Как AI-агенты изменят финансовый рынок и насколько Казахстан близок к cashless-экономике? Интервью с региональным менеджером Visa в Центральной Азии

Какое будущее у безналичной экономики? Как Visa борется с мошенничеством? Можно ли переложить на ИИ-ассистентов онлайн-шоппинг, рутинные платежи и планирование отпуска? (спойлер: над этим уже работают)
Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Digital Business рассказал вице-президент и региональный менеджер Visa в Центральной Азии Санжар Сулейманов.
«100% переход на безналичный расчет вряд ли случится»
По данным Нацбанка за прошлый год, 86% от общего объема транзакций – это безналичные платежи. А потому есть пространство для экспериментов и новых технологий.
— Все стремится к тому, что человек будет сам выбирать метод оплаты, который ему наиболее удобен. Наша задача – дать максимальное количество безопасных решений на рынке. Часто бывает, что набираешь в корзину товаров, но под рукой нет карты. Отвлекаешься, и покупки не случилось. Над чем мы работаем? Например, вы единожды привязываете карту к номеру телефона, и при введении номера будет автоматически подтягиваться весь список доступных карт. Чтобы облегчить идентификацию – подключается биометрия. Так покупка будет занимать несколько секунд, – отметил Санжар Сулейманов.
При этом региональный менеджер Visa в Центральной Азии уверен – стопроцентный переход на безналичный расчет, какими бы удобными ни были технологии, вряд ли случится:
— Для некоторых людей наличные поддерживают психологическое чувство безопасности. Как инвесторы ценят золото, потому что его можно потрогать.
Отдых в два клика: как срастить AI и e-com
По мнению спикера, бесшовное внедрение искусственного интеллекта в электронную коммерцию – это новый тренд и следующий этап в развитии платежных систем. Но есть ряд барьеров.
Во-первых, важно расширение инфраструктуры и обучение пользователей. К примеру, некоторые люди до сих пор здороваются и прощаются с ИИ-ассистентами, а это дополнительная и нерациональная трата ресурсов для системы.
Во-вторых, переход к новой технологии тормозит несовершенство самих нейросетей. Порой ИИ ошибается, пересказывая академические факты. А что будет, если доверить ему управление банковским счетом? Но Санжар Сулейманов уверен: исправление недочетов – вопрос времени.
— Партнерства с ИТ-компаниями помогут наладить более бесшовный процесс. К примеру, я пишу: «Хочу поехать с супругой и детьми на отдых». Обозначаю лимит, указываю предпочтения в еде и развлечениях. И искусственный интеллект дает мне два-три варианта. Я кликаю, выбираю, с какой карты списать деньги, проходит аутентификация – готово. Поиск отелей по конкретному запросу, билетов и трансфера с помощью ИИ-агента займет несколько минут вместо четырех-пяти часов, которые потратил бы на этот процесс человек. И, самое главное, это будет автоматически интегрировано с другими системами: вашим календарем, ассистентами и т. д. Это поможет сократить рутину, освободит время на работу, семью, – поделился Санжар.
В вопросах сроков доступности технологии, по словам Санжара Сулейманова, многое зависит от продавцов услуг – они должны интегрировать свои сервисы с AI-платформами. Чем больше предпринимателей воспользуются решением, тем шире будет выбор у потенциального покупателя. Задача компании Visa сейчас – максимально упростить вход в систему:
— Предположим, через продукты OpenAI вы делаете личные покупки, и лимит на карте будет один. А в Perplexity у вас бизнес-запросы, и лимит установлен другой. Кроме того, можно будет настроить степень персонализации: к примеру, как представитель бизнеса, вы не хотите делиться данными, а как физлицо хотите, чтобы система знала о ваших предпочтениях больше. И самое главное – вы можете задать персонализацию на одну сессию, на месяц или безлимитно.
Бизнесу тоже предлагают упростить жизнь: ИИ-агент сможет взять на себя рутину вроде фиксированных регулярных платежей, освободив время для более важных задач.
«Мы уже 30 лет используем ИИ для предотвращения мошенничества»
Одна из важных целей Visa – улучшение клиентского опыта. Для этого в компании не только ищут новые технологические решения, но и совершенствуют уже имеющиеся. Одно из них – международные переводы по номеру телефона.
— Сейчас, чтобы сделать международный перевод, многие идут к менеджеру с целой простыней из цифр и букв. А теперь представьте, что эти данные привязаны к вашему телефону. Вводите номер человека, которому делаете перевод, – все реквизиты уже встроены, вам остается только вписать сумму, – объяснил Санжар Сулейманов.
Но любое новшество в финансовой сфере – это еще и поле деятельности для мошенников. Что можно им противопоставить? Все тот же ИИ.
— Для предотвращения мошенничества мы активно используем ИИ. В этом нам помогают партнеры и слияния с лидерами данного направления. Например, ИИ-платформа Featurespace может подсказать, что карта или счет, на который вы переводите деньги, мошеннические. Особенно актуально для дропперов: когда человек подходит к вам на улице, протягивает 10 тысяч тенге и просит закинуть на карту. К сожалению, многие соглашаются и, сами того не зная, вовлекаются в незаконные схемы. Для нас важно предотвращать такие случаи, – говорит Санжар.
Что советует Санжар Сулейманов стартаперам? Как сегодня выглядит Казахстан на мировой карте с точки зрения развития платежных технологий и e-com и зачем масштабировать классные локальные идеи на другие страны? Какие программы по поддержке женского предпринимательства в Казахстане реализует Visa?
Ответы на эти и другие вопросы – в ">полной версии интервью на нашем YouTube-канале! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые видео.