Операторы кикшеринга предложили ввести единые правила регулирования отрасли

Участники рынка проката электросамокатов Jet, Яндекс Gо, Whoosh и Bolt выступили с предложением о принятии единых правил эксплуатации, а также ряда мер по повышению культуры использования самокатов, пишет digitalbusiness.kz. Вот что предлагают операторы кикшеринга:
Цифровая идентификация пользователей
Интегрировать модули цифровой идентификации пользователей при регистрации через сертифицированные сервисы для предотвращения нарушений правил дорожного движения и правил сервисов.
Определение разрешенных парковочных зон для всех операторов кикшеринга
Все шеринговые компании синхронизируют парковочные зоны и составят единую карту парковочных мест. Добровольно будут введены ограничения на размещение парковок на узких тротуарах (менее 1,5 м), вблизи пешеходных переходов (регулируемых и нерегулируемых), будет снижено общее количество парковочных зон и т.д. Единая карта парковочных зон будет согласована с Управлением городской мобильности. Эта мера позволит упорядочить парковку электросамокатов, снизить хаотичность их размещения, обеспечить безопасность пешеходов и повысить удобство для всех участников дорожного движения. При этом для полноценного выполнения кикшеринговыми электросамокатами роли транспорта парковки должны располагаться каждые 100-200 м в зависимости от спроса и интенсивности использования. То есть для городов вроде Алматы и Астаны для полноценного перехода на такие парковки они нужны в количестве от 3000 до 5000.
Ограничение скорости возле социальных объектов
Вблизи всех школ, детских садов, больниц, поликлиник, ЦОНов, торговых центров и других социальных объектов в радиусе 100 метров будут установлены зоны ограничения скорости — до 15 км/ч. Мера обусловлена необходимостью создания дополнительного защитного периметра вокруг социально значимых объектов, где риск внезапного появления пешеходов наиболее высок. Это позволит существенно снизить вероятность аварийных ситуаций на тротуарах и создать более комфортную среду рядом с социальными объектами.
Ограничение скорости на улицах с большим пешеходным потоком
С учетом отсутствия технической возможности точечно регулировать скорость движения по тротуарам на уровне 6 км/ч из-за близости проезжей части или велодорожек, где разрешено ездить со скоростью до 25 км/ч, а также существенных погрешностей спутниковых систем в условиях городской среды, на первом пилотном этапе операторы кикшеринга совместно с акиматами предлагают ввести ограничение скорости до 20 км/ч на наиболее загруженных участках. Если отзывы на нововведение будут положительными, опыт можно масштабировать на другие улицы города. Мера направлена на снижение числа конфликтных ситуаций между пешеходами и пользователями электросамокатов, а также на повышение общего уровня безопасности в местах массового скопления людей.
Создание единой карты зон запрета и ограничений
Все шеринговые компании синхронизируют зоны запрета и ограничений. Совместно с акиматами они хотят провести инспекцию городских пространств. Во всех зонах отдыха и досуга граждан (парки, скверы, зоны возле фонтанов, памятников, прогулочные зоны и др.) использование электросамокатов будет ограничено или полностью запрещено. Количество таких зон будет существенно увеличено по результатам инспекции.
Установка номерных знаков увеличенного размера
С сентября 2025 года компании начнут установку увеличенных номерных знаков на боковой части. На втором этапе — после утверждения стандартов МВД (размер, шрифт, цвет и др.) — планируется монтаж номерных знаков увеличенного формата на задней части электросамокатов. Это позволит оперативно идентифицировать нарушителей, повысить эффективность фотофиксации и усилить личную ответственность пользователей.
Запуск единого сервиса приема заявлений
В ближайшее время будет запущен Telegram-бот для приема жалоб от граждан и госорганов. Сервис будет автоматически обрабатывать обращения, изображения и применять санкционные меры в рамках оферты (штрафы, блокировки аккаунтов и др.), а также направлять материалы в органы внутренних дел. Такая мера позволит наладить обратную связь, повысить дисциплину среди пользователей и снизить количество нарушений.
Внедрение страхования жизни и здоровья пользователей
Страхование жизни и здоровья будет включено в стоимость аренды электросамоката. В случае наступления страхового случая выплаты будут производиться страховыми компаниями как в пользу пользователей, так и третьих лиц. Это повысит социальную защищенность граждан и снизит риски, связанные с использованием электросамокатов.
Социальная реклама ответственного использования
С сентября 2025 года все компании начнут совместную информационную кампанию без рекламных целей. Информацию разместят на билбордах, в социальных сетях, СМИ, а также с привлечением лидеров общественного мнения. Мера повысит уровень информированности граждан и сформирует культуру безопасного и ответственного использования электросамокатов.
Массовое обучение пользователей
С сентября 2025 года стартует проект по обучению студентов. Например, во всех вузах города Алматы будут проводиться школы вождения с разъяснением правил пользования, ответственности и безопасности. Такая работа позволит сформировать устойчивые навыки ответственного использования у молодежи, которая является основной аудиторией сервиса.
Совместные рейды с Департаментом полиции
Совместно с полицией шеринговые компании и представители акиматов будут проводить регулярные рейды. Во время мероприятий планируют выявлять нарушителей, применять меры ответственности, а также проводить разъяснительную работу.
Развитие инфраструктуры
Основная проблема безопасности — отсутствие развитой сети велодорожек, что приводит к конфликтам между пешеходами, велосипедистами и пользователями электросамокатов. Для того чтобы ситуация менялась, шеринговые компании готовы делиться большими агрегированными и анонимными данными и экспертизой с государством.
По словам представителей кикшеринговых компаний, объединенный пакет мер отражает интересы всех участников городского движения. Электросамокаты уже успели стать частью транспортной системы городов. Только в Алматы ежедневно совершается более 100 тысяч поездок. Предложения операторов показывают, что рынок стремится предложить конкретные шаги для решения острых вопросов. Однако окончательные результаты будут зависеть от того, насколько быстро и эффективно эти меры удастся внедрить на практике.