Казахстанка переехала во Францию и стала графическим дизайнером. Вот ее история

Лаура Касымова родилась в Кокшетау, а детство и юность провела в небольшом городе Атбасар Акмолинской области. После школы выиграла грант в Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева и поступила на филологический факультет. Там девушка изучала английский и французский. Именно хорошее знание языков сыграло ключевую роль в ее будущем переезде за границу.
Лаура рассказала Digital Business о том, как поступила во французский университет, нашла здесь работу, а позже освоила ИТ-профессию. Также узнали об особенностях жизни на юге Франции, тратах на аренду жилья и продуктовую корзину в разных городах и карьерных возможностях для иностранцев в этой стране.
«Обучение во французских университетах стоило около 200 евро в год»
– Когда мне было 13 лет, в Атбасаре открылся English Club, который поддерживало посольство США — с этого началось увлечение иностранными языками. Каждое лето к нам приезжали американцы, было много разговорной практики. Так к 15 годам у меня уже имелся неплохой уровень. Поняла, что языки даются хорошо и начала параллельно сама учить французский.
К моменту поступления в университет выбор специальности был очевиден — выиграла грант в ЕНУ, где изучала два языка: английский и французский. Во время учебы нашла трехмесячную «стажировку» во Франции — по сути работу на лето, для которой иностранцу нужна только краткосрочная виза. Это хороший вариант для студентов, если хотите практиковать язык.
Начала копить деньги на поездку. На билеты понадобилось 500-600 евро (217-260 тыс. тенге на 2019 год), консульский сбор при подаче на визу — 200 евро (примерно 87 тыс. тенге). При этом, чтобы получить визу, нужно было иметь на счету примерно 1500-2000 евро (943 тыс.-1,25 млн тенге). После учебного года впервые поехала во Францию — в Ла-Рокетт-сюр-Сьянь, небольшой город в тридцати минутах от Канн.
Работала официанткой в ресторане на территории кемпинга. Зарплата была совсем небольшой для Франции — около 600 евро в месяц (примерно 260 000 тенге на 2019 год). Однако мы жили прямо там в домиках и ели в кафе — это значительно сокращало расходы. Во время стажировки узнала, что обучение во французских государственных университетах на тот момент стоило всего около 200 евро в год (примерно 87 000 тенге). Правда, иностранные студенты не могут работать полный день — только до 20 часов в неделю. Но и этого вполне достаточно, чтобы заработать на базовые нужды.
Когда вернулась в Астану, решила поступать в Университет Пуатье. Главное условие — уровень французского не ниже B1. У меня к тому времени был B2. Я подавала документы через культурно-образовательный центр Alliance Français в Астане, действующий при поддержке посольства Франции. Сама готовилась к экзамену на подтверждение уровня языка, собирала необходимые бумаги (языковой сертификат, аттестат и мотивационное письмо), а Alliance Français помогал подать все в университет.
«Во Франции без проблем можно переводится в другие университеты»
– В результате удалось поступить в Университет Пуатье на лингвистическую специальность, но начинать пришлось с первого курса бакалавриата. Сразу бросилось в глаза, насколько различается обучение в казахстанских и французских университетах. В Казахстане давали хорошую теоретическую базу, но очень не хватало практики — во Франции с этим гораздо лучше.
Во французских университетах отношение преподавателей к студентам более демократичное. Они готовы выслушивать, объяснять материал, если что-то непонятно. Спокойно воспринимают иное мнение — даже если оно не совпадает с их собственным. Что касается экзаменов, культура списывания практически отсутствует: если у студента находят шпаргалку, он автоматически получает ноль, а это серьезно влияет на общий рейтинг.
Еще одна интересная особенность обучения во Франции: можно переводиться из одного вуза в другой. Если меняешь направление, досдаешь необходимые экзамены. Но в моем случае все было проще, так как оставалась в рамках своей специальности. Это позволило путешествовать и погружаться в культуру разных французских городов.
После первого курса в Пуатье, старом средневековом городке, перевелась в Университет Страсбурга. Страсбург находится недалеко от границы с Германией, поэтому больше напоминает немецкие города, чем французские. А после второго курса попала в Université Côte d'Azur в Ницце, где и доучилась. На юге Франции более курортная и расслабленная атмосфера, но при этом в Ницце есть и крупные музеи, и в целом культурная жизнь.
«В Казахстане визуальная культура в диджитале развита сильнее, чем во Франции»
– Уже на втором курсе в Страсбурге нашла подработку и начала себя обеспечивать. Устроилась официанткой в веганский ресторан рядом с кампусом — шла на смену сразу после учебы, работала 4-5 часов в день и зарабатывала 600-700 евро в месяц (260-305 тыс. тенге). Помимо зарплаты, получала студенческую помощь на аренду жилья от государственной организации CAF — 150-200 евро в месяц. Всего вместе хватало и на оплату студии в центре города, и на основные расходы.
Для сравнения — в Казахстане тоже работала part-time, при этом намного больше часов. Мне не надо было платить за аренду, но денег все равно ни на что не хватало, потому что платили меньше. А стоимость жизни в Казахстане гораздо выше по сравнению с уровнем зарплат.
Во Франции познакомилась с будущим мужем — он веб-разработчик и после учебы нашел работу в Каннах, поэтому решили остаться здесь. Я тоже устроилась на работу — аккаунт-менеджером в агентство недвижимости. В Каннах каждый год проходит несколько фестивалей, сюда съезжаются люди из разных стран, поэтому клиенты агентства были в основном иностранцами. Оказалось, что французы действительно не очень хорошо говорят по-английски — это не стереотип. Поэтому мой свободный английский стал большим плюсом.
Спустя год работы в агентстве решила сменить сферу и устроилась в бутик французского бренда одежды, чтобы заниматься продажами. Знание языков тоже оказалось очень кстати — было много русскоязычных клиентов.
Мне всегда нравилось оформлять посты в социальных сетях, подбирать шрифты, выстраивать композицию, поэтому вскоре пришла мысль заняться графическим дизайном на профессиональном уровне. Параллельно с работой в бутике пошла на курсы. Совмещать их с работой было непросто — училась по вечерам и ночам, все выходные. Если что-то было непонятно — наверстывала с помощью информации в интернете. Графический дизайн стал для меня настоящей отдушиной. Поняла, что это действительно мое.
Первый заказ в дизайне был связан с рестораном. Муж разрабатывал для одного заведения сайт, а я взялась за оформление меню и айдентику. За этот проект заплатили около 1000 евро. С тех пор рестораны составляют основную часть моей клиентской базы. В основном занимаюсь бренд-дизайном, стоимость начинается от 700 евро, а крупные проекты могут стоить до 2000 евро — в зависимости от объема и сложности. Клиенты приходят по рекомендациям, иногда находят через Instagram.
Большинство моих заказчиков — из Франции, хотя были и зарубежные, например, из России. С клиентами из Казахстана работать пока не приходилось. Дело в том, что в нашей стране совсем другие расценки. Но при этом я вижу, что в Казахстане визуальная культура в диджитале развита сильнее: бренды активнее инвестируют в Instagram и онлайн-образ в целом.
«Юг Франции немного пенсионерский»
– Сейчас совмещаю несколько ролей: графического дизайнера на фрилансе, контент-криэйтора и преподавателя английского и французского языков. Это бывает непросто — фриланс дает свободу, но и вызывает стресс: все время нужно думать о поиске заказов. Сейчас рассматриваю переход на частичную или полную занятость в местной компании. Хочется найти позицию, связанную с графическим дизайном или созданием контента.
Пока мы живем в Каннах, но постепенно думаем о том, чтобы куда-то перебраться. Да, здесь идеальный климат: 300 солнечных дней в году, море под боком. Но при этом юг Франции немного «пенсионерский». Город оживает в курортный сезон и во время фестивалей, а в остальное время здесь слишком спокойно.
В месяц одному человеку в Каннах нужно около 1500-2000 евро (примерно 900 тыс.—1,2 млн тенге), чтобы снимать однокомнатную квартиру, покупать продукты и оплачивать общественный транспорт. Личный транспорт содержать затратно — бензин, страховка и обслуживание гораздо дороже, чем в Казахстане. На двоих нужно около 3500-4000 евро (примерно 2,1-2,4 млн тенге). Самая большая статья расходов — аренда недвижимости. К тому же жилье на круглый год не всегда легко найти, потому что большая часть сдается сезонно — туристам и гостям фестивалей.
По сравнению с Казахстаном во Франции сильно дороже рестораны и такси. Например, ужин на двоих редко обходится дешевле 80-100 евро (примерно 50-60 тысяч тенге), а десятиминутная поездка на такси стоит от 15 евро (примерно 10 тысяч тенге). При этом цены на продукты сопоставимы.
«Банковские приложения, доставка, госуслуги во Франции заметно отстают»
– Онлайн-сервисы здесь развиты хуже: банковские приложения, доставка, госуслуги во Франции заметно отстают. Если в Казахстане банковскую карту вам могут выпустить моментально, то здесь нужно ждать примерно неделю. В целом обслуживание во Франции более медленное, а бюрократии — больше. Электронные системы часто зависают или «теряют» документы, поэтому надежнее решать все офлайн.
В Каннах не так много возможностей для развития, как в крупных городах Франции. Население здесь меньше, и есть не так много компаний, куда можно устроиться работать, как, например, в Париже и Лионе. Поэтому не исключаем, что в скором будущем рассмотрим переезд в один из этих городов. Или даже в другую страну — например, в Швейцарию. Но пока это только в планах.
Тем, кто планирует переехать во Францию, хочу посоветовать в первую очередь учить язык. Хорошо, если вы знаете английский, в Париже он пригодится. Но знание французского откроет еще больше дверей.
И еще один важный момент — когда едете в другую страну учиться или работать, не оставайтесь в своем комьюнити. Я часто наблюдаю, что многие приезжают сюда и общаются только с русскоязычными людьми, а потом сталкиваюсь с мнением, что с французами нельзя подружиться. Это вообще не так, все мои лучшие подруги здесь — местные. Просто надо быть к людям открытым, только так можно по-настоящему адаптироваться.