88% казахстанцев довольны своими городами. Но почему они все равно уезжают в мегаполисы?

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 29.09.2025, 11:59
2025-09-29T11:59:24+05:00

Казахстан переживает переломный этап урбанизации: уже более 60% населения живет в городах, и этот показатель продолжает расти. С одной стороны — мегаполисы становятся экономическими центрами, концентрируя ресурсы и рабочие места. С другой — малые города все чаще воспринимаются как пространство комфорта и качества жизни. Специалисты считают, что именно баланс между «гигантами» и малыми городами определит устойчивость развития страны — о таком будущем мы и поговорили с социологом Казахстанского института общественного развития Темирланом Толеу и исполнительным директором Ассоциации устойчивого развития территорий Q88 Мадияром Даурбаевым.

«Различия между регионами остаются значительными»

По прогнозам, к 2050 году уровень урбанизации в стране достигнет 70%, что создаст серьезные вызовы — рост нагрузки на инфраструктуру крупных мегаполисов и необходимость нового стратегического взгляда на развитие малых и средних городов.

мадияр города

«Качество жизни в городах Казахстана за последние годы постепенно улучшается: появляются новые общественные пространства, развивается транспортная инфраструктура, повышается уровень сервисов. Однако различия между регионами остаются значительными. Алматы, Астана и Шымкент формируют более 40% ВВП страны. Алматы остается лидером по экономическому вкладу (около 20% ВВП), за ним следуют Астана и Атырауская область. Эти данные показывают концентрацию экономического роста в крупных центрах, в то время как малые и средние города нуждаются в дополнительных стимулах и инвестициях. Для этого важно вести системную аналитику, чтобы выявлять потенциал роста и эффективные инструменты развития», — поясняет урбанист Мадияр Даурбаев.

Теория «гигантизма»: мегаполисы растут, провинции отстают

С точки зрения социолога, подобная ситуация хорошо описывается теорией «гигантизма» — когда мегаполисы растут непропорционально быстро, а провинция неизбежно отстает.

«Мы не можем законодательно ограничить рост Астаны или Алматы, но должны создавать условия, чтобы люди не были вынуждены уезжать в мегаполисы. Люди мигрируют, если в их городе нет работы и комфортной среды. Архитектура сама по себе не решающий фактор, но в сочетании с экономикой и социальной инфраструктурой она усиливает желание уехать», — говорит Темирлан Толеу.

толеу города

По словам эксперта, одной из главных причин миграции остается стремление родителей обеспечить детям более качественное образование и безопасную среду.

«Здесь важно, чтобы государство создавало инфраструктурные возможности не только в Алматы или Астане, но хотя бы на уровне областных центров. Условно — не нужно плодить бесчисленное количество вузов, но они должны быть такими, чтобы студент после окончания хотел возвращаться в свой регион», — добавляет социолог.

Улытауская область — безусловный лидер

Несмотря на вышеупомянутые причины миграции, социологические исследования показывают, что жители малых городов в целом довольны качеством своей жизни. Казахстанский институт общественного развития в августе—сентябре 2024 года провел опрос среди 2000 респондентов в 60 городских населенных пунктах страны.

Результаты оказались неожиданными: 88,2% участников отметили, что им комфортно жить в своем городе. Особенно высокие показатели были зафиксированы в Улытау (100%), Шымкенте (98,5%), Павлодарской (95,4%) и Северо-Казахстанской (95,1%) областях.

города

«Ощущение комфорта в городе формируется комплексно, и здесь важны безопасность и качество услуг, транспортная инфрастуктура, экология, наличие публичных пространств, а также доходы и доступность жилья. Все эти факторы тесно связаны и одно без другого трудно представить. Но если выделить главное, то, в первую очередь, это качество дорог, безопасность и социальная инфраструктура — школы, детские сады, учреждения здравоохранения и культурные объекты», — поясняет социолог.

Сколько людей — столько и правд

Но важно учитывать, что подобные социологические исследования лишь частично отражают реальность. Человеческое мнение крайне ситуативно: оно зависит от настроения, текущего опыта, даже от того, насколько удачной оказалась последняя поездка в автобусе.

«Удобство города каждый воспринимает через призму того, чем пользуется ежедневно и что для него приоритетно, — поясняет социолог. — Для старшего поколения на первом месте безопасность, близость аптек и поликлиники, наличие транспорта. Для людей среднего возраста важнее семейная инфраструктура: школы, детские сады, дороги. Молодежь же смотрит на городскую среду шире — это экология, публичные пространства, культурные возможности».

толеу города

Исследование подтверждает эту разницу восприятия. Например, среди респондентов старше 61 года именно они чаще всего выражают недовольство спортивными площадками для детей (35,7%) и спортивными залами (36,3%). В возрастной группе 46–60 лет недовольство чаще касается условий для езды на велосипедах (50,2%), самокатах (53,9%) и даже обычных пешеходных маршрутов (40,5%). То есть чем старше человек, тем критичнее он относится к инфраструктуре.

Slow City может стать новым вектором развития

Жители малых городов часто отмечают высокий уровень комфорта и удовлетворенности своей средой. Эксперты считают, что это не случайность: именно малые города могут стать драйверами нового формата жизни. Урбанист Мадияр Даурбаев подчеркивает, что у Казахстана огромный потенциал для развития таких территорий в духе Slow City (концепция «медленного города» — развитие малых городов с упором на комфорт, экологию и качество жизни).

«У нас колоссальные природные ресурсы и пространство для развития малых, но очень комфортных городов. Потенциалом Slow City обладают не только крупные города, но и небольшие населенные пункты с курортным, природным и созерцательным характером. Здесь акцент делается на сохранность природы, неторопливость ритма и гармонию с окружающей средой. Но для их жизнеспособности нужна инфраструктура: дороги, медицина, интернет. Без этого разговоры о качестве жизни будут пустыми. Критично анализировать миграционные потоки и реальные потребности населения, чтобы создавать программы поддержки таких территорий», — пояснил эксперт.

города

Примеры территорий Казахстана, которые могут развиваться в философии «медленных городов»:

  • Курортная зона Борового — сочетание озер, горных массивов и культурного наследия.
  • Катон-Карагай — национальный парк с высокой степенью экологической ценности и спокойным образом жизни.
  • Балхашские прибрежные поселки — теплое озеро, рыбацкие традиции, потенциал для экологического туризма.
  • Риддер и окрестные села (ВКО) — лесные массивы, горные маршруты, атмосфера уединенности.
  • Чарын и близлежащие аулы — природный каньон, позволяющий развивать наблюдательный туризм и экологические практики.
  • Сарыагаш — курортный регион с минеральными источниками, где медленный ритм может стать брендом.
  • Мангистауские прибрежные поселки — тишина, море, уникальные ландшафты и возможность для развития неторопливого созерцательного отдыха.
  • Туркестанские окрестности — небольшие населенные пункты у сакральных мест, где духовность и созерцательность соответствуют философии Slow City.

«Страна идет путем мировых столиц, только с временным лагом»

Примеры таких городов показывают, что комфортная жизнь возможна не только в мегаполисах. Но эти практики не существуют в вакууме — они вплетаются в более широкий контекст. Казахстан сегодня движется в русле глобальных урбанистических трендов: от устойчивого развития и цифровизации до приоритета общественного транспорта и экологии. По словам урбанистов, страна идет тем же путем, что и другие, только с временным лагом.

мадияр города

«Основные ориентиры — это зеленая экономика, цифровизация управления, приоритет пешеходов и общественного транспорта. Но важно, чтобы все эти решения опирались на данные: статистику, аналитику и прогнозирование. Без доказательной базы любые инициативы остаются лишь декларациями», — подчеркивает Мадияр Даурбаев.

Опыт Копенгагена, Сингапура и Сеула наглядно показывает, что устойчивые и «умные» города строятся не за счет громких проектов, а благодаря системной аналитике и комплексному планированию, где комфорт жителей становится главным приоритетом.

Мастер-планирование на законодательном уровне

Прежде чем интегрировать мировые тренды, важно определить инструменты территориального планирования, которые станут их основой. Как отмечает Мадияр Даурбаев, Казахстан сделал серьезный шаг вперед:

«Мы впервые интегрировали инструмент мастер-планирования в законодательство, и сегодня он закреплен как рекомендательная основа для разработки градостроительных документов. Это позволяет системно учитывать градостроительные, социально-экономические и экологические параметры при планировании развития территорий».

По его словам, такой подход уже применяется в областных центрах страны и дает практические результаты: помогает выявлять зоны для реновации, модернизации и интеграции мировых трендов — от снижения углеродного следа через обновление жилфонда до повышения энергоэффективности городской среды.

Но одного энергосбережения недостаточно: современный город — это многофункциональная система, где все взаимосвязано.

«Сегодня у нас более 20 министерств, каждое развивает свою сферу. Но влияние на города носит комплексный характер: транспорт, образование, здравоохранение, экология и экономика пересекаются на одной территории. Поэтому задача — сшить отрасли, чтобы решения не противоречили друг другу», — говорит Даурбаев.

Эксперт выделяет ключевые межсекторальные тренды:

  • «15-минутный город»: шаговая доступность услуг, транспорт малых радиусов, снижение трафика.
  • TOD (транзит-ориентированное развитие): новые районы и объекты застройки планируются вокруг узлов общественного транспорта.
  • «Город для людей»: приоритет пешеходов, активные фасады, насыщенный первый этаж.
  • Жилье и модернизация: энергоэффективный капремонт, реновация кварталов.
  • Безопасность и культура поведения: реализация принципа «разбитых окон» (теория Келлинга–Уилсона о том, что видимые признаки беспорядка и мелких правонарушений стимулируют дальнейший рост преступности и деградацию городской среды).

«Главный тренд — комплексность: согласование отраслей и проектные решения, которые одновременно улучшают экономику, здоровье, экологию и повседневную жизнь горожан», — подытоживает эксперт.

В тему:

Начинают действовать новые правила долевого строительства. Эксперт объяснил, к чему готовиться казахстанцам