Налоговый эксперт записала обращение к правительству из-за запретительного списка ОКЭД

С 2026 года предпринимателей на упрощенной декларации ждут важные изменения. Новый Налоговый кодекс, подписанный Главой государства в июле 2025 года, уже начинает менять правила игры, и один из самых болезненных вопросов — какие именно виды деятельности больше не смогут применять спецналоговый режим на основе упрощенной декларации.
Ответ на этот вопрос начал проясняться
Эксперт по налогообложению, основатель группы компаний «Учёт» Максим Барышев уже прокомментировал для Digital Business проект перечня запрещенных ОКЭД, в который предварительно попали 990 видов деятельности из 1100. Фактически это значит, что почти всем, кто сейчас работает по упрощенке, в следующем году придется уйти на общий режим.
Обращение к правительству
Известный налоговый эксперт Екатерина Ким не осталась в стороне и записала обращение к правительству Казахстана по этому поводу. Digital Business приводит слова Екатерины из обращения, а полную версию видеозаписи можно посмотреть по этой ссылке.
«Сегодня я обращаюсь к нашему правительству, потому что, к сожалению, мы видим, что за выходные ситуация ухудшилась. Мы видим, что большинство граждан нашей страны понимают, что, к сожалению, тот самый запретительный список, который почему-то равен 90%, даже больше, просто убьет малый и средний бизнес в нашей стране.
А это значит, что большинство людей останутся без работы, потому что рабочими местами в нашей стране обеспечивают людей далеко не крупный бизнес, а именно тот самый малый и средний бизнес. К сожалению, мы прекрасно понимаем, что даже те, кто выживут в этих условиях, будут вынуждены поднять свои цены на 30 - 40%. А это значит, что то, что для нас было раньше обыденным, станет непозволительной роскошью. То есть я фактически не смогу своих детей водить на какие-то кружки. И так - большинство граждан нашей страны. И это фактически просто удар по гражданам нашей страны».
Ограничивать, а не запрещать
Екатерина подчеркивает, что перечень ОКЭД, по ее мнению, должен быть не «запретительным» по названию, а логически ограниченным - не более 10% видов деятельности, связанных с нефтянкой, банками или прочими крупными секторами, где упрощенка и правда неуместна.
«Мы просим вас, чтобы запретительный список был по логике запретительным списком, и он был не более 10%. И там были те компании, которые фактически не смогли бы применять СНР. Потому что они, допустим, работают с нефтью, работают с банками и так далее. Но те, кто работает фактически с физическими лицами и обеспечивают жизнедеятельность страны, смогли применять СНР. Потому что порог минимальный в 40 миллионов для постановки на налоговый учет. И по факту запретительный список - это значит, что нагрузка на простых предпринимателей ляжет как минимум 10%. Это ИПН или 20% КПН и плюс 16% НДС. Представьте, на какие суммы поднимутся цены».
По ее словам, под ударом окажутся и арендодатели коммерческой недвижимости, и все, кто снимает у них помещения - от кружков и секций до ИП-шников в сфере услуг.
«Не убивайте малый и средний бизнес. Потому что малый и средний бизнес - это жизнеобеспеченность нашей страны. Это то, что по факту окружает нас всех с вами. И я очень прошу вас не убивать малый и средний бизнес, потому что без него большинство людей останутся, во-первых, без работы, а во-вторых, они не смогут себе позволить то, что раньше считалось для них обыденным», - констатировала Екатерина Ким.
В тему:
Эксперт объяснил предварительный перечень из 990 ОКЭД, которым запретят упрощенку с 2026 года