Эксперт детально разобрал 3 главных риска нового Налогового кодекса для казахстанцев

С 2026 года в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс, который уже сейчас вызывает множество вопросов и опасений как у предпринимателей, так и у экспертов. Несмотря на заверения о возможной донастройке отдельных норм подзаконными актами, времени на это остается все меньше.
Эксперт по налогообложению, основатель группы компаний «Учёт» Максим Барышев, участвующий в формировании отдельных предложений, корректирующих новый НК, сделал для Digital Business подробный разбор самых спорных и потенциально опасных новшеств. Он предупреждает: если ключевые положения не будут смягчены или доработаны, малый бизнес может столкнуться с резким ростом налоговой нагрузки, закрытием предприятий и риском системного сжатия экономики.
Важно
Все приведенные ниже инициативы и анализы Максима Барышева — не попытка напугать население, а основа для конструктивного диалога. Рабочая группа намерена отстаивать каждый из озвученных пунктов, предлагая разумные компромиссы.
Первый тревожный сигнал — резкое повышение НДС
Одно из самых болезненных изменений в новом Налоговом кодексе — увеличение ставки НДС сразу на 33%: с 12% до 16%. При этом порог обязательной регистрации по НДС снижается вдвое — с 20 000 до 10 000 МРП. Максим Барышев уверен, что подобный скачок, без адаптационного периода, способен серьезно ударить не только по бизнесу, но и по конечному потребителю.
— Резкий рост налоговой нагрузки на потребителя и бизнес — на 33% сразу, без адаптационного периода может привести к банкротству компаний, особенно велик риск у тех, кто взял кредиты. Маржинальность бизнеса снизится в среднем на 40%. Для людей это будет особенно чувствительно, так как произойдет увеличение конечных цен абсолютно на все товары и снизится покупательская способность населения.
Повышение количества плательщиков НДС из-за снижения порога регистрации по НДС приведет к дополнительной нагрузке на Минфин в части администрирования НДС: по оценке, количество плательщиков может удвоиться (~+150 000). Я считаю, что у Минфина и КГД нет достаточного количества специалистов и ресурсов для администрирования столь резкого роста, — выражает опасения Барышев.
Даже из этой критической ситуации, по словам эксперта, есть выход:
— Наше предложение – повысить НДС до 14% в 2026 году, 15% в 2027 год, 16% в 2028 году. Порог снизить не до 10 000, а до 15 000 МРП (пп. 2) п. 4 ст. 99 НК РК). Если необходимо, с последующим понижением до 10 000 МРП через 3 года, — констатирует собеседник Digital Business.
Одно из самых опасных нововведений в новом НК
Речь идет о запрете для предпринимателей на упрощенной системе продавать товары и услуги юридическим лицам (b2b), пп. 16 ст. 286). По словам Максима Барышева, это решение может поставить крест на деятельности сотен тысяч предпринимателей, особенно в регионах. Масштаб проблемы налоговый эксперт объяснил на примере колбасного цеха, который торгует через магазины и супермаркеты.
— Цепочка поставок соблюдается. Однако с 2026 года такие производители будут вынуждены переходить на общеустановленный режим, чтобы не потерять свой бизнес. Так как порог по НДС снижен до 10 000 МРП, то колбасный цех, ко всему прочему, будет вынужден стать плательщиком НДС. Но у колбасного цеха практически отсутствует зачетный НДС. Проще говоря: НДС фактически становится налогом с оборота в размере 16%, и это помимо КПН 20%. Это очень большие налоги. Цех небольшой, порядка 5 млн оборота в месяц. Работать с НДС такому предпринимателю будет невозможно, внедрение новой упрощенки без возможности b2b убьет малый бизнес, — аргументирует наш собеседник.
Для подтверждения своих слов Барышев приводит цифры: 400 000 предпринимателей на Упрощенном режиме налогообложения продали товаров (работ и услуг) 155 000 компаниям, работающим в общеустановленном режиме. Сумма сделок составила 10 трлн тенге (62% от всех сделок предпринимателей, работающих на Упрощенной декларации).
— В новом Налоговом кодексе с 2026 года, если компания работает на Упрощенной декларации и продает свой товар любым покупателям, в том числе компаниям, то уплачивает 2-6% от оборота. Но компании, работающие на Общеустановленном режиме, не смогут взять себе в зачет по КПН эти покупки и оплатят полную сумму КПН с этих покупок. Получится двойное налогообложение внутри Казахстана, — объясняет Барышев.
Эксперт констатирует: под угрозой закрытия окажутся до 400 000 предпринимателей, работающих на СНР «Упрощенка», так как покупать у них товары предприятиям будет не выгодно. Большинство предпринимателей, работающих на «Упрощенке» не имеют бухгалтерского сопровождения, необходимого при переходе на общеустановленный режим, поэтому они просто закроются.
Рабочая группа предлагает
— Разрешить упрощенке работать с b2b, ставку налога 6% (плюс-минус 2% на усмотрение Маслихата), а компаниям в Общеустановленном режиме разрешить брать на вычеты покупки у «Упрощенки», — подвел черту Барышев.
Предоплата НДС
Третьим спорным пунктом нового Налогового кодекса Максим барышев называет систему E-Tamga, которая обязывает определенные категории предпринимателей вносить НДС авансом, еще до выставления счет-фактуры. По сути, чтобы просто продолжить работу, бизнесу придется предоплатить налог из собственных оборотных средств.
Под предоплату НДС могут попасть:
- Вновь зарегистрированные налогоплательщики по НДС;
- Перерегистрированные с полной сменой состава участников;
- Исполнившие уведомление об отзыве ЭСФ;
- С возобновленным правом выписки ЭСФ (с исключениями).
— Но НДС — это косвенный налог. И его никто и никогда авансом не платит, так как это искажает саму суть бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Возникнут ситуации, где клиент не делает предоплату или задерживает оплату. Бизнес будет вынужден оплачивать НДС из оборотки или брать кредит на оплату НДС. Деньги бизнеса будут заморожены, пока они нужны на товар в обороте, зарплаты и аренду. Аванс НДС навредит всей экономике страны. Я уверен, что бизнес должен развиваться, а не финансировать бюджет заранее, — говорит Максим Барышев.
Итоги от Максима Барышева
— Я выделил основные риски введения этих пунктов в Налоговый кодекс. Это может привести к разрыву цепочек поставок и снижению экономики. Возможен рост безработицы (при закрытии бизнесов). Произойдет общее снижение благосостояния населения. На текущий момент предложение очевидное – пересмотреть Налоговый кодекс в части улучшения этих статей, — заключил собеседник Digital Business.
Может быть интересно:
Эксперт понятно объяснил, что изменится в налогах с 2026 года