Умение прогнозировать и работать на высоких скоростях. Как Freedom Broker управляет рисками

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Эсклюзив из центра ИИ в Астане. Уже на YouTube! Эсклюзив из центра ИИ в Астане. Уже на YouTube!
Дата публикации: 14.08.2025, 10:00
Как работают риск-менеджеры

Эпоха цифровизации формирует новые правила в риск-менеджменте: не просто реагировать на возникающие угрозы, но и заранее использовать самые передовые технологии для их предотвращения. В новом выпуске спецпроекта Freedom Broker PRO журналист Digital Business побеседовал с управляющим директором по риск-менеджменту Freedom Broker Артемом Гармашевым

Эксперт рассказал о том, с какими вызовами сталкиваются его сотрудники, в чем интеллектуальная красота их профессии и какие ИТ-инструменты и подходы они сейчас внедряют.

«На рынке сложно превысить среднюю доходность без рисков»

— Артем, расскажите о зоне ответственности подразделений, отвечающих за риск-менеджмент в компании. Какие функции они выполняют?

— Риски — это оборотная сторона любого бизнеса. Подразделения, которые находятся под моим управлением, занимаются повышением осведомленности компании и контролем рисков, свойственных сфере инвестирования в ценные бумаги.

Если формально описывать нашу структуру, то тут характерно разделение на традиционные направления. Первое — это риски собственного портфеля. Второе — это риски клиентских операций. Третье — операционные риски, включающие и информационную безопасность, и информационные технологии, и обеспечение непрерывности деятельности. Четвертое — контроль регуляторного капитала. Пятое — отдел антифрод, занимающийся противодействием внутреннему и внешнему мошенничеству. И шестое — развитие системы анализа и методологии рисков.

— Раскройте, пожалуйста, эти направления подробнее. В чем особенности работы каждого подразделения?

При контроле рисков собственного портфеля применяются различные сценарные модели и выстраивается система лимитирования операций. К примеру, сценарий, когда в начале этого года Нацбанк повысил базовую ставку, был заранее спрогнозирован, и убытки в связи с его реализацией были под контролем компании. Размер максимальных убытков как раз и ограничивается системой лимитирования. А механизм так называемых «китайских стен» обеспечивает возможность такие ограничения ставить: подразделения, занимающиеся управлением рисками и управлением собственным портфелем, независимы.

Источником риска клиентских операций, в основном, являются операции маржинальной торговли, когда клиенты имеют возможность инвестировать не только собственные средства, но и используя заемные. Такие риски для розничных клиентов нужно ограничивать, и здесь используется автоматизированная пре-трейд система контроля. Когда уровни обеспеченности портфеля нарушаются, риск-менеджеры отдела клиентских операций инициируют margin-call (требования клиенту сократить риск или пополнить портфель). 

Работа с крупными профессиональными клиентами (маркет-мейкерами и алго-трейдерами) имеет свою специфику. Например, модели, применяемые для розничных инвесторов, могут предъявлять маржинальные требования выше, чем фактический риск стратегий профессиональных клиентов (например, арбитражных операций). 

Отделом анализа и методологии рисков реализована система контроля на основе анализа больших ценовых данных с использованием статистических моделей, позволяющая снизить маржинальную нагрузку для таких клиентов. В некоторых случаях снижение измеряется в разы, без фактической недооценки рисков. Это достаточно редкий и дорогой сервис на инвестиционном рынке.

Freedom Broker Pro Risk

Работа отдела операционных рисков заключается в анализе внутренних бизнес-процессов, выявлении ключевых проблем и непрерывной их митигации (смягчения последствий — прим. Digital Business). Инструментами здесь выступают автоматизированные средства сбора и анализа реестра инцидентов (на основе Jira), проводятся регулярные процедуры самооценки всех подразделений через риск-координаторов и составление карты рисков.

Отдельное направление – обеспечение непрерывности деятельности компании, которое включает методы управления при форс-мажорных обстоятельствах. Существует группа сотрудников, обеспечивающая непрерывность деятельности. В случае возможных ЧП — например, природных катаклизмов, — эта группа дислоцируется в безопасное место и может работать автономно. При этом мы не ждем наступления таких катаклизмов, а тестируем наши планы дважды в год, что обучает специалистов эффективной работе в экстренных ситуациях.

Контроль регуляторного капитала – это требование, которое регулятор предъявляет к финансовой устойчивости компании, и мы безусловно его соблюдаем. Конечно, быстрый и масштабный рост нашей компании вызывает повышенное внимание Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Мы находимся в постоянном контакте и сотрудничестве с регулятором, принимаем участие во встречах и дискуссиях по развитию рынка.

Кроме того, подразделения риск-менеджмента участвуют в запуске новых проектов. То есть ни один продукт или услуга в компании не запускается без нашего предварительного ревью.

– Хочу уточнить про антифрод. Какие алгоритмы позволяют выявить подозрительные операции?

– Здесь ведется работа с внутренним и внешним мошенничеством, департамент идет по пути создания скоринговой антифрод-системы (комплекса мер по мониторингу мошенничества — прим. Digital Business). Используются такие паттерны, как транзитные операции, сделки без экономического смысла, фронтраннинг (торговля на основе информации о предстоящих крупных сделках — прим. Digital Business) и т.д. Если говорить о рынке, то на нем сложно превысить среднюю доходность без рисков. Когда специалисты видят, что клиенты начинают зарабатывать сильно больше без видимых рисков, то это уже сигнал для отслеживания системой – сверхдоходность. Сверхубыток тоже может свидетельствовать о какой-то злонамеренной активности. К примеру, когда клиент по незнанию передал доступ к счету мошенникам, может быть зафиксирован убыток по счету. Конечно же, это не ключевые факторы, а одни из многих отслеживаемых паттернов.

Если говорить о системе контроля манипулирования на рынке ценных бумаг, то в этой сфере мы реализовали систему пререйд-контроля сделок. То есть крупная сделка, если в ней прослеживается элементы манипулирования и значительных ценовых отклонений от справедливой цены, будет остановлена еще на этапе подачи заявки.

Также по направлению мошенничества департамент взаимодействует и обменивается информацией с АО «Фридом Банк Казахстан» о выявленных случаях мошенничества для своевременного предупреждения такой активности.

Freedom Broker Pro Risk

Какие инструменты использует команда для автоматизации работы

— Вы упомянули о тесном сотрудничестве с АРРФР. Но компанию оценивают не только регуляторы. Каково сейчас отношение международных рейтинговых агентств к Freedom Broker?

— В июне этого года международное агентство S&P Global Ratings пересмотрело прогноз по рейтингам АО «Фридом Финанс», Freedom Finance Global PLC, Freedom Finance Europe Ltd и АО «Фридом Банк Казахстан» со «стабильного» на «позитивный» и подтвердило долгосрочные и краткосрочные рейтинги на уровне «В+/В». По национальной шкале рейтинги АО «Фридом Финанс» и АО «Фридом Банк Казахстан» повышены с «kzBBB» до «kzBBB+». Рейтинг Freedom Holding Corp. подтвержден на уровне «В-».

Обычно после изменения прогноза следует пересмотр рейтингов на ступень выше при продолжении нашей работы в том же направлении. Одна из формулировок к повышению прогноза – в связи с улучшением системы управления риском и комплаенса, то есть непосредственно касающейся нашей работы. Это приятный комплимент для всей команды, будем продолжать в том же духе. 

Безусловно, такая оценка от S&P — это прямой сигнал международным и институциональным инвесторам о кредитном качестве наших компаний. Вместе с тем, надеюсь, что для физических лиц это также не останется незамеченным. Я рекомендую им основывать свои финансовые решения на объективных источниках информации, за которыми стоят глубокие проверки и авторитет. На «желтых» постах в инстаграме и информации от информационных агентств, которые даже не являются СМИ, ничего, кроме тревожности и искаженных взглядов, не заработаешь.

— А с какими основными вызовами сталкивается ваша команда?

— Freedom Broker интенсивно растет и быстро запускает различные сервисы. Основной вызов для риск-менеджмента — это приспособиться к высокой скорости и темпам роста. Ведь управление рисками — задача системная, требующая весьма осмысленного и где-то консервативного подхода.

— Насколько работа подразделений риск-менеджмента автоматизирована? Какие ИТ-инструменты или системы используете?

— Традиционно риск-менеджмент работает с анализом большого количества финансовых данных. Мы используем различные источники их получения от международных провайдеров, таких как Bloomberg, FactSet и Cbonds. Конечно же, специалисты регулярно работают с искусственным интеллектом, используется инструменты Microsoft Copilot как в повседневных задачах, так и в задачах программирования финансовых моделей. Для анализа данных и визуализации используются инструменты Microsoft PowerBi и QlikSense.

Freedom Broker Pro Risk

«Риск-менеджеры имеют немного иной взгляд, чем финансовые аналитики»

— Давайте поговорим о тонкостях профессии. Какие качества и навыки особенно важны для работы в риск-менеджменте?

— Начну с хард-скиллов. Здесь важны экономическое, математическое или техническое образование и связанный с этими направлениями склад ума. Нужно непосредственное знание финансового рынка как на практическом уровне, так и на глубоком теоретическом. К примеру, знать финансовые и статистические модели, все, что связано с математическим описанием динамики движения финансовых активов. Что касается специалистов операционных рисков, то здесь важно понимание описания и функционирования бизнес-процессов компании, а также проектного менеджмента. Ведь в этой области специалист анализирует неэффективности, характерные для работы всей компании, и должен уметь оценить их как в качественном, так и в количественном выражении.

Важно отметить, что риск-менеджеры имеют немного иной взгляд, чем финансовые аналитики. Сотрудники не используют технический анализ, т.к. далеко не все фигуры и индикаторы технического анализа статистически выдержат проверку на предсказательную способность. Риск-менеджеры также анализируют финансовую отчетность, но не с точки зрения инвестиционной привлекательности, а с точки зрения способности компании выполнять свои обязательства, поэтому более нейтрально смотрят на финансовые мультипликаторы. Риск-менеджеры не стараются отыгрывать новости и не опираются в своих решениях на посты государственных деятелей в социальных сетях. Специалисты проверяют с помощью математических моделей статистические гипотезы, историю движения активов и историю компаний. Все это — область работы риск-менеджмента в финансах, потому что на это можно опираться в долгосрочной перспективе.

Если говорить о софт-скиллах риск-менеджера, то тут важны, во-первых, навык думать о последствиях, во-вторых, умение думать в долгосрочной перспективе. На рынке порой важнее не заработать, а не потерять, чтобы рынок тебя не съел.

В психологии есть направление позитивного мировоззрения, а в риск-менеджменте наоборот — менеджер мыслит негативными сценариями. Специалисты команды — это такие стоики от мира финансов. Они держат в голове, что может случиться плохого. И это знание не приводит их к депрессии, а помогает осознанно работать с негативными сценариями.

— Расскажите о команде и квалификации сотрудников. Какой подход к развитию предпочитаете: обучение, менторство?

— Команда риск-менеджмента брокера достаточно сбалансирована. Сейчас в ней работают 16 человек. Есть как ветераны, к примеру, Елжан Нурмагамбетов, работающий в структуре 10 лет, так и молодые специалисты, пришедшие сразу после окончания ВУЗов.

В команде есть специалисты, обладающие международными сертификатами, такими как GARP FRM (Financial Risk Management) и CFA Charterholder (3 уровень Chartered Financial Analyst).

Кроме того, каждый год мы проводим обучение в соответствие с международными программами, у сотрудников есть возможность пройти обучающую программу по подготовке к сертификации FRM и при желании сдать экзамен.

— Как мотивируете команду? Есть ли нефинансовые стимулы, карьерные треки?

— Безусловно, у команды есть система финансовых поощрений в виде бонусов по выполнению KPI, а также структура позволяет организовывать продвижение отличившихся сотрудников в должностях. Более того, это необходимость – быстрый рост и связанный с этим объем работы обязывает эффективно управлять мотивацией и делегированием задач.

Есть особый KPI на качественные коммуникации с другими подразделениями Freedom Broker. Механизм китайских стен обеспечивает отсутствие конфликта интересов, но иногда вызывает дискуссии на профессиональной почве. Дело в том, что задача риск-менеджмента не запрещать деятельность, а грамотно управлять рисками, с ней связанными. А так как это проникает во все сферы компании, сотрудникам департамента важно четко доносить рабочие моменты и уметь коммуницировать с коллегами. Кроме того, сотрудники департамента регулярно проводят внутренние обучения, это часть развития риск-культуры, поэтому навыки коммуникации и донесения своих мыслей крайне важны.

Кстати, риск-культура и развитие в компании риск-ориентированного подхода – это одна из задач наших подразделений. Помогать коллегам думать в своей деятельности не только о заработке и непосредственных функциях, но и о рисках, связанных с ними. Не тушить возникающие пожары, а устранять их причины.

— Есть ли в департаменте какие-то внутренние традиции, мероприятия, которые сплачивают команду?

— Сотрудникам нравится проводить время друг с другом. Помимо корпоративных мероприятий, регулярно собираемся и сами. Есть традиция устраивать пешие горные прогулки, играем в большой и настольный теннис, недавно начали играть в футбол. Еще собираемся играть в настольные игры, особенно полюбился «Денежный поток» Роберта Кийосаки. 

Freedom Broker Pro Risk

«На бирже инвестор покупает и продает риск»

— В чем, на ваш взгляд, «красота» или интеллектуальное удовольствие в работе риск-менеджмента?

— Удовольствие от работы с рисками — в поиске этого особого мышления. Как я уже говорил, риск-менеджеры прежде всего смотрят на финансовые рынки не как на возможность легкого заработка — где доходность, там непременно риск. Поэтому понимание, что на бирже инвестор покупает и продает риск, позволяет сохранить и приумножить капитал в долгосрочной перспективе. Ну и, безусловно, такого рода мышление и на повседневной жизни и решениях отражается – какие причины ты создал, такой результат и получил.

Еще один «красивый» момент профессии в ее математической строгости и возможности выстраивать и проверять гипотезы. Это вносит некую толику понимания и контроля хаотичного и опасного финансового рынка.

Систематизация и работа с такими достаточно абстрактными понятиями, как риск и вероятность – тоже интересно. Например, есть в компании такая фундаментальная вещь, как риск-аппетит. Она вытекает из целей и стратегии – мы хотим достичь цели X, но столько для этого мы готовы потерять? Т.е. нет достижений без потерь: и в жизни человека, и у компании. Вот формализация такой штуки, как риск-аппетит, по каждому из ключевых направлений бизнеса — весьма увлекательный процесс.

Freedom Broker Pro Risk

«Я хотел взглянуть на систему с профессиональной стороны»

— Расскажите немного о своем профессиональном пути. Почему был выбран риск-менеджмент?

— Можно сказать, что это семейная история. Я родился в семье инженеров, мышление и образование с детства прививалось техническое с уклоном в анализ и математику.

Старший брат также работает в брокерском бизнесе. Много рассказывал о финансовых рынках и об историях заработка на нем в сотни процентов. 

После самостоятельной торговли на брокерском счете я захотел взглянуть на систему с профессиональной стороны. Начинал с младшей позиции риск-менеджера на бирже и за 4 года вырос до руководителя управления риск-менеджмента. 

— Что насчет личных увлечений?

— Момент work-life balance критически важен в сфере рисков. Чтобы оставаться на плаву, помогает медитация. Она позволяет не выгорать, меньше реагировать на стресс и быть в гармонии со своими мыслями и эмоциями.

Также стараюсь не забывать о каратэ и боевых искусствах, которыми увлекаюсь уже более 15 лет. У меня черный пояс, несколько лет преподавал боевые искусства детям и взрослым. И хотя сейчас занимаюсь несравнимо меньше, каждая тренировка приносит искреннее удовольствие. Вообще считаю, что любая физическая активность крайне важна для представителей интеллектуальных профессий – когда слишком много концепций в голове, телесные практики очень помогают.

— Что в работе компании вдохновляет вас на развитие и поиск новых вызовов?

— Freedom Broker привлекает меня многими вещами. Во-первых, это динамично растущая компания на активно развивающемся и молодом рынке. Здесь много проектов, где можно применить свой опыт, но также и много вызовов и очень нестандартных задач и подходов. Во-вторых, профессиональная команда, с которой очень приятно работать и есть чему учиться. С активно растущей компанией развиваешься и сам.