Построила карьеру в США, но вернулась в Казахстан ради стартапа. История девушки из Костаная

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 18.08.2025, 08:58
Вернулась из США в Казахстан ради стартапа

Камила Даутканова училась в школе-интернате для одаренных детей имени И.Алтынсарина, а затем стала студенткой KIMEP. После университета начала строить карьеру маркетолога в крупных компаниях. А позже поступила в University of Southern California в Лос-Анджелесе. После окончания вуза устроилась в CF Industries – крупную агропромышленную корпорацию в США, где работала с ключевыми партнерами. Однако спустя несколько лет решила вернуться в Казахстан . Сейчас Камила развивает свой стартап BookEat – умный сервис по оптимизации процессов в ресторанах.

Специально для Digital Business героиня рассказала, почему решила оставить карьеру на родине и уехать в США, и с какими известными личностями училась в одном вузе. Также узнали, с чем пришлось столкнуться при работе в крупной американской корпорации, сколько тратила на жизнь в Штатах и почему решила вернуться домой.

«Хотела попасть в среду, где придется расти не только профессионально, но и как личность»

– Я родилась в большой шумной казахской семье, где никто не знал, что такое одиночество. С 5-го по 8-ой класс училась в школе-интернате для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина, а домой приезжала только на выходные. Это место было очень традиционным: девочкам нельзя громко смеяться и повышать голос, вместо этого необходимо быть прилежной и правильной, чтобы нравиться воспитателям. Каждый день — линейки и строгая дисциплина, например, пол в комнате мыли два раза в день.

Кажется, именно там стала самостоятельной и научилась решать проблемы без помощи взрослых. Но есть и вторая сторона: до сих пор в каких-то ситуациях срабатывает «уят», и даже опыт жизни в США не всегда помогает избавиться от мыслей «что скажут люди». Думаю, желание переехать в Штаты отчасти зародилось именно там: хотелось выразить себя, быть яркой и громкой, а не только примерной.

Однако сначала поступила в KIMEP на специальность «Маркетинговые коммуникации». На втором курсе попала на стажировку в HR-отдел The Ritz-Carlton. Через год устроилась на фулл-тайм в турецкое подразделение Coca-Cola, где проводила маркетинговые исследования и запускала различные акции. Здесь получила опыт работы в международной среде с большим количеством экспатов. Поехала в первую командировку в Анталию и почувствовала вкус настоящей корпоративной жизни.

На четвертом курсе перешла в отдел бренд-маркетинга British American Tobacco. Там научилась креативить в условиях ограничений — например, с командой придумали, как отметить пятилетие бренда, не привлекая внимание несовершеннолетних. Этот опыт до сих пор считаю одним из самых ценных.

В моей жизни все было «правильно», но внутри зрело ощущение, что готова идти дальше. Хотела попасть в среду, где придется расти не только профессионально, но и как личность. Где нет никого, кто бы знал меня с детства, а оценивали только по текущим поступкам. Поэтому решила попробовать поступить в американский университет.

«В одном вузе со мной училась дочь Барака Обамы»

– Выбрала 2 вуза для поступления – Northwestern University в пригороде Чикаго и University of Southern California (USC) в Лос-Анджелесе. Нужно было сдать IELTS и Graduate Record Examination (GRE) – стандартизированный тест для магистрантов и аспирантов. Чтобы подготовиться, удалила соцсети и занималась с репетиторами, но за 3 недели до экзамена оба университета сообщили, что GRE можно не писать из-за пандемии.

Камила Даутканова

Самым сложным было составить personal statement – эссе о себе. Американцам важно понять, какой ты человек, что тебя драйвит, почему выбрал именно эту программу, впишешься ли в ценности их университета. Этот текст писала и правила на протяжении четырех месяцев.

Поступила в оба университета, но выбрала Лос-Анджелес. За магистратуру нужно было платить $80 000 в год, но удалось получить грант, который покрыл все расходы. В USC действительно ощущался международный масштаб. На пару курсов младше училась принцесса Иордании, а в на бакалавриате – дочь 44-ого президента США Барака Обамы. На выпускном вечере увидела его лично. В этот момент поняла, что нахожусь в среде, где все возможно. Это сильно поднимает внутреннюю планку.

Переезд — всегда микс из виз, документов, билетов, страховок. Логистика заняла 6 месяцев, а вот эмоционально было сложнее: как будто сжигала мост, что ведет в зону комфорта. Однако учеба прошла относительно мягко, в вузе были ровесники, однокурсники и образовалась своя мини-среда.

«Была первой иностранкой в отделе»

– Ближе к концу учебы начала искать работу. Полтора месяца каждый день писала людям в LinkedIn, подавалась примерно на 30 позиций в день. В итоге меня пригласили на собеседование в CF Industries – крупную агропромышленную компанию в США из списка Fortune 500. Было 6 интервью и 1 бизнес-кейс. В финале – встреча с вице-президентами. Почти не говорили о работе — им было важно понять, какой я человек. Наверное, поэтому до сих пор общаемся с бывшими коллегами .

Начала как специалист по работе с клиентами, потом вела проекты по Северной и Южной Америке, а через год стала менеджером по работе с ключевыми партнерами. В моем портфеле были 10 стратегически важных компаний.

Ради этой работы переехала из Лос-Анджелеса в Чикаго, где не было ни одного знакомого. До этого момента никогда не чувствовала себя настолько «сама по себе». Была первой иностранкой в отделе. Компания проводила круизы по городу, встречи с влиятельными людьми из списка Forbes, организовывала гольф с партнерами, приглашала топ-спикеров. Внешне все выглядело очень красиво. А вот на деле оказалось, что все разделены на «группы» для совместных поездок, обедов и т.д. Но тебя туда не зовут, ведь ты для них пока чужой.

Чтобы изменить ситуацию, стала вести небольшой проект по социализации: запоминала факты про коллег, фиксировала их в памяти, спрашивала, проявляла интерес. Без фальши, но с постоянным интересом. Так начала входить в их мир. Этот опыт научил меня качественной коммуникации, умению быть собой и выстраивать контакт в любой среде.

«За комнату, которую делила с соседкой, платила $1100 в месяц»

– В США особенно нравилось, что не нужно извиняться за свою яркость. Там вера в себя не перебор, а базовое условие. В университете нам говорили: «Вы здесь — значит, лучшие». Это помогало не сомневаться в себе на каждом шаге и усиливало внутреннюю опору.

Непросто давались отношения между людьми. Все внешне очень дружелюбно: улыбки, small talk. Но между вами будто есть стекло — тонкое, но ощутимое. Люди живут в своих мирах и не спешат открываться. При этом, если тебе доверяют, то впускают глубоко и надолго. В этом есть ценность: все по-настоящему, просто на то, чтобы стать ближе, нужно время и терпение.

Жить в Калифорнии было довольно дорого. В Лос-Анджелесе платила $970 в месяц за место в общежитии и $1100 за комнату, которую делила с соседкой. На еду тратила около $400-500 ежемесячно. Старалась готовить дома, чтобы сэкономить. Пару раз в месяц ужинала в ресторанах, средний чек за один поход – примерно $70. Метро в городе было ужасным, поэтому передвигалась на такси: на это уходило около $150 в месяц. Для сравнения, карточка для поездок на общественном транспорте стоила в районе $100.

 

В Чикаго снимала комнату, где жила одна, за $1300–1500 в месяц, на еду тратила примерно $600-800. Начала чаще ходить в рестораны, так как получала уже не стипендию, а полноценную зарплату. Связь и интернет обходились в $50 в месяц, салоны красоты – в $170–200. Медицина — отдельная история: даже со страховкой можно получить счет на непредсказуемую сумму.

Жизнь определенно была дороже, но вместе с этим начала гораздо сильнее ценить время, ресурсы и усилия. Поняла, что могу не бояться говорить о деньгах, росте и запросах.

«В будущем хочу попасть со своим проектом в Y Combinator»

– Через пару лет решила вернуться в Казахстан, потому что поняла, что готова строить свой бизнес. Сейчас вместе с кофаундером Адэль Айтым развиваю стартап BookEat – умный сервис по оптимизации ресторанных процессов, который позволяет бронировать столы и делать предзаказ блюд.

Идея BookEat родилась в момент тоски по дому. Когда жила в США, часто ловила себя на том, что скучаю не только по родным и друзьям, но и по еде. В Чикаго был маленький ресторан центральноазиатской кухни, где нас уже знали. С друзьями всегда звонили в заведение заранее: «Четыре лагмана, две порции мант — будем через полчаса». К нашему приезду все было готово. Однажды, во время Рамадана, захотела сделать родителям сюрприз и оплатить им ужин в Казахстане. Но вместо пары кликов меня ждали долгие переписки в WhatsApp, переводы, уточнения. В тот момент поняла: должно быть проще. Представила платформу, которая работает как тот самый звонок за лагманом: быстро и удобно, без лишних слов. Где пользователь может забронировать столик, заказать и оплатить, находясь хоть за 10 000 километров от ресторана.

Развивать проект в Казахстане решила, потому что именно здесь вижу огромный разрыв между потенциалом рынка и тем, как устроен ресторанный бизнес сегодня. Заведения теряют тысячи долларов в месяц из-за ручных процессов и хаоса в заказах. Гости тратят время в очередях и получают усталый сервис. И это можно изменить.

Камила Даутканова

У BookEat уже есть первые успехи: стали участниками программы Startup Garage от Astana Hub и попали в топ-15 стартапов из 302 проектов. И это только начало.

За время моего отсутствия Казахстан стал более смелым и голосистым. Вижу, что молодежь не боится пробовать и заявлять о себе. Вернулась в другую страну — и это вдохновляет. Переезд снова пока не планирую. В будущем хочу попасть со своим проектом в Y Combinator, но пока не тороплюсь никуда. Строю стартап здесь, а если и поеду обратно в США, то уже с сильной командой и четкой миссией.