Известный банкир объяснил, почему банки не хотят давать валютные кредиты

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 23.09.2025, 12:02
2025-09-23T12:02:53+05:00

После кризисов 2009 и 2015 годов валютное кредитование в Казахстане практически заморозили. Однако сегодня, когда на повестке: рост реального сектора, борьба с инфляцией и возвращение утекшего капитала - известный банкир Галим Хусаинов предлагает пересмотреть старую модель, пишет digitalbusiness.kz

Банкир акцентирует: если у бизнеса нет экспортной выручки, банк обязан резервировать вдвое больше капитала под такой кредит. Для банков это дорого и неинтересно, поэтому они стараются валюту не выдавать.

«В Казахстане физическим лицам в принципе запрещено брать кредиты в валюте, а кредитование юридических лиц ограничивается взвешиванием на капитал. Другими словами, если кредит выдается больше чем на один год и у компании нет экспортной выручки, то такой кредит будет взвешиваться под 200 %. Это означает, что при расчете достаточности капитала для такого типа кредитов нужно капитала в два раза больше. Естественно, такие кредиты невыгодны для банков, и они их неохотно дают», - пояснил Хусаинов.

Почему деньги уходят за границу

Люди и компании не хранят доллары в казахстанских банках - там ставки низкие. Эти деньги утекают за границу. В итоге страна теряет ресурсы, а банки не могут кредитовать в валюте, даже если хотят.

«Сейчас капитализация крупных банков стала огромной благодаря запретам и ограничениям и возможностям таких банков зарабатывать сверхприбыли, но при этом есть другая проблема -это стабильность фондирования. За счет ограничения ставок по депозитам валютные депозиты стали крайне нестабильны, и по статистике внешнего баланса мы видим, что валютные депозиты все больше и больше уходят за рубеж через различные каналы. Это крайне плохо для страны, и об этом я уже говорил», - подчеркивает экономист.

Риски девальвации

Многие боятся валютных кредитов из-за возможной девальвации. Но Хусаинов объясняет: при рыночном (плавающем) курсе девальвация уже «встроена» в высокие процентные ставки по тенге.

«Ограничение кредитования в валюте было связано с рисками девальвации, когда при резком обесценении валюты обязательства заемщиков резко вырастали, и они не имели возможности их потом обслуживать. На самом деле такой риск существует только в системе фиксированного курса, а при переходе на плавающий курс обесценение компенсируется разницей в процентных ставках. Например, в тенге мы можем занять сейчас только под 20 %, а в долларах - под 9 %. Значит, 11 % - это как раз премия за обесценение валюты. Если тенге за год упадет с 540 до 600, тогда эффективная ставка в валюте в пересчете на тенге будет также 20%. Ясно, что чем короче срок, тем волатильность выше, но на длинных сроках арбитраж в ставках в рыночной среде всегда будет перекрывать процент обесценения валюты. Поэтому этот риск после 2015 года, когда Нацбанк перешел полностью на свободно плавающий курс, практически исчез», - пишет Галим Хусаинов.

Как вернуть доллары в банки и стабилизировать рынок

Если разрешить банкам давать нормальные проценты по долларовым вкладам, люди перестанут вывозить деньги. Банки смогут использовать эти средства внутри страны - это полезно и для экономики, и для курса тенге, уточняет экономист.

«Проблема стабильности фондирования должна решаться за счет снятия ограничений по ставкам на валютные депозиты, и этот инструмент должен быть рыночным и конкурировать с другими валютными финансовыми инструментами. Повышение ставки вернет долларовые активы в банковскую среду, и это позволит банкам нивелировать риск валютной ликвидности. Фактически банки сейчас за счет ограничений на нестабильной базе просто зарабатывают, переразмещая их под рыночные ставки», - уточняет банкир.

Опасения Нацбанка преувеличены

Нацбанк опасается, что люди побегут менять тенге на доллары. Но сейчас по тенге высокие ставки - 15 - 17% и больше, а значит даже 4 - 5% в долларах не будут очень привлекательны. Зато банки получат валюту, которую смогут вернуть в экономику.

«Логика Нацбанка заключается в том, что если повысить ставку по валютным депозитам, то многие клиенты начнут перекладывать свои депозиты из тенге в доллары. Этот аргумент также не выдерживает большой критики сейчас, так как, во-первых, ставки по тенговым депозитам сейчас настолько большие, что они пока не будут сильно чувствительны», - поясняет Хусаинов.

Шанс для реального сектора

Сейчас кредиты в тенге очень дорогие - до 20%. А в валюте можно брать под 8–9%, что для бизнеса гораздо выгоднее. Это поможет предприятиям развиваться, а не просто выживать.

«Почему же важно сейчас развитие валютного кредитования? Каждый понимает, что без кредитования реального сектора экономики развиваться стране будет крайне сложно, в том числе и победить инфляцию. Валютные кредиты сейчас можно комфортно выдавать под 8 - 9 %, при этом нагрузка именно в моменте для сектора будет приемлемой», - считает банкир.

Иностранные деньги - это инструмент борьбы с инфляцией

Когда банки получают доллары и тратят их внутри страны, это укрепляет тенге. А сильный тенге = меньше инфляции. К тому же банки Казахстана вполне готовы работать с валютой - у них есть опыт и регулирование.

«Увеличение валютного кредитования приведет к тому, что на рынке увеличится предложение валюты и, соответственно, тенге будет укрепляться, что будет положительно сказываться на борьбе с инфляцией. Банковский сектор очень прозрачен и достаточно хорошо регулируется», - объясняет Хусаинов.

5 предложений банкира

Галим Хусаинов также дал конкретные предложения для реформ. Они касаются как валютных вкладов, так и прав кредиторов, залогов и регулирования. Если эти меры внедрить, бизнес получит доступ к дешевым деньгам, а экономика - толчок к росту

«Если государство действительно хочет увеличить кредитование реального сектора экономики, побороть инфляцию и стабилизировать тенге, то необходимо:

1. снять ограничения по валютным депозитам и отменить запрет на текущие счета, что даст возможность стабилизировать базу фондирования и создать условия для долгосрочного кредитования;

2. осуществить реформу валютного кредитования путем сокращения риск-взвешивания, признания валютной выручкой не только экспорта, но и продажи внутри страны товаров, привязанных к валюте;

3. улучшить права кредиторов - особенно это важно при кредитовании крупных проектов, и банки должны активно участвовать в возможности влиять и управлять крупными компаниями, для этого нужно менять закон о банкротстве и реабилитации;

4. улучшать оборот залогового имущества, например прав недропользования, которые являются хорошим залогом, но их продать и взыскать крайне сложно, так как требуется полная реформа в этой части законодательства;

5. снизить МРТ по валютным обязательствам (про МРТ потом отдельно напишу пост), так как МРТ мешает развивать кредитование и в части валютных пассивов никак не помогает бороться с инфляцией, так как валютные пассивы не влияют на спрос», - заключил Галим Хусаинов.

Может быть интересно:

Известный банкир подсказал казахстанцам, как правильно пользоваться депозитом