Казахстанец накопил $50 тысяч и основал компанию по обслуживанию сотовых вышек в США. Вот его история

Алпамыс Аскаров родом из Караганды. Он с детства играл в футбол и планировал строить карьеру в этой сфере. Однако со спортом не сложилось, и парень переехал в США. Был помощником официанта, учил язык с нуля, а затем попал в компанию по обслуживанию сотовых вышек. Ежедневно работал на высоте 60-90 метров, а в 2020 году основал собственную компанию Alpamys inc, которая сейчас сотрудничает с ключевыми американскими телекоммуникационными компаниями.
Для Digital Business Алпамыс рассказал, почему решил переехать в Штаты, из-за чего завалил собеседование в компанию по обслуживанию сотовых вышек и как смог потом уговорить руководство принять его на работу. Также узнали, сколько денег герой потратил на открытие фирмы, почему каждую неделю увольнял сотрудников и за что получил штраф в $11 тысяч.
«Написал сообщение, где просил взять меня на любую должность»
– Всю жизнь занимался футболом, входил в состав молодежной команды ФК «Шахтер». Перед окончанием школы нужно было определяться: футбол или дальнейшая учеба. Выбрал второе и поступил на факультет телекоммуникаций в Таразский колледж техники и бизнеса. Однако продолжил играть в команде «Тараз».
Затем отец предложил поехать в США, чтобы там найти команду и продолжить заниматься футболом. Сначала подумал, что он шутит, ведь мой уровень английского был нулевым: не мог и двух слов связать. Начали искать варианты, записались на языковые курсы в New York Language Center и подались на визу.
Первое время было сложно. Работал в русских ресторанах помощником официанта, чтобы оплачивать учебу и жилье. На позицию официанта не брали из-за незнания языка.
Однажды один из поваров в ресторане рассказал, что увольняется и идет работать в компанию по обслуживанию сотовых вышек помощником мастера с зарплатой в $6000 в месяц. Предложил и мне попробовать. Поехал на собеседование в Филадельфию, но не понравился руководству, так как плохо говорил на английском, почти не разбирался в нужных технологиях и был слишком молод. Расстроился, а по возвращении домой записал длинное сообщение, где просил взять меня на любую должность. Был готов мыть машины или приносить кофе, лишь бы устроиться туда.
В итоге получил оффер на позицию помощника мастера. Начинал с классического «подай-принеси». Параллельно 1-2 раза в неделю ездил в Нью-Йорк, чтобы окончить учебу на курсах. В итоге за пару месяцев разобрался в технологиях и инструментах и стал лучше говорить. Позже вырос до ассистента бригадира, а затем стал работать на высоте: был правой рукой топ-хенда – главного монтажника – затем сам занял эту должность, а через год меня повысили до бригадира.
«В США много мест с плохой связью»
– У нас была очень слабая команда и большая текучка кадров. В какой-то момент решил, что могу открыть свою компанию. Накопил $50 тысяч, на эти деньги купил инструменты, оборудование, взял пикап-трак в аренду. Работа на высоте очень опасная, поэтому нужно было обязательно оформить страховки для сотрудников. Это оказалось сложнее всего: в страховой задавали очень много вопросов, уточняли примерную будущую прибыль, на основании которой выставляли ценник. Платить приходилось немало.
Сотрудников искал в соцсетях и мессенджерах. Разместил платные объявления о поиске рабочих в группах русскоговорящих жителей Лос-Анджелеса, Чикаго и других городов. Так нанял 4 человек из Центральной Азии и Украины, у которых совершенно не было подходящего опыта. Всему обучал с нуля.
Первыми клиентами стали компании, с которыми сотрудничал и в найме. Эти организации напрямую работают с американскими операторами связи и регулярно обеспечивают меня различными заказами.
Есть несколько вариантов услуг. «Стройкой» называется процесс, при котором мы снимаем старые антенны и устанавливаем новое оборудование для работы 5G. В США довольно много мест с плохой связью. Например, в одной из деревень в штате Джорджия стояла вышка, недалеко от которой располагались дома и офисы. Мобильный интернет был настолько слабым, что люди использовали только Wi-Fi. Местные долго благодарили нас за новое оборудование, даже приносили угощения. В Штатах далеко не везде есть 5G, поэтому люди всегда ждут улучшения связи. К слову, ни разу не сталкивался с проявлением радиофобии.
«Стройка» обойдется заказчику в $30-40 тысяч за две недели работы. В среднем получаю по два подобных заказа в месяц. Гораздо чаще выполняем мелкие задачи: устранить неполадки, заменить вышедшее из строя оборудование и т.д. За это платят в среднем $1200-1500.
«Опытный мастер может получать около $400 в день»
– Навыкам ведения бизнеса и управления учился на собственном опыте. Конечно, без ошибок не обошлось. Первый год работы был очень тяжелым. Сначала поставил сотрудникам слишком высокие зарплаты, которые после не мог выплачивать. Осложняло ситуацию то, что заказчики расплачивались с нами только через месяц после выполнения заказа. У меня были акции Apple, Uber и Facebook на сумму примерно $14 тысяч, которые пришлось продать, чтобы рассчитаться со всеми.
На момент основания компании был слишком молод – всего 21 год. Тогда еще не умел общаться с подчиненными как босс. Столкнулся с большой текучкой кадров: для одних эта профессия была слишком сложной физически, кто-то, например, боялся высоты. А некоторые мастера регулярно просили аванс, а когда понимали, что я обязательно выдам деньги, «садились на шею». В итоге каждую неделю кого-то увольнял, искал замену и тратил время на обучение. Помню, как в первое время мог по 5-6 раз сам подниматься на 60-метровую вышку.
Спустя 4,5 месяца удалось собрать стабильную команду. Ребята постоянно развивались физически, технически и даже ментально: страха и боязни высоты было все меньше. Когда строишь серьезный бизнес, нужны именно такие люди.
По-прежнему работаю с мигрантами из стран СНГ, из Мексики, однако более ответственно подхожу к набору сотрудников. Изучаю бэкграунд, спрашиваю, чем человек занимался на родине. Если, например, у него была творческая профессия, то наше ремесло ему не подойдет. Впрочем, многое зависит от мотивации человека. За несколько недель он может освоить базовые навыки и начать работать на высоте. При этом меня действительно радует, когда работник демонстрирует успехи и начинает хорошо зарабатывать. Опытный мастер может получать около $400 в день.
Были моменты, когда хотелось все бросить, однако не сдался. В прошлом году расширился: у меня появился партнер, а в команде теперь 12 человек, которые выполняют заказы в нескольких штатах.
«Однажды страховая выставила счет на $11 тысяч»
– Самые большие расходы в моем бизнесе – проживание для сотрудников. Команды регулярно ездят по всей стране, а я оплачиваю им жилье. На это уходит в среднем $700-800 в неделю. Также деньги идут на зарплаты, налоги, обновления оборудования. Например, новый азимут стоит примерно $8,5 тысяч. Кроме того, сейчас у меня во владении 4 трака, еще один беру в аренду.
При этом всегда нужно быть готовым к неожиданным ситуациям. Например, однажды один из новеньких сотрудников сначала помял пикап, а после перепутал поворот, заехал на территорию чужого дома и увяз на мокром газоне. Пришлось вызывать эвакуатор.
На этом проблемы не закончилась. Хозяин дома вроде был готов отпустить нас, но приехала его дочь, которая работает страховым агентом, и потребовала возмещения ущерба официально через страховую компанию. Мол, если отказываюсь, она звонит в полицию. Был и третий вариант – заплатить $6 тысяч на месте и разъехаться. Но на траве было пару кочек, поэтому отказался и отдал страховку.
Через месяц пришел счет на $11 тысяч, где все было расписано до мелочей: от заказа новой травы и поврежденной трубы до уборки щебня. А сотрудник к тому времени уже уволился и исчез.
После нескольких похожих ситуаций убедился, что в телекоммуникационном бизнесе важно быть максимально сконцентрированным и уделять внимание каждой детали. Особенно это касается техники безопасности. К нам регулярно приезжают инспекторы, проверяют лицензии и сертификаты, могут даже фотографировать монтажников сверху без предупреждения — чтобы убедиться, что страховка и крепления сделаны правильно. Отправляют дроны для проверки. Если найдут нарушения, могут выгнать с проекта, заблокировать участие на месяц или вовсе запретить работать в целом штате.
Поэтому нарушать правила просто недопустимо. По пятницам у нас созвоны, где напоминаю ребятам о технике безопасности. На каждом проекте они обязаны прислать мне копии сертификатов, фото того, как закреплены наверху, и заполненные документы с подписями и данными. Это обязательная часть работы.
«Важно не быть жадным по отношению к работникам»
– Несмотря на различные внештатные ситуации, уже на третий месяц работы перестал выходить в минус. Все получилось только благодаря команде, их желанию развиваться и стремлению к работе.
Недавно нанял бухгалтера, также ведем поиски менеджера, который будет отвечать на вопросы работников, принимать от них документы, разгружать меня от рутинной работы. В планах и дальше расширять штат, чтобы выходить из операционки.
Начинающим предпринимателям, которые открывают свое дело, в первую очередь советую не бояться рисковать. Да, вы будете ощущать себя как в открытом океане, но только так сможете вырасти. При этом перед стартом нужно накопить столько денег, чтобы иметь запас на случай непредвиденных ситуаций. Я не сторонник брать кредиты — есть шанс погрязнуть в долгах.
Также очень важно не быть жадным по отношению к работникам и ценить их труд. Если вы один раз упали в их глазах, вернуть доверие почти невозможно.