Эксперты: уже скоро могут появиться кредиты под залог цифровых активов

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 09.09.2025, 11:00
2025-09-09T11:00:10+05:00

За 3 дня до Послания президента Касым-Жомарта Токаева и поставленной им задачи – в течение трех лет построить цифровое государство – будущее банковской сферы обсуждали на панельной сессии Astana Finance Days.

Своим видением ситуации поделились директор по развитию Lmax Group Барбара Поздоровкина, генеральный директор Tabys Ltd Ерлан Солтанов, председатель правления Евразийского банка Ляззат Сатиева, а также основатель и CEO Valor Capital Талгат Аюпов.

«Деньги становятся “умными”»

Уже скоро казахстанские банки скоро начнут работать не только с наличными и безналичными деньгами, но и с цифровыми валютами. Первопроходцем стал Евразийский банк, который в начале сентября объявил о пилотном выпуске первых криптокарт в Казахстане. Эксперты прогнозируют, что совсем скоро появятся кредиты под залог криптовалют и токенов.

Открывая обсуждение, член Совета директоров администрации МФЦА Галим Хусаинов сосредоточил внимание на цифровой трансформации в Казахстане. Сегодня казахстанцы через мобильные приложения банков не только переводят деньги и берут кредиты, но и могут забронировать отдых или купить хлеб. Мало кто носит с собой физическое удостоверение личности – достаточно телефона.

«На все это сейчас накладываются два мега-тренда. Первое – это искусственный интеллект. Он активно ворвался в нашу жизнь и революционно меняет не просто представление о банках, но и саму их внутреннюю сущность. Второе – это появление альтернативной глобальной финансовой экосистемы в виде криптовалют и цифровых активов», – сказал Хусаинов.

Astana Finance Days

Глава Евразийского банка Ляззат Сатиева отметила, что банки пришли в крипту не из-за моды, а из-за экономической целесообразности: там, где есть спрос, всегда появляется предложение.

«Думаю, совсем скоро мы увидим кредиты под залог цифровых активов. И вопрос “можно ли рассчитываться криптой?” перестанет звучать – так же, как сегодня никого не удивляют бесконтактные платежи с телефона», – сказала Сатиева.

Евразийский банк первым начал тестировать криптокарты в 2022 году и на форуме объявил о пилотном выпуске нескольких карт совместно с Mastercard и криптобиржей Intebix при поддержке Нацбанка РК. Карты позволяют оплачивать покупки в USDT и других стейблкоинах. Средства автоматически конвертируются в тенге по рыночному курсу с комиссией 1%, тогда как у других криптокарт в мире обычно 3-6%. Лимит операций – пока до 1000 долларов в сутки, снятие наличных и переводы тоже пока недоступны.

Работает карта в тенге на территории Казахстана, а активы клиентов хранятся на бирже Intebix. По результатам пилотного выпуска 50 карт будет принято решение о дальнейшем масштабировании продукта. Задача – убедиться, что инфраструктура работает безопасно и удобно, а клиенты получают бесшовный опыт оплаты цифровыми активами.

Astana Finance Days

Развивая тему трендов, Ляззат Сатиева отметила, что деньги становятся «умными»: «Мы идем к миру, где деньги будут двигаться не потому, что кто-то нажал кнопку, а потому, что они так запрограммированы. Программируемые платежи в цифровом тенге – очень практичная вещь: аренда списалась только после того, как деньги пришли, а лизинг погасился, как только грузовик с товаром реально доехал до склада. Токенизация активов — еще одна революция. Недвижимость, облигации, даже картины – все это можно дробить на цифровые токены, продавать частями, быстро использовать как залог».

«Цифровой тенге может ударить по процентным доходам банков»

Галим Хусаинов напомнил, что современная кредитно-финансовая система изначально опиралась на безналичные операции: клиенты размещали средства, а банки использовали их для выдачи займов или вложения в ценные бумаги и зарабатывали на этом. Он задался вопросом, не станет ли распространение цифровых валют риском для самих банков.

По мнению CEO Valor Capital Талгата Аюпова, такая вероятность действительно есть.

«Если говорить о банках, под угрозой находятся процентные доходы: часть депозитной базы теоретически может перейти в цифровые деньги. Для других участников рынка преимуществ больше. CBDC снижает кредитный риск практически до нуля, так как деньги (будь то тенге, юани или любая другая валюта) держатся в центральном банке – эмитенте», – отметил Аюпов.

В то же время эксперт подчеркнул, что риски не стоит преувеличивать. В Китае, Нигерии и Швеции подобные проекты реализуются уже более 5 лет, но доля цифровых валют в обороте не превышает 1-2%.

«То есть угрозы, возможно, переоценены. Очевидно, что регулятор будет внимательно следить за стабильностью банковской системы. Применение CBDC, если говорить про Казахстан, я скорее вижу в отдельных секторах – например, в госзакупках или внешнеэкономической деятельности, то есть в сферах с повышенными комплаенс-рисками и необходимостью высокого уровня прозрачности», – считает CEO Valor Capital.

На форуме обсуждали, как в будущем банки будут работать сразу с тремя формами денег: наличными, безналичными и цифровыми, и как может измениться традиционная банковская модель. Участники полагают, что совсем скоро можно ожидать появления кредитов под залог криптовалюты и токенов.

Astana Finance Days

Талгат Аюпов добавил, что многие люди пока не понимают разницу между безналичными деньгами и цифровой валютой.

«Есть наличные деньги, эмитентом которых является Национальный банк. Уровень прозрачности операций по ним достаточно низкий. Есть безналичные деньги, эмитентами которых выступают коммерческие банки, – это счета и депозиты, которыми мы пользуемся ежедневно. Их прозрачность в рамках действующего регулирования достаточно высокая. И третья форма – цифровой тенге или любая другая CBDC. Она эмитируется Центральным банком, имеет самый высокий уровень прозрачности и потенциально самое широкое применение, поскольку снижает транзакционные расходы, а расплачиваться ею можно даже оффлайн», – пояснил он.

По мнению Ляззат Сатиевой, банки становятся не только платформами, но и инфраструктурой жизни. Как электророзетки – встроены повсюду в жизнь клиента.

«Уже сейчас понимание – депозит, кредит, платеж устаревает, и мы это видим. Теперь у клиентов нет времени разбираться, где заканчивается банк и начинается финтех. Людям нужно, чтобы все – от перевода до страховки, от инвестиций до налоговой льготы – решалось в один клик. Получается, банки будут конкурировать не продуктами, а клиентскими сценариями: насколько удобно встроиться в жизнь клиента, чтобы он даже не заметил, что пользуется банком», – отметила Сатиева.

«Казахстан опережает Запад по скорости слияния традиционных и цифровых рынков»

Директор по развитию Lmax Group Барбара Поздоровкина заявила, что Казахстан опережает многие страны в интеграции традиционных и цифровых рынков капитала.

«Слияние классических финансов и цифровых активов в Казахстане, на мой взгляд, идет даже быстрее, чем на Западе. Это перспективный рынок, и мы хотим стать частью этой экосистемы», – сказала она.

Евразийский банк

Барбара Поздоровкина

Lmax Group – один из крупнейших мировых операторов биржевых площадок для торговли валютой и криптовалютой. Компания работает с 2018 года в криптонаправлении, ее клиентами являются крупнейшие фонды и брокеры. Сейчас общий объем торгов валютой и цифровыми активами на платформах Lmax Group, по словам Поздоровкиной, достигает около 40 млрд долларов в день. При этом примерно 40% клиентов одновременно торгуют и FX, и криптовалютами, а пара биткоин - доллар входит в топ-10 по обороту. Однако банки, по ее словам, пока не спешат заходить в этот сектор из-за отсутствия четких правил регулирования.

Ситуация постепенно меняется. В Европе начал действовать закон MiCA, регулирующий криптовалютный рынок, а в США принят Genius Act, который устанавливает прозрачные правила для работы со стейблкоинами.

«За последние 6 месяцев рынок стейблкоинов в Америке вырос почти вдвое, – подчеркнула Поздоровкина. – До конца этого года ожидаются еще несколько изменений, после которых, как мы считаем, банки зайдут в этот сегмент. Когда крупные банки начнут торговать криптовалютой, рынок перейдет из розничного в институциональный, с более высокими стандартами».

Лицензия № 1.2.68/242/40 от 3 февраля 2020 года, выданная Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.