Крупнейший инвестор поставил на другой банк в Казахстане. Экономист объяснил, что это значит для казахстанцев

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 03.09.2025, 08:10
2025-09-03T08:10:59+05:00
Kaspi.kz vs Freedom. Поговорили с экспертом о гонке

Во втором квартале 2025 года крупнейший в мире управляющий активами BlackRock пересмотрел свой портфель в казахстанском финтехе. По данным раскрытия регуляторной отчетности, инвестор нарастил долю во Freedom Holding Corp. до 520 565 акций - это эквивалент $88,9 млн. Таким образом, BlackRock стал крупнейшим институциональным акционером компании с долей 0,85%.

На фоне этого усиления инвестор сократил вложения в другую флагманскую финтех-компанию из Казахстана - Kaspi.kz. Доля BlackRock в капитале Kaspi снизилась с 1,19% до 0,76%, объем проданных бумаг составил порядка $80 млн. Суммарная стоимость оставшихся акций составила $141,6 млн.

Перераспределение портфеля совпадает с противоположной динамикой котировок: за последние 12 месяцев акции Freedom Holding подорожали почти на 92%, в то время как бумаги Kaspi.kz упали более чем на 25%. Чтобы разобраться в ситуации, Digital Business обратился за комментариями к CEO Harry Qelm Baabsman, основателю Finmentor Арману Батаеву.

Почему BlackRock поменял выбор

Экономист Арман Батаев считает, что ответ в стратегии роста, изменении восприятия и общем тренде в мировом финтехе.

«Решение BlackRock можно объяснить рядом факторов. Во-первых, ориентация на рост: Freedom активно расширяется в США и Европе, предлагая доступ к Nasdaq, NYSE и европейским рынкам. Рост интереса розничных инвесторов и экспансия сервисов делают компанию похожей на нового фаворита. Во-вторых, давление на Kaspi.kz: высокая конкуренция на локальном финтех-рынке и восприятие компании как более зрелого бизнеса с ограниченным потенциалом экспансии снижают интерес крупных фондов. К этому добавляется ослабление курса тенге и локальные регуляторные риски. В-третьих, глобальный контекст: среди инвесторов растет спрос на финтех-истории с международной экспансией, и Freedom в этом плане становится более понятной историей», - говорит Батаев.

Наш собеседник подчеркивает, что важным элементом является и международное присутствие компаний.

«Freedom Holding Corp. сейчас работает в 20 странах, включая ключевые регионы - США и Европу. Помимо этого, компания активно укрепляет позиции в Центральной Азии: в 2024 году Freedom получил банковскую лицензию в Таджикистане и запустил там цифровой банк, расширив региональный охват. Kaspi, напротив, столкнулся с трудностями в международной экспансии: его попытка приобрести национальную платежную систему Humo в Узбекистане не увенчалась успехом. Вместе с тем компания реализовала масштабные сделки в Турции, где приобрела крупнейший маркетплейс Hepsiburada и банк Rabobank A.Ş., что позволило расширить экосистему за пределами Казахстана и выйти на новый рынок», - говорит Арман Батаев.

Что почувствуют казахстанцы?

Наш собеседник объясняет, что для простых казахстанцев такие изменения напрямую не означают рост или падение ставок по кредитам и депозитам. Крупные фонды ориентируются на котировки акций и глобальные перспективы компаний, а не на ценовую политику на внутреннем рынке.

«Но косвенные эффекты все же возможны. Если у компании растет рыночная стоимость и доверие со стороны инвесторов, она получает больше возможностей привлекать дешевый капитал на международных рынках, что ускоряет развитие технологий, мобильных сервисов и запуск новых продуктов. Если интерес инвесторов снижается, компания становится осторожнее, концентрируется на прибыльности и стабильности, что не ухудшает сервисы для клиентов, но может замедлить внедрение новых решений», - объясняет экономист.

Kaspi теряет доверие инвесторов?

По словам Батаева, в известной мере - да. Но точно не внутри страны:

«Институциональные фонды сокращают вложения, и это отражает падение интереса к акциям компании на глобальном рынке, что уже отразилось в отрицательном тренде на цену акций. Однако для населения это почти не имеет значения. Kaspi остается крупнейшим игроком с развитой экосистемой платежей, маркетплейса, кредитов и депозитов. Снижение доли BlackRock связано скорее с портфельными корректировками на глобальном уровне, чем с кризисом доверия внутри страны», - пояснил Арман Батаев.

Новым «народным» банком Freedom пока не будет

Батаев подчеркивает, что компания активно развивается, предлагает хорошие кэшбеки, брокерские сервисы, инвестиционные продукты, цифровую ипотеку, укрепляет международное присутствие и уже воспринимается как альтернатива Kaspi. Однако, народная любовь - это другое:

«У Freedom есть важное преимущество: он силен не только в инвестициях, но и в страховом сегменте, где Kaspi пока отсутствует. Наличие страховых услуг расширяет охват клиентов и укрепляет позиции Freedom как универсального финансового игрока. Видно, что стратегия Freedom заключается в том, чтобы не конкурировать с Kaspi в его сильных направлениях, а развивать именно те продукты, где Kaspi отсутствует. Но для того чтобы закрепиться в роли «народного банка», необходимо массовое присутствие в сегменте кредитов и депозитов, а также формирование привычки населения использовать именно его для ежедневных транзакций. Пока в этой сфере Kaspi безоговорочно лидирует», - подчеркивает собеседник Digital Business.

А что будет дальше

Батаев уверен, что между банками неминуемо будет нарастать конкуренция. Экономист уверен, что это будет главным трендом ближайших лет в Казахстане.

«Их основные зоны противостояния -мобильные финтех-сервисы, инвестиции для населения, страхование и банковские продукты. В кредитах и депозитах Kaspi сохраняет доминирующие позиции, но Freedom может догнать его при условии привлечения капитала и создания привлекательных продуктов. Таким образом, основное противостояние развернется в сфере инвестиций и сбережений для населения, а также в расширении страховых решений, где у Freedom пока уникальное преимущество. Kaspi будет защищать рынок кредитов и маркетплейса, а Freedom будет активно развивать инвестиционные, страховые и брокерские услуги», - уверен основатель Finmentor.

Проще говоря

Решение BlackRock - это то, что подстегнет два банка бежать быстрее, а выиграет от этого население Казахстана.

«Для простых казахстанцев это означает, что в ближайшие годы сервисы будут совершенствоваться, выбор расширится, а конкуренция подтолкнет компании к созданию более удобных и доступных продуктов. Kaspi сохранит статус устойчивого локального гиганта, Freedom будет наращивать обороты и стремиться закрепиться как международный игрок. В результате население выиграет от роста качества и разнообразия финансовых услуг», - заключил собеседник Digital Business.

Может быть интересно:

АРРФР назвали страшную цифру должников по кредитам с просрочкой в Казахстане