17 000 гектаров пастбищ и ресторан KazMyaso. Как выпускник «Болашака» создал бизнес из-за любви к стейкам

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 04.09.2025, 08:25
2025-09-04T08:25:17+05:00

Несмотря на богатые традиции животноводства, Казахстан долгое время испытывал дефицит качественного мяса. Предприниматель Толеген Бозжанов превратил этот недостаток в бизнес-возможность, создав KazMyaso. Сейчас компания контролирует каждый этап производства — от пастбищ площадью 17 000 гектаров до собственного ресторана. Специально для рубрики «Мой бизнес» узнали, зачем они запустили свое производство корма и открыли ресторан, с какими трудностями сталкивается KazMyaso и какие страны заинтересовались мясными чипсами казахстанского производства.

Толеген Бозжанов

Толеген Бозжанов

От Лондона до Алматинской области: точка старта KazMyaso

Будучи казахстанским студентом в Лондоне, Толеген Бозжанов познакомился с местной гастрономической культурой — особенно ему полюбились стейки. Еще в 90-х годах он вернулся на родину и задался вопросом: почему так сложно найти качественное мясо в Казахстане, где испокон веков разводили скот? На встрече с друзьями эта тема неожиданно стала откровением для многих. Так родилась идея бизнеса, который вскоре вышел далеко за рамки простого животноводства превратился в бренд KazMyaso.

Наталья Скопина

Наталия Скопина

Нынешний управляющий директор Наталия Скопина, знакомая с Толегеном еще со времен работы в «КарТеле», рассказала нам, какой путь прошла компания за эти годы. Сама Наталия окончила Казахский сельскохозяйственный институт (ныне КазНАИУ) по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». В студенческие годы она и представить не могла, что ее карьера в итоге окажется связана с агробизнесом. С ее слов мы узнали: быть скотоводом в такой большой стране, как Казахстан, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Австралиец в самолете объяснил, почему в Казахстане нет стейков

Изначальный бизнес-план был скромным — создать небольшое маточное поголовье в 400 голов. И, как это часто бывает, ответ на внутренний запрос пришел извне. Один из партнеров случайно встретил в самолете австралийского специалиста по разведению скота породы Ангус, который и объяснил, почему попытки выращивать качественную говядину в Казахстане часто не приносили результата. По мнению австралийского консультанта, основная проблема кроется в наследии советской системы.

скот

«В СССР не существовало понятия мясного животноводства. Говядина, которая попадала на прилавки, была выбраковкой молочных коров. Весь крупный рогатый скот (КРС) воспринимался, в первую очередь, как источник молока, а мясо считалось второстепенным продуктом. При такой системе для борща или тушеного мяса, которое готовится часами, не имело значения, какого качества исходный продукт. Но стейки — это совершенно другая история. Их не маринуют, а просто быстро обжаривают. Здесь важно само качество мяса, которое напрямую зависит от породы животного, его рациона и условий содержания», — так обосновал проблему эксперт из Австралии.

Американский потомственный ковбой в деле

В отличие от крупных колхозов, где каждый специалист занимался своей узкой задачей (ветеринар, зоотехник, бухгалтер), западный агробизнес построен на принципах эффективности и умении считать. По словам управляющего директора KazMyaso, зарубежные менеджеры животноводства сами разбираются в таких понятиях, как P&L, кэш флоу и баланс.

«Сразу стало ясно, что для успеха проекта нужен управленец с западным подходом. Так к команде присоединился американский потомственный ковбой Тим. Он и его семья управляют собственным стадом в 4 000 голов Ангус в штатах Монтана и Невада, климат которых очень похож на условия Алматинской области. С 2012 по 2021 год в команде KazMyaso всегда были иностранные специалисты, которые помогали выстраивать бизнес с нуля», — рассказывает героиня.

Кегенский район вместо Альп: история первых инвестиций KazMyaso

Первоначальные инвестиции составили 600 тыс. долларов. Эти деньги вложили друзья-основатели.

«Главной задачей был поиск земли. На это ушел почти год, с 2012 по 2013. Для мясного животноводства критически важны наличие пастбищ и доступность кормовой базы. Вместе с Тимом мы объездили множество участков и в итоге выбрали территорию в Кегенском районе Алматинской области. Наша ферма, расположенная в горах возле поселка Саты, оказалась идеальным местом с естественным разнотравьем, которое, по словам Тима, встречается всего в нескольких местах в мире. Увидев эту землю, он был просто в восторге, сравнив ее с подножием Альп», — добавила Наталия.

В 2014 году KazMyaso закупило первое поголовье: 412 голов, из которых 400 телочек и 12 бычков. Их приобрели у казахстанской компании на севере страны. Все шло по плану, животные адаптировались, но наступила зима, и с ней — первая серьезная проблема.

«На сформированном западном рынке легко найти поставщиков качественных кормов. В Казахстане же столкнулись с противоположной ситуацией: корма были низкого качества, без документов и с непредсказуемым составом. Поставщики не могли гарантировать качество, а лабораторий для анализа было мало. Это привело к первому важному решению: чтобы обеспечить качество, KazMyaso станет самостоятельно заготавливать корма», — вспоминает управляющий директор.

Инвестиции и масштабирование бизнеса

Чтобы начать самостоятельно заготавливать корма, основатели KazMyaso привлекли около 3,5 млн долларов заемных средств. Основные затраты включали покупку земли, техники и семян. Только на импортные немецкие семена ушло 250 тыс. долларов при цене 9 долларов за килограмм.

  • 2013 год: Компания стартовала как микробизнес с 7 сотрудниками, 320 га земли и собственными средствами.
  • 2014 год: Штат вырос до 25 сотрудников, а земельные угодья — до 1 000 га. Появилась первая техника.
  • 2017 год: Компания владела уже 8 000 га, штат увеличился до 60 человек, а поголовье скота — до 900 голов.

Общая площадь земли компании сейчас составляет 17 000 га, из которых примерно половина — пастбища.

«В Казахстане пришлось выстраивать всю цепочку самостоятельно»

В 2018 году компания столкнулась с новой реальностью: в Казахстане не было достойных мясоперерабатывающих предприятий с камерами сухого созревания. Это привело к очередному изменению в бизнес-плане — нужно было строить собственную инфраструктуру.

цех, камера

«На развитых рынках этот бизнес сегментирован: одни занимаются племенным скотом, другие — откормом, третьи — переработкой. В Казахстане, чтобы получить качественный конечный продукт, пришлось выстраивать всю цепочку самостоятельно, что требовало новых финансовых вложений. Для этого в 2019 году KazMyaso привлекло 2 млрд тенге через вход в капитал от фонда Baiterek Venture Fund и еще 500 млн тенге в виде займа. В этом же году компания закупила 1 500 голов племенных телок из Австралии, так как уже была готова инфраструктура для их содержания», — рассказывает Наталия Скопина.

Пандемия, засуха и другие беды

Несмотря на успешное масштабирование, бизнес столкнулся с внешними факторами, которые нельзя было предугадать:

  1. Запрет на экспорт (2019 г.): Правительство Казахстана ввело запрет на экспорт племенных животных, что резко ограничило рынок сбыта и привело к падению цен.
  2. Пандемия COVID-19 (2020 г.): Рестораны и отели закрылись, спрос на премиальное мясо обрушился.
  3. Засуха (2021 г.): Компания смогла заготовить лишь 9% от необходимого объема кормов, что вынудило закупать остальное на рынке по высоким ценам.

Все эти факторы не могли не повлиять на себестоимость продукции, что сказалось на казахстанском рынке мяса не самым лучшим образом. По данным за апрель 2025 года, мясо и мясные продукты в Казахстане выросли в цене на 1,4% за месяц и на 9,1% по сравнению с апрелем прошлого года.

Наталья Скопина

«Все началось с запрета на экспорт племенных животных. Многие фермеры занимались разведением скота для дальнейшего экспорта в ближнее зарубежье — Кыргызстан и Узбекистан, так как внутренний рынок перенасыщен. После запрета каналы сбыта перекрылись, и они уже не видели выгоды в дальнейшем содержании скота. Начали продавать — в виде мяса или живьем. Тогда мы увидели временный спад цен, а сейчас сталкиваемся с последствиями — на рынке острая нехватка мяса. Также на ценообразование сильно повлияло удорожание корма. Цены на сено выросли в 5 раз за два года: с 25 тенге за кг в 2019 году до 135 тенге в 2022 году. А себестоимость мяса в животноводстве имеет очень длинный цикл. Затраты на содержание матери в течение 9 месяцев беременности отражаются на себестоимости теленка.После рождения он еще 6-8 месяцев питается материнским молоком, и все эти расходы также суммируются. Затем еще год-полтора доращивания и финальный откорм — полный цикл производства занимает несколько лет. Учитывая все это, очевидно, что цены будут повышаться. Это стало огромным ударом и для нас: компании даже пришлось просить о реструктуризации долгов. Несмотря на это, KazMyaso не стало пускать под нож племенное поголовье, решив сохранить его», — объяснила Наталия.

«Из 800 голов местных телок 25% пало в первый же месяц»

«Как и в любом бизнесе, ошибки были. Один из главных просчетов — неверная оценка собственных ресурсов при резком росте. Кроме того, животноводство — это бизнес с высокими рисками. Например, KazMyaso закупило 800 голов местных телок из Актюбинской области, но 25% из них пало в первый же месяц из-за того, что они не смогли адаптироваться к горному климату Алматинской области. К счастью, KazMyaso никогда не приходилось списывать большие партии мяса. Компания работает под заказ, понимая спрос. Когда стейки продавались медленнее, их использовали для дегустаций и маркетинговых мероприятий, а также продавали со скидкой в замороженном виде», — рассказала управляющий директор.

Толеген Бозжанов

Ресторан как маркетинговый ход

Ресторан, который открыла компания KazMyaso, изначально не задумывался как высокомаржинальный бизнес. Его основная функция — просвещение и маркетинг. В нем гостям объясняют разницу между стейками, показывают, как можно использовать разные части туши («от носа до хвоста»). Этот образовательный подход уже приносит плоды: в 2023 году спрос на качественные стейки начал расти так стремительно, что компания не могла его полностью удовлетворить.

Светлана

О ресторане подробнее рассказала бренд-шеф Светлана Ханинаева. В профессию она пришла в 28 лет — после десяти лет работы в маркетинге. В семье кулинарных традиций не было — дома практически не готовили. Уже во взрослом возрасте Светлана начала осваивать кулинарию сама — по книгам и роликам на YouTube. Сегодня она называет этот путь «гиперкомпенсацией»: отсутствие примера в детстве стало толчком к собственному глубокому погружению в профессию.

«Пришла на кухню, потому что мне сначала понравилось готовить дома, а потом показалось, что это хобби, которое стоит сделать работой», — поясняет она.

Не имея кулинарного образования, она начала работать помощником повара в московском ресторане Saxe+Parole и уже через пять месяцев стала су-шефом. Затем был переезд в Израиль и работа в премиальном ресторане MeatMarket, где страсть к мясу обрела конкретную форму. Переломным моментом стало знакомство с владельцем мясной лавки M25 и встреча с легендарным мясником Дарио Чеккини. Он и его философия «от носа до хвоста» стали для Светланы главным вдохновением.

От «носа до хвоста»: как ресторан экспериментирует с меню и бизнес-моделью

Ресторан KazMyaso тоже предлагает своим гостям познакомиться с концепцией «от носа до хвоста». Это означает, что в готовке используются все части животного, а не только премиальные.

Самое дорогое блюдо в меню — рибай за 12 000 тенге. Спрашиваем: почему так дорого? Его высокую цену оправдывают тем, что ресторан контролирует весь цикл производства мяса: от кормов на собственной ферме до разделки. Но не только премиум-стейки удивляют гостей.

стейк

Светлана ввела в меню стейк из брокколи, который изначально предназначался для веганов, но стал хитом и среди мясоедов. Также в меню есть альтернативные стейки, например, спайдер-стейк, о котором до открытия ресторана в Казахстане почти никто не знал.

брокколи

Рестораны, по словам Светланы, это «низкомаржинальный, высокорисковый бизнес». Успешной считается прибыль в 15%, но на практике она часто составляет 10–12%.

  • Расходы: Основные затраты — это фонд оплаты труда. Чтобы избежать текучки, KazMyaso платит поварам по верхней границе рынка. Средняя зарплата квалифицированного повара составляет 18 000 — 25 000 тенге за смену.
  • Сезонность: Прибыль сильно зависит от сезона. Январь и февраль — самые тяжелые месяцы, а март и май — самые прибыльные.
  • Запуск: Ресторан был построен за рекордные 3,5–4 месяца, а инвестиции составили 2500 долларов на квадратный метр. Успех в первый же день показал, что риски были оправданы.

казМясо

Эволюция в группу компаний

В любом бизнесе есть риски и слабые места. Учитывая это, основатели KazMyaso начали диверсифицировать направления, и сегодня бренд носит название «Группа компаний KazMyaso».

  • ТОО «KazMyaso» сфокусируется на племенном животноводстве.
  • ТОО «Жана Актасты» отвечает за кормопроизводство.
  • ТОО «Best Meat» отвечает за мясо переработку и реализацию.
  • Ресторан в будущем станет отдельным юридическим лицом, что позволит привлечь профильных инвесторов именно в эту сферу.

Владельцы считают, что эта стратегия поможет каждому подразделению стать автономным и более эффективным. Руководство холдинга сосредоточится на стратегическом управлении, а не на операционных вопросах.

О планах

Помимо прочего, KazMyaso рассчитывает помочь в формировании цивилизованного рынка в Казахстане. В планах — создание современных скотных рынков с прозрачными ценами и ветеринарным контролем.

Компания планирует открыть ПЦР-лабораторию, которая сможет выдавать результаты анализов за 24 часа, что позволит проводить оперативную проверку здоровья животных. Это позволит бороться с недобросовестными перекупщиками и обеспечить фермерам доступ к честным ценам.

Также, наблюдая за растущим спросом на готовые и полуготовые блюда, KazMyaso расширяет линейку полуфабрикатов. В нее входят пельмени, манты, голубцы, фрикадельки и другие продукты, что позволяет удовлетворить потребности клиентов с быстрым темпом жизни.

мясо

А еще начали развивать направление глубокой переработки. Производят тушенку и джерки (вяленые мясные чипсы). Эти продукты уже заинтересовали покупателей из стран Южной и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Вьетнам), где говядина очень дорогая. Также компания ведет переговоры о сотрудничестве с партнерами из ОАЭ и Саудовской Аравии.

В тему

Одолжила у мамы 22 тысячи тенге и построила бизнес на юфке. История казахстанки