Майор полиции ушел со службы, чтобы делать натуральные йогурты и масло

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 20.08.2025, 10:53
Майор полиции ушел со службы, чтобы делать натуральные йогурты и масло

Куанышу Найману 39 лет. 6 лет назад заместитель начальника управления криминальной полиции Астаны решил круто изменить свою жизнь и ушел в агробизнес. Поговорили о проблемах производителей, тренде на экологичность и желании расти дальше.

«Понял, что пришло время взять ответственность за свою жизнь»

Куаныш родился в городе Аркалык Костанайской области. С детства хотел служить в полиции.

— Поступил в Костанайский юридический институт МВД РК на специальность «Юриспруденция». После устроился в МВД, дослужился до майора. Решение уйти из правоохранительной службы далось непросто. Я всегда ценил людей, которые там работают. Но со временем начал ощущать внутреннюю потребность двигаться дальше. Хотелось чего-то нового, проверить себя в другой сфере. Понял, что пришло время взять ответственность за свою жизнь полностью на себя, не полагаться на систему, а создавать что-то свое. Поэтому уволился по собственному желанию, — объясняет Куаныш.

Как помогла пандемия

Шесть лет назад у Куаныша и супруги Айгерим появилась идея заняться производством натуральных молочных продуктов. Название цеха «Моя ферма» пришло сразу, его придумала Айгерим.

Опыта — никакого. Делали все методом проб и ошибок. Площадку под молокоперерабатывающий цех нашли в 10 километрах от столицы в ПК (потребительский кооператив) «Нурлы» Целиноградского района. Оборудование закупали в России и Китае. В Казахстане нужное не нашли.

По словам Наймана, для реализации проекта ему потребовалось 130 миллионов тенге. Основные расходы: земля, оборудование, заработная плата сотрудникам. Сейчас на предприятии 22 человека.

— На первом этапе были личные вложения. Потом начали обращаться в банки второго уровня за займами. Помог фонд развития предпринимательства «ДАМУ». Так мы построили здание, приобрели оборудование и запустили завод на 3 тонны перерабатывающей продукции в день, — говорит бизнесмен.

Куаныш подчеркивает, что во многом раскрутиться помогла пандемия. Тогда магазины начали активно скупать их молочку.

— Понятно, что когда мы только начали заходить на рынок Астаны, нас никто не знал. В 2019 году я лично ходил по магазинам и предлагал свою продукцию. Не хотели брать: что, мол, за компания? Не знали про нас. Раздавал всем визитки, что вот мы такие есть, хотим зайти в ваш магазин. А склад все пополнялся.

А тут поставили блокпосты в столице. Наше производство находится в той части, где их не было. И продукцию начали брать те магазины, которые раньше ее не брали. Пошли звонки. Сразу ажиотаж. Икс-3 мы сделали, наверное. Я сотрудников набрал, бухгалтерию. Так все и закрутилось. Смогли выйти на новый уровень. Какие-то компании закрылись во время пандемии коронавируса, а мы, наоборот, начали развиваться, — вспоминает Куаныш.

Процесс производства

Сейчас бренд «Моя Ферма» производит 17 наименовании продуктов: айран, йогурт, молоко, сметану (60%, 20%, 15%), творог, курт, масло и т.д. Из новинок — турецкий айран и пайдалы кефир. Продукцию можно найти на прилавках столичных магазинов — в Interfood, Small, Magnum, Mymart, в мини-маркетах.

— Производственный день начинается с пяти часов утра. Идет отгрузка основной продукции для города. После этого приезжают молоковозы. Молоко принимают мастера и технолог. Уже на первых этапах производится пастеризация и сепарация. Перед тем, как переработать молоко, мы отправляем сырье в лабораторию на проверку. Далее технолог получает техническое задание — какой продукт и сколько нужно сегодня произвести. Этот процесс продолжается с пяти до семи утра. Затем варка, фасовка. До обеда активно работают все. Потом уборка, дезинфекция. И так с понедельника по субботу. Воскресенье — выходной, — рассказывает Куаныш.

«Стране необходимы отечественные производители»

По словам предпринимателя, не все и не не всегда было гладко. Регулярно возникают сложности с нехваткой сырья, ростом цен на молоко, падением объемов производства.

— Мы частенько сталкиваемся с трудностями: например, с нехваткой молока, связанной с сезонностью. Ищем новые фермерские хозяйства, чтобы держать объемы. Из-за постоянного роста цен на сырье и инфляции производителям приходится поднимать цены на продукты, чтобы перекрывать свои расходы и оставаться в конкурентной среде. К примеру, если фермер поднимает цену на молоко, мы, соответственно, поднимаем тоже ценник на свою продукцию. Обычно на 10-15%,— объясняет Куаныш.

Беспокоят и новые налоговые реалии — с января страна будет жить по новому Налоговому кодексу.

— Считаю, что КПН для производителя продукции сельскохозяйственного назначения местного производства можно было снизить еще больше. Чтобы была возможность оптимизировать и автоматизировать производственные процессы на заводе. Чтобы мы могли вкладывать в бизнес, развиваться, расширяться. Казахстану необходимы отечественные производители, чтобы быть конкурентными с другими странами. За счет импортозамещения и расширения собственных производств поднимется и экономика, — убежден директор.

Почему молодежь не хочет на производство. И как работать с женой

Куаныш Найман отмечает, что заводов по переработке молока в Казахстане не много, поэтому профессионалов в этой сфере тяжело найти. А учиться надо.

— Мы обучаемся на постоянной основе, приглашаем на производство специалистов из других компаний из стран СНГ. Делаем акцент на повышении квалификации. Потребители сейчас очень требовательные к качеству, к новинкам, нельзя отставать.

В подкасте фонда ДАМУ Найман тоже &ab_channel=FundDamu" target="_blank" rel="noopener">говорил о кадровой проблеме.

— Мы работаем с аграрным университетом. Их практиканты проходят у нас практику. Могу сказать, что остро нуждаемся в специалистах. Технологов сейчас мало. Есть бонусы, хорошая заработная плата, но молодежь такая, что на производство не смотрят. Мышление у них иначе устроено. Стараемся сами обучать.

Грозит ли это кадровым голодом? В будущем точно скажется. Надо подключаться государству. Чтобы были льготы для молодежи — чтобы они, когда пришли, себя уверенней чувствовали.

Затронули в подкасте и тему семейного бизнеса. Тяжело ли делить работу и жизнь вне ее?

— Семейный бизнес — сложно. Когда с партнером работаешь, легче. А тут другие отношения. Когда в твоем подразделении много сотрудников, которые являются родственниками (а у меня и брат, и сестра здесь), нужен индивидуальный подход. Но один бизнесмен мне как-то сказал: если год вместе проработали, это уже много. А мы шестой год вместе. Все знают, чего я хочу, уже с полуслова. Но сразу расставили рамки — в рабочее время мы по работе разговариваем, а потом дома вообще не касаемся бизнеса.

О планах

Предприниматель отмечает, что рынок молочной продукции сильно изменился за последнее время. У молодежи свои пожелания и предпочтения, в тренде здоровое питание и слоу-фуды.

— Например, мы производим топленое масло ГХИ — натуральный продукт, богатый витаминами, который полностью заменяет растительное масло для жарки. Сегодня вкусы потребителей меняются: традиционные йогурты теряют актуальность. Большую популярность приобретают греческие и другие современные форматы. Мы стараемся идти в ногу со временем, следим за трендами и планируем выпуск безлактозного продукта, чтобы предложить покупателям еще больше полезной и актуальной продукции.

Для успешного предпринимателя важны целеустремленность и упорство, считает наш герой. И амбиции — чтобы расти.

— Уже согласован проект с акиматом Акмолинской области: он предполагает строительство дополнительных мощностей с переработкой до 30 тонн молока в сутки, расширение ассортимента до 80 видов продукции и увеличение штата до 100 сотрудников. Моя личная мотивация — поставить большую цель и ее достичь.

В тему