«10 лет – средний срок для прихода к роли техдиректора с нуля». CTO Likepost о карьере и развитии стартапов

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 18.09.2025, 09:00
2025-09-18T09:00:19+05:00

Паул Кукитз еще в университете получил опыт в разработке и архитектуре распределенных систем. Параллельно с техническим развитием осваивал управление командами. Этот опыт сильно пригодился в карьере: уже 7 лет Паул занимает позицию CTO, в том числе и на текущем проекте — социальной платформе Likepost. Это сервис для обмена рекомендациями по ресторанам, косметике и фильмам с друзьями. Сейчас Likepost находится в стадии бета-тестирования, а к концу года планируется полномасштабный запуск на рынке США.

Digital Business в рамках совместного с Yandex Cloud конкурса лучших CTO в стартапах Казахстана пообщался с Паулом о важных качествах техдиректора. Также поговорили о том, как ИИ помогает конкурировать с алгоритмами корпораций вроде Meta, чем отличаются казахстанские и европейские разработчики и как «разглядеть» подходящих для проекта людей при найме.

«У меня со школы мэтч с ИТ»

— Как вы пришли в ИТ?

— Влюбился в информатику еще в лицее. Ездил на республиканскую олимпиаду, затем поступил в Новосибирский государственный университет на факультет информационных технологий, участвовал во многих соревнованиях.

В других профессиях себя не пробовал, у меня сразу случился «мэтч» с ИТ. На третьем курсе устроился разработчиком, а после окончания университета стало интересно расти в менеджменте.

— Вы рассказывали, что первый раз выполняли роль CTO в собственном проекте. Что помогло стать впоследствии «серийным техническим директором»?

— Сначала выступал product-менеджером – получил полезные навыки для понимания управления. Также есть опыт работы бизнес-аналитиком.

Развитие карьеры шло естественным образом – не быстро и не медленно. До позиции СТО дошел спустя 10 лет работы в ИТ. Полагаю, это средний срок для прихода к должности технического директора с нуля.

Паул Кукитз

Успел побыть в этой роли в разных проектах – после собственного агентства WWDA автоматизировал работу автомоек в Rainer, руководил созданием мобильных приложений для ресторанов в Restomania, разрабатывал маркетплейс для HoReCa под названием Bursal и так далее.

Сотрудничаю с несколькими инвесторами и их портфельными стартапами. Прихожу в проект, в успех которого верю, на стадии идеи. Собираю сильные технические команды, способные реализовать продукт в срок и в рамках бюджета. Веду стартап в роли CTO до коммерческого запуска.

«Команда распределена между Казахстаном, США и Хорватией»

— Расскажите о Likepost. В чем суть сервиса?

— Likepost – это приложение, где пользователи делятся рекомендациями и находят новое через сеть друзей. Здесь можно советовать рестораны, косметику, фильмы и другие интересные вещи. Сервис помогает сохранять находки и обмениваться ими со знакомыми.

— Сколько технических команд у Likepost, как устроена их работа и взаимодействие друг с другом?

— Команды разработки находятся в Загребе (Хорватия) и Казахстане, а отдел продукта и маркетинга расположен в Нью-Йорке, потому что Likepost ориентирован на рынок США. Получается большой разброс по часовым поясам, у нас много дистанционного общения.

Пробовали разные конфигурации технической команды, и сейчас пришли к такому варианту:

  • четыре человека в команде Android;
  • четыре iOS-разработчика;
  • четыре QA;
  • четыре бэкенд-разработчика.

Менеджеры руководят направлениями разработки и тестирования и отвечают за коммуникацию с продуктовым отделом.

Людей набирали из разных городов и стран. Это профессионалы из Казахстана, Италии, Украины, Германии, Румынии, России. Хотим перевезти в Загреб еще двоих инженеров. Этого состава должно хватать для реализации запросов со стороны маркетинга и продукта.

Коммуникацию нужно было строить отдельно – люди друг друга не знали, ранее вместе не работали. Мы провели серию тимбилдингов, и каждый день устраиваем технический чек-ин на 15 минут, не больше. На этом созвоне все команды могут задавать друг другу вопросы.

«Тестовый запуск прошел без единого негативного отзыва»

— Likepost уже на стадии бета-теста. Как прошел запуск, оправдала ли ожидания настроенная система?

— Вышли на американский рынок в тестовом режиме в марте. Подключили 30 инфлюенсеров из США – это придирчивая аудитория, но мы не получили негативных отзывов, так что все изначально функционировало как задумано.

Инцидентов на проде пока не было, но нужно отметить, что мы используем микросервисную архитектуру. При ней можно сразу не заметить, что что-то не так. А сначала проект писали на монолите, в этом случае поломка приводит к более глобальным последствиям.

— Кроме перехода с монолита на микросервисы, какие нововведения используете?

— Задействуем несколько систем в связке с классическими алгоритмами по рекомендации контента – важно понимать интересы пользователя, что ему показать и что для него не релевантно.

Для этого используем гибридный подход. OpenAI в связке с классическими алгоритмами (TF-IDF, KNN) извлекают системные и скрытые интересы. NLP-pipeline автоматически категоризирует посты. Модель предсказания определяет время наибольшей вовлеченности для умных уведомлений. Анализируем, как пользователи реагируют на контент — лайкают, делятся, сохраняют. Через цепочку алгоритмов понимаем их потребности и можем ранжировать выдачу максимально релевантно. Плюс уведомления приходят именно тогда, когда пользователь наиболее активен. Все это означает меньше скроллинга в поисках интересного и больше времени на действительно релевантный контент. Благодаря такой реализации у стартапа появился шанс не отставать от рекомендательных алгоритмов Instagram и Facebook.

Паул Кукитз

Внедрили управляемый GraphQL API через AWS AppSync — пользователи получают более быстрый и отзывчивый интерфейс благодаря гибким запросам без избыточности данных, а команда разработки ускорила создание новых фич.

Наконец, выкатили полноценный CI/CD-конвейер — это тоже помогает выпускать новые фичи в разы быстрее. Отказ от ручного развертывания устранил главное узкое место в доставке обновлений.

— Как находить баланс между скоростью разработки и стабильностью, когда в стартапах требования зачастую меняются на лету?

— Действительно, задачи обновляются быстро. Это немного влияет на мотивацию команды: у хорватских коллег другой менталитет по сравнению с жителями стран СНГ. Мы быстро подстраиваемся под изменения, готовы при необходимости задержаться на работе. Люди в Хорватии не столь гибкие. Когда говоришь им, что все поменялось и теперь нужно многое переделать, – это сильно бьет по их настроению.

Быстрые изменения требуют высокой скорости разработки и частого добавления новых функций. Здесь я выступаю защитником своей технической команды: нужно объяснять маркетингу и продуктовым менеджерам, что заданные темпы могут плохо повлиять на качество, а допустить этого нельзя. Возможно, мы не так быстро реализуем фичи, как могли бы, но зато остаемся уверены, что они работают как нужно.

«Из 20 сотрудников расстались только с одним»

— На что обращаете внимание на собеседованиях?

— Для технических специалистов собеседование с CTO – последний этап в цепочке интервью. Оцениваю не только опыт в разработке, но и знание английского. Команды сформированы так, чтобы все участники не были носителями одного языка. Таким образом, они вынуждены общаться и вести документацию на английском. Поэтому нужны люди с высоким уровнем владения.

Еще смотрим, чтобы все участники одной команды не оказались интровертами: не хотим остаться без человека, который сможет разрядить обстановку, руководить тимбилдингами.

Паул Кукитз

В общем, ищем командного игрока, который вольется в коллектив. Если кандидат профессионален, открыт и готов действовать в интересах проекта, то мы сработаемся. Уже по первым двум минутам собеседования можно понять, есть ли «мэтч». Из 20 человек, которых мы приняли в январе, расстались только с одним – это 5%. Показатель расцениваем как хороший.

— Какое решение или задача в рамках Likepost вызывает гордость?

— Много чего. Счастлив работать с профессионалами и знаю, что нам под силу выполнить сложные вещи. Например, когда команда продукта поставила задачу импортировать контент из TikTok, Instagram и Twitter, мы за 3 дня спроектировали решение.

Есть гордость и за архитектуру приложения, потому что принимал непосредственное участие в ее создании. Переход от монолита к экосистеме из 8 сервисов сократил время развертывания с 2 часов до 15 минут и обеспечил SLA 99.9%. Это машина, которая похожа не на стартап, а на корпорацию с точки зрения применяемых технологий.

Не пропустите знакомство со всеми участниками и голосование за лучшего CTO в соцсетях Digital Business.