Парень из Казахстана поступил в Гарвард с полным грантом. Рассказываем, как ему удалось

Поступить в Гарвард — мечта миллионов, но удается немногим. Американский университет входит в топ-5 лучших вузов мира и принимает лишь 3-4% абитуриентов. Одним из них стал Арман Сабыржан из Алматы. При этом он получил полный грант — то есть учиться будет бесплатно.
Объясняем, как парень из простой семьи попал в частную школу, влюбился в робототехнику и даже стал преподавать. Почему захотел именно в Гарвард? Сколько длилась подготовка? Что нужно написать в эссе, чтобы тебя приняли? Об этом Digital Business поговорил с будущим студентом, который уже в августе отправится на учебу.
«Привык работать на пределе — и получать от этого удовольствие»
— До 8-го класса учился в обычной государственной школе и серьезно увлекался боевыми искусствами — рукопашным боем и айкидо. Участвовал в соревнованиях и завоевывал призовые места. Но однажды сходил на занятие по робототехнике и постепенно забросил спорт.
Мой учитель по робототехнике работал в частной школе имени Шокана Уалиханова. Он предложил попробовать поступить туда по гранту. Меня взяли и дали возможность учиться бесплатно.
Однажды в школе сообщили, что запускается программа по робототехнике. Сказали: если выиграем национальное соревнование, получим шанс поехать на международный чемпионат в США. Сразу записался. Начал собирать робота по инструкции, оставался в школе допоздна, пробовал, ошибался, переделывал — делал все, чтобы победить. Задача была непростая: робот должен был построить башню из цилиндров и в конце залезть на турник. Выложился по максимуму — и в итоге взяли приз.
Поехали на мировой чемпионат в Кентукки. Так началось мое серьезное увлечение робототехникой. Ездил на соревнования — бессонные ночи, поездки за границу, дедлайны, волнение перед запуском. Кажется, именно тогда привык работать на пределе — и получать от этого удовольствие.
У меня был и свой проект — образовательный STEM-набор, который объединяет робототехнику и экологию. Ученики могут с его помощью собрать миниатюрную умную теплицу. Программируют сенсоры, создают мобильное приложение для управления устройством, сажают растения, ухаживают за ними и наблюдают весь процесс. Самое главное — это не просто игра. Все знания и навыки могут быть применены в больших, настоящих теплицах.
Примерно в это же время начал преподавать в Международной академии робототехники. Моим ученикам было от 8 до 14 лет — и поначалу они не всегда воспринимали меня всерьез, ведь сам не так далеко ушел от них по возрасту. Но это стало и плюсом. Лучше понимал, как они мыслят, как им удобнее воспринимать материал.
«Меня поразило, насколько Гарвард умеет заботиться о своих студентах»
— В 2024-м школа проспонсировала участие в летней программе Harvard Summer School. Изучал там физику и социологию. Был удивлен, что на курсах учились не только старшеклассники, но и студенты бакалавриата, магистранты. Завел с ними знакомства. А еще получил рекомендательное письмо от докторанта Массачусетского технологического института, с которым тесно работали во время курса.
До поездки думал, что не так важно, в какой именно университет поступать — главное, чтобы он был сильным. Но Гарвард перевернул мое представление.
С первых дней почувствовал: это особенное место, где оказываешься среди умнейших людей со всего мира. Больше всего поразило, насколько Гарвард умеет заботиться о студентах. Еще до начала учебы университет проводит серию встреч и онлайн-сессий, чтобы помочь первокурсникам подготовиться.
У каждого новичка будет несколько эдвайзеров — наставников, которые помогают с выбором направления, решением бытовых и академических вопросов. Кроме того, университет активно поддерживает инициативы студентов: предоставляет гранты на собственные проекты, возможность пройти стажировку или обучаться в других странах — и все это бесплатно.
После этой поездки у меня не осталось сомнений: хочу учиться именно здесь.
«Подавал документы более чем в 20 ведущих университетов США»
— Ключевую роль в поступлении сыграла программа Shoqan Mentorship, которую запустили в нашей школе. Подключился к ней в марте 2024 года. Вместе с менторами составили стратегию поступления: весной начал активно готовиться к экзамену SAT (Scholastic Assessment Test — стандартизированный экзамен, который требуется для поступления в большинство университетов США) и учиться писать эссе. Летом прошел двухмесячную летнюю школу Гарварда, а осенью наступил самый интенсивный этап — нужно было подавать заявки.
Готовился к SAT самостоятельно и с преподавателем 3 раза в неделю. Приходилось самому сидеть часами: решать пробники, разбирать ошибки, учить правила. В итоге набрал 1510 баллов. Результатом был доволен — он считается высоким.
Для подготовки к эссе мне дали наставника. Мог задавать ему любые вопросы, переписывать, искать лучшие формулировки. В эссе писал о многом: про опыт в робототехнике, преподавании, истории из жизни. Рассказал, как с двумя учениками потерялся в метро Стамбула. Были там на соревнованиях, и в какой-то момент у меня закончился интернет. Выходили на каждой станции, пытались понять, не наша ли это. Интернета не было, карты под рукой тоже. В конце написал: «Мог просто спросить дорогу, но из-за паники даже не подумал об этом. Настоящий лидер — не тот, кто пытается все сделать сам, а тот, кто не боится попросить помощи». Это была простая история, но, кажется, именно такие моменты лучше всего раскрывают человека.
Подача заявки — это отдельная история. Момент, когда нажимаешь кнопку «отправить» и десятый раз перепроверяешь каждую строчку, вызывает почти физическое напряжение. Но самый эмоциональный период — март. В этом месяце приходят решения от вузов, и каждый день ожидания кажется неделей. Подавал документы более чем в 20 ведущих университетов США — среди них Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и Принстон. Но в итоге прошел только в Гарвард.
Узнал о поступлении, когда был на олимпиаде в Англии. Когда понял, что меня приняли, почувствовал облегчение. Все было не зря.
С нетерпением жду начала учебы. Когда подавал заявку, нужно было выбрать три направления. Указал: механическая инженерия, компьютерная инженерия и инженерия, связанная с экологическими проблемами. Но в Гарварде студенты не обязаны сразу определяться с направлением — сделать окончательный выбор можно только во втором семестре второго курса. Хочу попробовать себя и в других сферах: интересны экономика и психология. Есть мысли запустить свой MedTech-проект — и надеюсь, Гарвард даст все необходимое, чтобы воплотить эту идею.