Глава Нацбанка написал откровенный пост о ситуации с тенге

Всю неделю тенге падал, обновлял антирекорды, а общественность и эксперты ждали реакции Нацбанка. И даже советовали все-таки включить механизм с интервенциями. Вечером в пятницу глава Нацбанка Тимур Сулейменов написал большой пост на своей страничке в Facebook, ответив критикам. Рассказываем самое главное.
Для контекста. Что случилось с тенге?
Он упал. Еще 1 июля было 519.64 за 1 американский доллар, а на выходные уходим с курсом 544.87. Это почти минус 5 процентов за несколько недель.
Почему упал? Что говорит Сулейменов
Глава Нацбанка напомнил, что с 2015 года в Казахстане действует режим инфляционного таргетирования и свободно плавающего курса.
— Сейчас курс тенге формируется на валютном рынке под воздействием спроса и предложения, а также является отражением рыночных процессов в экономике, внутренних и внешних факторов. Раньше, когда валютный курс устанавливался государством, это приводило к резким, административным и одномоментным девальвациям.
Давление на тенге Сулейменов объяснил вот чем:
- Растет объем фискальных вливаний в экономику, растет объем денежной массы, а ВВП так быстро не растет.
- Стартовали большие инфраструктурные проекты, массово закупается импортная техника. Отсюда спрос на валюту. Что нужно? Чтобы производство внутри «догнало» денежную массу, а доля импорта упала.
- Сезонные выплаты дивидендов.
- Туристы и отпуска
С точки зрения фундаментальных факторов (цены на нефть, падение доллара в мире и тп), по его словам, «текущий уровень курса недооценен». А спекуляций Нацбанк не видит.
Будет ли вмешиваться Нацбанк? Пока нет.
— Кто-то говорит, что нам нужно делать интервенции, стабилизировать курс. В этом есть правда, если курс волатилен и нестабилен под воздействием спекулятивных факторов, — говорит Сулейменов. — Если же курс движется вверх или вниз под воздействием рыночных или фундаментальных факторов, интервенции не помогут, а только навредят. Важно понимать, что неоправданные интервенции могут сыграть на руку именно спекулянтам, а не экономике в целом. Мы должны с умом распоряжаться национальными резервами.