BI, ИИ и собственное хранилище данных: как работает финансовый блок Freedom Broker

В новом выпуске спецпроекта Freedom Broker PRO журналист Digital Business побеседовала с исполнительным директором по финансовым вопросам Freedom Broker Андреем Колеговым.
Он рассказал, как компания внедрила BI-решения и собирается интегрировать искусственный интеллект. А также объяснил, почему правильно выстроенный финансовый блок становится стратегическим преимуществом.
От планирования до налогов: чем занимается финансовый блок брокерской компании
– Андрей, расскажите, пожалуйста, какие функции выполняют подразделения под вашим руководством?
– За последние два года мы переформатировали финансовый блок брокерского бизнеса. Выстроили модель взаимодействия с бизнесом через бизнес-партнерство: финансы – не только цифры и отчеты, но и помощь в принятии решений бизнесом. Сегодня действуют пять направлений, в которых числится около 70 человек.
От бухгалтерии ждут оплаты в срок, отсутствия ошибок и замечаний по результатам аудита и иных проверок.
Блок финансового планирования и контроля затрат, как следует из названия, отвечает за планирование бюджета. Если отклонение от намеченного составляет более 10% – это сигнал, что-то пошло не так. Разумеется, случаются ситуации, которые предвидеть невозможно. Но хочется отметить, что в этом году попадание в план было близко к 100%. Для этого мы используем «домашние» инструменты, разработанные нашими ИТ-специалистами.
Блок данных и аналитики обеспечивает компанию информацией: корректной и актуальной. Всегда можем подтвердить цифры, ведь на них при принятии решений опирается бизнес. И потому ошибки недопустимы. Это же подразделение отвечает за составление управленческой отчетности при помощи BI-инструментов (Business Intelligence – программное обеспечение для сбора, обработки и анализа данных. - прим. Digital Business). Отслеживаем количество отчетов, которые выпускаются для смежных подразделений, насколько часто ими пользуются, как активно на них опираются при принятии решений. Если говорить о техническом решении, выбор пал на Qlik Sense.
Для подразделения финансовой отчетности главный критерий оценки качества работы – это прохождение аудита в установленные сроки и выпуск отчетности.
Налоговый блок занимается обеспечением соблюдения налогового законодательства: налоги должны быть уплачены в срок и в полном объеме.
«Чем ниже ставка, тем охотнее люди идут на фондовый рынок»
– Какие технологии и инструменты, помимо уже перечисленных, вы используете в работе?
– Ключевой инструмент всех финансистов – это Excel. До конца года намереваемся внедрить ИИ – виртуальный ассистент по финансовому направлению. Любое подразделение сможет обратиться с вопросами по отчетности, процессам, внутренним документам и получить ответ без вмешательства сотрудника. Эта база знаний будет интегрирована с хранилищем данных.
Для финансового планирования собираем исторические данные, внутренние показатели. Предполагаем, насколько вырастет клиентская база, и оцениваем, будут ли меняться условия: учетная ставка, курс доллара, уровень волатильности рынка. Из связки «факт + допущение на будущее» и строится прогноз. От базовой ставки, которую устанавливает Национальный банк, зависит собственный портфель Freedom Broker и интерес клиентов к инвестированию: чем ниже ставка, тем охотнее люди идут на фондовый рынок. Ведь при таких условиях другие инструменты становятся менее привлекательными.
«Нужно следить, чтобы каждый заработанный доллар не обошелся нам в два»
– Какова роль исполнительного директора по финансовым вопросам в целом и в брокерской компании в частности?
– Прежде всего, в фокусе эффективность бизнеса. Нужно следить, чтобы каждый заработанный доллар не обошелся нам в два. Порой ко мне приходят с предложением: «Хотим запустить новый проект, он будет стоить столько-то». Но люди не всегда понимают, что реальная стоимость может быть выше, или не уверены, какие выгоды принесет идея. Каждый видит лишь то, с чем взаимодействует на своем уровне. А исполнительный директор по финансовым вопросам должен понимать, как связаны между собой подразделения, выстроены процессы и как отразятся на отчетности изменения. Но это не про «закручивание гаек» и отказ в инициативах. А про поиск решения, которое удовлетворит всех.
Но обязанности, в общих чертах, одинаковы везде. Единственное отличие работы в брокерской сфере – нет необходимости привлекать внешнее финансирование. Ведь брокер и является поставщиком ликвидности.
– Какие риски вы считаете наиболее значимыми для финансовой устойчивости брокера?
– Самые крупные риски – регуляторные и налоговые. Необходимо выстроить всю финансовую систему таким образом, чтобы она работала не в ущерб компании. Кроме того, важно не нарушить законодательство. Сейчас активно обсуждаем новый налоговый кодекс – он влияет на все сферы нашей деятельности: к примеру, нужно пересмотреть список поставщиков, схемы работы и способы оплаты, чтобы не допустить лишних расходов.
Далее следуют регуляторные риски. С нашей стороны важно вовремя сдать отчетность, минимизировать замечания со стороны аудиторов. Для отслеживания ситуации синхронизируемся с блоком, отвечающим за риск-менеджмент, подсвечиваем возможные проблемы и используем административные ресурсы для их решения.
«Чем выше конкуренция, тем эффективнее выстроена работа»
– Какие ключевые финансовые показатели вы считаете наиболее важными для брокерской компании?
– Размер активов, которые нам доверили клиенты, и выручка, которую компания сгенерировала за счет комиссий за сделки. А также средний чек и то, как долго клиент остается с нами. В маркетинге это называется LTV – Lifetime Value, показатель, отражающий прибыль за все время взаимодействия клиента с брендом. Есть менее глобальные, но важные маркеры: во сколько нам обходится привлечение клиента, его обслуживание. И, разумеется, Cost/Income (отношение операционных расходов к операционным доходам – прим. Digital Business) – стараемся, чтобы доходы превышали расходы на 30%. Но все зависит от этапа развития бизнеса. При создании новых продуктов и активных инвестициях в развитие расходы будут выше. Период стабильности – это своеобразное затишье, потому что большинство клиентов предпочитает облигации. В то время как высокая волатильность рынка многими воспринимается как время возможностей, торги ведутся гораздо активнее, и это отражается на доходах компании.
– Какова финансовая стратегия компании на ближайшие 1-3 года? Каковы приоритеты компании на ближайший год с точки зрения финансового роста?
– Freedom Broker занимает значительную долю среди брокерских компаний Казахстана, является постоянным лидером рэнкинга активности членов KASE.
Мы бы хотели быть бенчмарком для всей индустрии: то, как выстраиваем процессы, анализируем данные, работаем с кадрами.
Ключевая цель компании – сохранить свою долю рынка. Растет он – растем и мы. Кроме того, чем выше конкуренция, тем эффективнее выстроена работа, появляется стимул для оптимизации и улучшений.
«Стараюсь брать людей, которые умнее меня»
– Как формируется и развивается команда под вашим руководством?
– Стараюсь брать людей, которые в своей области «на голову выше», умнее меня, стремятся к большему и уже обладают существенным опытом. Важно желание работать в команде. При этом нет жестких требований и рамок. Человек может быть, на первый взгляд, не слишком эффективным на протяжении какого-то времени, но создать нечто уникальное – например, новый подход к расчету бюджета или метод обработки данных.
– Какие подходы вы используете для мотивации сотрудников?
– Даю простор для реализации. Могу пригласить на совещание с председателем правления, чтобы человек рассказал о своей разработке или показал отчет. Уже упомянутое отсутствие жестких рамок предлагает проявлять изобретательность. Если сотрудник вместо того, чтобы кропотливо строить финансовую модель несколько месяцев, захочет облегчить себе работу и придумает, как сократить время разработки, это будет поощряться.
– Какие качества вы считаете ключевыми для руководителя финансового направления и сотрудника финансового департамента в брокерском бизнесе?
– Для руководителя – ответственность. За финансовый результат компании, за принятие решений, за подчиненных. И – это уже мой личный принцип – честность. Нельзя замалчивать проблемы в надежде, что они сами решатся. А для сотрудников – желание результата и признания.
«Я с детства видел счета-фактуры и бизнес-планы»
– Расскажите о своем профессиональном опыте. Как вы пришли в сферу финансов?
– Финансы – это семейное. Родители – экономисты, и я с детства видел счета-фактуры и бизнес-планы. Поэтому, когда встал выбор, на кого учиться, не стал долго раздумывать. После окончания университета в 2005 году начал карьеру в Citigroup – компании с эталонно выстроенными бизнес-процессами. Затем перешел в банки, например работал в Евразийском банке развития. А перед тем, как попасть во Freedom Broker, 6 лет проработал финансовым директором в другой крупной брокерской компании.
– Какие сложности вы преодолели на текущей должности?
– Мы сами построили хранилище данных, а теперь администрируем его. В целом, нахождение блока аналитики в отделе финансов – это некое ноу-хау. Было непросто убедить руководство, что именно мы справимся с этой задачей. Спустя шесть месяцев представили мини-хранилище, с которым начали работу. А пару месяцев назад завершили переход на итоговую версию с новыми инструментами очистки, обработки и хранения данных.
– Как вы видите будущее финансовой функции в брокерском бизнесе? Какие тренды будут определять развитие?
– Думаю, мы уже в тренде со своей моделью, при которой финансы – партнер бизнесу. Разумеется, ожидаю активного использования ИИ во всем: начиная от переписки и транскрибирования встреч до обработки данных, чтобы минимизировать неэффективное взаимодействие между подразделениями. И автоматизация. Не знаю, когда она сможет заменить Excel – возможно, никогда – но нужно стремиться к оптимизации рутины.