Эксперт развеял мифы о работе обменников в Казахстане

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Эсклюзив из центра ИИ в Астане. Уже на YouTube! Эсклюзив из центра ИИ в Астане. Уже на YouTube!
Дата публикации: 30.07.2025, 11:37

На фоне резких скачков курса доллара и ажиотажа на валютном рынке казахстанцы снова обратили внимание на работу обменных пунктов: кто и как формирует курс, в какие дни происходят всплески, зачем при обмене просят удостоверение личности и правда ли, что валюты не хватает.

Digital Business побеседовал с председателем Ассоциации обменных пунктов Казахстана Арчином Галимбаевым и получил честные ответы на волнующие вопросы. Наш собеседник развеял самый популярный миф, который до сих пор эксплуатирует регулятор и объяснил, как на самом деле работает система.

Влияет ли сезонный спрос на валюту на курс?

В данный момент сложился ажиотажный спрос на иностранную валюту на Казахстанской фондовой бирже. Нацбанк уже дал свой комментарий по этому поводу, но у нашего собеседника возникло важное замечание:

— Нацбанк, как первый источник, более компетентен, нежели мы, участники рынка. Единственное, с чем я не согласен — это то, что сезонный спрос на валюту повлиял на стоимость курса. По моим ощущениям и по тому, как люди меняют наличную валюту в обменных пунктах, спрос не такой уж и большой, чтобы влиять на рыночные изменения курса. Очень многие перешли на карточки, на безналичную оплату, и необходимость в покупке наличной иностранной валюты, как это было, скажем, 10 лет назад, уже отпала, — объяснил Галимбаев.

Наличные перед отпуском вышли из моды

По словам Арчина Галимбаева, прежние времена, когда перед летом в обменниках выстраивались очереди, уходят в прошлое. Казахстанцы все чаще выбирают безналичные расчеты — наши карты принимают почти везде. Даже те, кто раньше активно закупал валюту перед отпуском, теперь ограничиваются минимумом.

— Активность физических лиц при массовой покупке валюты перед отпуском ушла в прошлое. Честно говоря, в последние годы я вообще не вижу массовой покупки. У меня достаточно широкий круг общения — в телефоне более тысячи контактов. И все мои знакомые, которые раньше перед отпуском покупали валюту и покупают ее у меня, либо спрашивают, где купить, — с каждым годом таких становится меньше. Люди переходят на безналичный расчет, на карточки, которые принимают в любой стране, кроме Российской Федерации. Очень многие перешли на безнал. Я и сам перешел на безнал: если лечу с семьей, использую кредитную карту. Беру с собой наличность буквально для случаев, если где-то не принимают оплату картой — 100–200 долларов мелкими купюрами. Так что я не вижу таких массовых покупок валюты, как это было раньше, — поделился Галимбаев.

«Черных вторников» не существует

Арчин Галимбаев подчеркивает: басни о том, что курс доллара якобы резко растет в определенные дни недели или часы, — чистый миф. Обменные пункты не влияют на курс напрямую, они просто работают в рамках тех условий, которые диктует рынок. И если биржа уже закрыта, курс остается стабильным.

— Нет привязки к дням недели. Курс может вести себя волатильно и в понедельник, и во вторник. Все зависит от спроса и предложения на Казахстанской фондовой бирже. Поэтому говорить о том, что в понедельник курс резко прыгает, а в четверг он спокойнее — это неверно. Инструменты стабилизации? Обменники ничего такого не используют. Они отталкиваются от курсов, которые складываются на фондовой бирже, и руководствуются ими в момент работы биржи. После закрытия биржи (она закрывается в 17:00), обменники работают еще несколько часов, до 20:00. И за эти три часа никаких изменений не происходит. Ночью обменникам работать запрещено, но есть исключения.

Если говорить о вокзалах, аэропортах, а также казино, которые работают круглосуточно, то там волатильность курса закладывается в спред. Спред немного расширен, а маржа увеличена. Поэтому утверждать, что ночью курсы завышены — тоже неверно, потому что ночью обменники закрыты, — подчеркивает наш собеседник.

Почему меняется разница между покупкой и продажей валюты

Колебания между значениями покупки и продажи валюты в обменниках — чистая математика. Все зависит от того, насколько резко движется курс на Казахстанской фондовой бирже. Если биржа «шатает» курс на 1–2% за пару часов, то обменные пункты вынуждены подстраховываться, чтобы не уйти в минус.

— Разница между покупкой и продажей, естественно, не всегда в одном коридоре, потому что во время волатильности на самой бирже, когда курс изменяется на 1–2% за одну торговую сессию, это ощутимые цифры для наличного рынка. Если при открытии биржи курс, допустим, 537, а при закрытии — в течение одного-двух часов — он растет до 545, то, соответственно, обменные пункты тоже подстраховываются. А когда курс на бирже неволатильный, то есть находится в узком коридоре, обменные пункты сужают свою маржу. Поэтому здесь все опять же привязано к KASE, — поделился специалист.

Табличка «Долларов нет»

Галимбаев рассказывает, что раньше часто можно было услышать: «В обменниках нет налички», особенно в периоды скачков курса. Но с тех пор, как повысили требования к уставному капиталу обменников до 100 миллионов тенге, такие случаи стали диковинкой:

— Бывают дни, когда наличных долларов не хватает. Также бывают дни, когда наличных денег не хватает для обеспечения потребностей рынка. Но на самом деле, последнее увеличение уставного капитала до 100 миллионов в обменном пункте, в принципе, свело эту проблему на нет. То есть обменные пункты, как правило, всегда обеспечены иностранной валютой. Такого ажиотажа, что нигде нет валюты, практически уже не бывает.

Банки подкрепляют — они продают обменным пунктам валюту по оптовым курсам, чтобы обеспечить их кассы деньгами. Кстати, банки тоже испытывают необходимость в деньгах. Поэтому если обменный пункт нормально функционирует, если он заинтересован в заработке, то он оперативно пополняет свою кассу иностранной валютой. Это касается не только евро и доллара, но и российских рублей и так далее. В пиковые дни руководитель или менеджер обменного пункта следит за тем, чтобы в кассе всегда была та или иная валюта в достаточном объеме для удовлетворения спроса, — развеял еще один миф собеседник Digital Business.

Почему курс в Шымкенте может быть выше, чем в Алматы?

Арчин подчеркивает, что обменники не устанавливают цены «с потолка». Они зависят от того, по какой цене покупают валюту у банков. А банки, в свою очередь, включают в курс свои издержки — в том числе на перевозку наличности.

— Разброс курсов между обменниками даже в пределах одного города регулируется спросом и предложением. Если в каком-то обменном пункте большой спрос, он поднимает курс продажи, а также курс покупки, чтобы восстановить объем валюты. А если спрос небольшой и есть большое предложение, то обменный пункт, наоборот, снижает курс продажи доллара, чтобы быстрее продать эту валюту. В Алматы и Астане курсы плюс-минус одинаковые, но есть свои нюансы, связанные с логистикой валюты, — это уже больше к банкам. Если банки продают оптовые курсы обменникам в Алматы, то в Шымкенте они продают чуть дороже, потому что есть логистика наличной иностранной валюты, которую банки закладывают в курс, — объяснил собеседник.

Зачем обменникам удостоверение?

Доллары

Арчин подчеркивает, что обязательное предъявление удостоверения личности при обмене валюты — это не прихоть обменников, а четкое требование Национального банка Казахстана.

— При обмене иностранной валюты на любую сумму обменный пункт или банк просит предъявить удостоверение личности. Это требование Национального банка. Раньше были пороговые суммы — от миллиона, потом от 500 тысяч, затем от 200 тысяч. Сейчас Нацбанк собирает базу данных клиентов. При сделках свыше 10 миллионов данные передаются в Комитет финансового мониторинга в течение 24 часов после сделки. До 10 миллионов — данные остаются в обменном пункте и никуда не передаются. Переживать за это не нужно, — заверил наш собеседник.

Есть ли риски?

По мнению эксперта, для обычных граждан нет серьезных рисков, что обмен валюты может быть использован против них. Этот процесс в Казахстане полностью легален:

— Я в принципе не вижу проблем и рисков для граждан, что обмен валюты может быть использован против них. У нас обмен валюты не запрещен, это не как в Советском Союзе. Единственный риск — если налоговая придумает новый налог с прибыли. То есть если гражданин купил валюту по одному курсу, а затем продал по другому и извлек прибыль, — тогда, возможно, с нее придется платить налог. Но давайте не будем подсказывать налоговой, как зарабатывать? — улыбается Галимбаев.

Прогноз по курсу

Давать точные прогнозы по курсу валют — задача неблагодарная и сложная, говорит наш собеседник. Однако своими предположениями он все-таки поделился:

— Прогнозы курса — это, конечно, не к нам вопрос. Мы лишь как термометр, который показывает температуру. Какая температура будет у больного — мы не спрашиваем у термометра, мы только смотрим. Давать прогнозы — дело неблагодарное, но я думаю, что в районе 540 тенге плюс-минус 5% мы останемся до конца года, — заключил собеседник Digital Business.

Может быть интересно:

Известный банкир объяснил, что будет дальше с парой тенге/доллар