inDrive с помощью ИИ проверит состояние своих автомобилей

13–14 сентября в Казахстане прошел крупнейший офлайн-хакатон Decentrathon 4.0. В этом году он охватил 20 городов и собрал 2500 участников, работавших над решениями в области искусственного интеллекта. Призовой фонд составил 15 млн тенге.
Одним из эксклюзивных партнеров хакатона стал inDrive. Во время подготовки к мероприятию СТО компании Юрий Мисник рассказал Digital Business, что они предложили командам две задачи: создать ИИ-продукт, который сможет определять состояние авто по фото, и разработать способ получения дополнительной информации по обезличенным данным о поездках.
«Клиент должен ездить на чистом и исправном авто»
— Почему inDrive решил стать партнером Decentrathon 4.0?
— В этом мероприятии удачно совпали наши потребности, реальная бизнес-задача и площадка, где можно привлечь решения.
Искусственный интеллект в машинном обучении и распознавании изображений – уже устоявшееся направление, которое приносит компаниям ощутимые результаты. Последний год мы активно работаем в этой сфере: глубже используем ИИ для анализа документов и фото. Это позволяет выстраивать более автоматизированные и эффективные процессы внутри компании. В то же время мы стремимся выходить за ее рамки: поддерживать новые таланты, давать возможность ИИ-сообществу работать над реальными задачами индустрии и создавать инновации. Такой подход помогает получать обратную связь, находить решения, которые могли бы остаться незамеченными, и привлекать в команду сильных специалистов.
— Первое задание для участников хакатона: разработать модель для определения состояния автомобиля по фото. Почему выбрали именно этот кейс?
— Безопасность пользователей – наш главный приоритет. Стремимся к тому, чтобы своевременно выявлять автомобили с повреждениями, особенно серьезными, и не допускать их к работе через приложение. Клиент должен ездить на чистой и исправной машине. Это не только вопрос комфорта и безопасности пассажиров, но и репутации сервиса.
Еще мы хотели, чтобы участники работали не с синтезированными датасетами, а с реальными фотографиями, которые присылают водители. Поэтому кейс для хакатона получился очень удачным.
— А как вы отслеживаете состояние транспорта сейчас?
— Процесс проходит вручную: команда ежедневно просматривает фотографии, которые присылают водители. Это связано и с безопасностью, и с валидацией. Хотим, чтобы сотрудники занимались более значимыми задачами – например, работой с инцидентами и серьезными запросами водителей и пользователей. А то, что можно автоматизировать, доверить ИИ.
— Второй кейс – разработка решения на основе обезличенных геотреков поездок. С какой продуктовой задачей он связан?
— inDrive охватывает 1300 населенных пунктов по всему Казахстану и позволяет ездить практически в любую точку страны. Мы хотим работать с этими данными, улучшать сервис, делать поездки еще более комфортными, быстрыми и безопасными. Поэтому решили дать командам датасеты с анонимизированными маршрутами. Участники хакатона должны показать, как из таких данных можно извлечь ценность для сервиса и пользователей – с помощью аналитики, визуализации данных или разработки прототипа нового решения.
«У команд есть шанс реализовать свой алгоритм внутри inDrive»
— На какие бенефиты или поощрения могут рассчитывать участники, разработавшие лучшее решение?
— Как и в любом конкурсе, предусмотрены призы:
- 1-е место – 4 млн тенге
- 2-е место – 3 млн тенге
- 3-е место – 1,5 млн тенге.
Но самое ценное, на мой взгляд – это опыт. Участники смогут поработать с нашей сильной инженерной командой и менторами, получить практические советы по внедрению ИИ и решению реальных бизнес-задач.
— Какими принципами вы будете руководствоваться при принятии решения?
— Во-первых, это эффективность и работоспособность алгоритма. Хочется, чтобы решение действительно работало. Во-вторых, оно должно быть оригинальным, эффективным и релевантным. И третий аспект – качество презентации, умение четко донести суть своей работы до жюри и экспертов.
«Готовим студентов к решению реальных проблем»
— Помимо хакатона, inDrive запускает образовательные программы. Например, проект Beginit для поддержки старшеклассников из сельских районов. Почему это важно для компании?
— Хотим превратить inDrive в глобальную платформу, которая дает людям равный доступ к возможностям, в том числе к образованию и современным знаниям.
Одним из первых шагов в этой экосистеме стал Beginit – годичная программа для старшеклассников Казахстана и Кыргызстана. Она направлена на развитие социальных навыков и лидерских качеств. Учим критическому мышлению, ответственности, умению вести за собой, а также помогаем участникам придумывать и реализовывать инициативы, которые реально улучшают жизнь сообществ.
inDrive последовательно инвестирует в образование молодежи. В 2024 году было реализовано 37 проектов по улучшению инфраструктуры и социальных условий. Один из самых заметных – Safe Way to School: школьники анализировали дороги, остановки, переходы и выявляли опасные участки, чтобы сделать путь детей в школу безопаснее.
Следующий шаг – дать лучшим выпускникам возможность учиться в inVision U. Это университет, который мы запустили вместе с Satbayev University. Там действует бесплатная программа по инновационной модели Problem-Based Learning. Она строится не на теоретическом наборе знаний, а на подготовке студентов к решению реальных проблем. Программа рассчитана на молодежь из разных социальных слоев, в том числе на тех, у кого раньше не было доступа к репетиторам, языковым курсам и современным образовательным ресурсам.
В 2025 году InVision U запустил программу Foundation – годичную подготовку для будущих студентов. Она только что стартовала. В ней есть как академические дисциплины: математика, языки, технологические навыки, так и развитие лидерства и командной работы.
«Наша миссия основана на борьбе с несправедливостью»
— Какие компетенции будут нужны молодежи в ближайшие 5–10 лет?
— Фундаментальные знания – математика, физика, инженерия – сохранят актуальность и через 5, и через 10, и через 15 лет. Мы рассчитываем, что искусственный интеллект поможет быстрее осваивать эти дисциплины. Но при этом ключевыми остаются умение решать задачи, логически мыслить и делать выводы на основе неполной информации.
Вторая компетенция – умение понимать, интерпретировать и анализировать данные из разных источников: структурированных и неструктурированных.
Третья компетенция сформировалась недавно, за последние 2 года, вместе с ростом интереса к ИИ. Речь о способности правильно формулировать и структурировать запросы. Нужно уметь разбивать большую задачу на части, четко описывать их и задавать границы. Если раньше это были скорее навыки проектных менеджеров, то сегодня они необходимы всем, кто хочет эффективно работать с искусственным интеллектом.
И, наконец, социальные навыки: умение общаться, проявлять эмпатию, заботиться о проблемах общества. В условиях роста популярности удаленной работы они выходят на первый план. Помимо IQ и EQ все чаще говорят о human intelligence – способности понимать людей, мотивировать их и учитывать их эмоции.
— Как inDrive помогает формировать эти качества?
— Начну с последнего: наша миссия основана на борьбе с несправедливостью. Стараемся быть эмпатичными и небезразличными к проблемам, которые видим. Вся бизнес-модель строится на поиске решений там, где существует дисбаланс справедливости – будь то транспорт, образование или доступ к знаниям.
Что касается технических компетенций, у нас работают разработчики, аналитики, продакт-менеджеры, которые быстро растут внутри компании. Через программы вроде InVision U мы делимся этими знаниями с более широкой аудиторией и даем возможность молодежи их освоить.
«Сосредоточены не на конкурентах, а на собственном сервисе»
— Какую роль Казахстан играет в глобальной стратегии inDrive сегодня?
— Казахстан стал первой страной, где мы вышли за пределы райдхейлинга и запустили суперапп. Помимо городских и междугородных поездок, курьерской и грузовой доставки, добавили экспресс-доставку продуктов.
Здесь у нас крупнейший региональный хаб с офисами в Алматы и Астане. Активно сотрудничаем с Astana Hub и видим большой потенциал в этом партнерстве. Нас здесь хорошо знают и ценят как технологический бизнес, и это вдохновляет. Кроме того, именно в Казахстане впервые заработал наш университет InVision U, где уже началось обучение студентов.
Поэтому с уверенностью могу сказать, что Казахстан остается ключевым рынком для компании.
— Раз уж упомянули суперапп – почему вы выбрали именно направление «продукты»?
— Мы умеем объединять водителей и пассажиров, обеспечивать справедливую и прозрачную модель взаимодействия. В случае с доставкой продуктов логика та же: нужно быстро и по разумной цене доставить товар покупателю из магазина. Здесь мы сильны – у нас есть курьеры и отлаженные процессы. К тому же, еда – универсальная потребность, все мы ее покупаем. Поэтому это был естественный путь развития.
— А кто ваши главные конкуренты?
— Мы как компания в первую очередь сосредоточены не на конкурентах, а на наших пользователях – водителях, пассажирах, курьерах и покупателях. Наша цель – сделать максимально удобный и полезный сервис. Для нас это намного важнее, чем конкурентная среда.