сейчас прогноз осадков от Яндекс Погоды  помогает RTS Decaux заблаговременно готовится к осадкам.

– Здесь есть фишка: крутишь бегунок по минутам и становится видно, как движется дождевое облако, когда оно будет над тобой. И сколько бы раз ни проверяли, это всегда 100% попадание, – показывает Диас Мурзалин.

RTS Decaux

Пока речи о масштабировании проекта не идет: для этого нужна собственная территория. А она у RTS Decaux есть только в Алматы. Но никто не мешает делиться опытом.

– Предлагаем пользоваться дождевой водой партнерам. Недавно встречались с крупной строительной компанией, обсудили, что строители могли бы забирать наши излишки и поливать клумбы в жилых комплексах. Либо отмывать лестничные площадки. Также предлагали схему по использованию дождевой воды компании, которая занимается очисткой памятников и общественных пространств, – рассказывает Михаил Копылов.

RTS Decaux

Пока проект работает точечно, однако в RTS Decaux уверены: если каждая компания последует их примеру, вопрос с нехваткой воды в регионе станет менее острым.