Казахстанка не смогла оплатить покупки в магазине картой мужа из-за новых правил

Теперь в Казахстане карты становятся строго персональными. Даже супруги рискуют получить отказ в оплате, если карта не оформлена на них.
Digital Business узнал об инциденте от юриста Чингиса Оралбаева. Его клиентка столкнулась с блокировкой платежа за границей (в Испании), когда попыталась оплатить покупки в магазине картой мужа. Карта была привязана к смартфону супруга. Местная биометрическая система идентифицировала несоответствие между держателем карты и пользователем.
С чего все началось
АРРФР решило дать жесткий отпор дропперам. Глава агентства Мадина Абылкасымова объяснила, что такие лица «используют карты для обналичивания денег, связанными с наркотрафиком и мошенничеством». Чтобы защитить счета казахстанцев были усилены требования к использованию карт и верификации пользователя (картой может пользоваться только держатель). В АРРФР уточнили, что на сегодня на отработке (в сером списке - прим.ред) по мошенничеству уже находятся тысячи человек. Людям блокируют счета до окончания проверки. Если факт мошенничества подтверждается - имена вносят в черный список.
Было внедрено еще одно ограничение:
«Не более 10 карт в одном банке на одно лицо. Были случаи, когда на одного человека оформлялось более 200 карт. Это были дропперы», — объяснила Абылкасымова.
Вернемся к ситуации с казахстанкой
По словам юриста Чингиса Оралбаева, «по закону все чисто, но процедуру применили поспешно и весьма топорно». Он считает, что перед ужесточением правил следовало подготовить альтернативы - например, создать семейные счета с подвязкой нескольких карт. Такое нововведение позволило бы членам семьи пользоваться общим счетом без нарушения требований закона и потери прозрачности операций.
«Эти ограничения действительно имеют под собой серьезные основания. В Казахстане фиксировались случаи, когда на одного человека оформлялись десятки и даже сотни карт, которые использовались для обналичивания преступных доходов. Поэтому ограничение в 10 карт и строгая верификация пользователя выглядят обоснованными и направленными на защиту финансовой системы. Банковская карта по закону (Гражданский кодекс и правила о платежных услугах) является именной, и распоряжаться ею может только владелец или его представитель по доверенности», - предупреждает Оралбаев.
Факт передачи карты - уже нарушение
Оралбаев объясняет, что любом ТРЦ казахстанке могли отказать от проведения оплаты картой мужа даже биометрии (тем более, что установить факт его согласия на передачу карты не представляется возможным). Кроме того, продавцы имели полное право сообщить об этом в органы.
«С другой стороны, в быту ситуация выглядит несколько иначе. Многие семьи на практике используют одну карту на двоих - супруг платит картой жены, жена - картой мужа. Я и сам иногда сталкиваюсь с тем, что супруге удобнее воспользоваться моей картой. Если карта привязана к телефону и используется через FaceID или другой биометрический способ подтверждения, фактически оплату все равно совершает не владелец карты, и формально это подпадает под новое ограничение. Но остановить такую практику практически невозможно - для многих это абсолютно нормальная ситуация», - говорит собеседник Digital Business.
Немного поторопились - теперь нужно доработать
Чингис Оралбаев считает, что ограничения приняли в спешке, но на то были очевидные причины. Теперь систему нужно оптимизировать, чтобы не создавать неудобства для клиентов БВУ:
«На мой взгляд, банкам стоит предложить механизмы, которые будут учитывать семейный характер использования счета и юридическую чистоту. Например, один общий счет с несколькими привязанными картами для членов семьи. Тогда все все операции останутся прозрачными и при этом не будут нарушать требования закона. Это бы сняло бытовое напряжение и позволило людям жить привычной жизнью без риска попасть в «серый список».
В целом, я оцениваю эти меры как оправданные и законные, но требующие доработки именно в части повседневных сценариев. Финансовая безопасность государства и борьба с обналичиванием важны, но при этом нужно создавать удобные и законные инструменты для обычных граждан», - заключил Чингис Оралбаев.
Может быть интересно:
Аналитики прогнозируют рост доллара к тенге до конца года, но не до 1000